Решение по делу № 2а-66/2019 от 18.12.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 марта 2019г. с.Красный Яр

Красноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Зотовой Н.А., с участием помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Корниенко Е.И., представителя административного ответчика администрация муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области Саидовой Т.А., представителя административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Жалпакова А.Г., представителя административного ответчика ООО «ЭкоЦентр» Каражигитовой Э.Г., при секретаре Власовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в с.Красный Яр по адресу: ул. Советская, д.2, административное дело № 2а-66/2019 по административному исковому заявлению прокурора Красноярского района Астраханской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ООО «ЭкоЦентр» о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноярского района Астраханской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным административным иском, в обоснование требований указав, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства, проведенной прокуратурой района по информации Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области, было установлено, что на территории Красноярского района Астраханской области имеется несанкционированное размещение твердых бытовых отходов по адресу: <>, площадью 1га, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области вопросов местного значения, в частности по участию в организации сбора и утилизации твердых коммунальных отходов. Просит признать бездействие администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области по непринятию мер к ликвидации несанкционированной свалки размещения отходов производства и потребления по указанному адресу незаконным и обязать административного ответчика администрацию муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <>, площадью 1га.

Помощник прокурора Красноярского района Астраханской области Корниенко Е.И. административные исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, просила удовлетворить, однако требования поддержала только к ответчику администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области, поскольку полагает, что именно муниципальный район ответственный за ликвидацию несанкционированных свалок на территории района, если не представляется возможным установить собственника земель.

Представитель административного ответчика администрация муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области Саидова Т.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, дополнительно пояснила, что является не единственным ответственным лицом, поскольку и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, и ООО «Экоцентр» обязаны принимать соответствующие меры по ликвидации свалок. Полагает, что объектом защиты в данном случае выступает земля как природный ресурс. Земельные участки, на которых расположены свалки, являются федеральной собственностью, поскольку государственная собственность на них не разграничена, муниципальный район не является правообладателем указанных земель. Российская Федерация не делегировала администрации района свои полномочия по выполнению мероприятий по содержанию и охране земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем просила в иске отказать.

Представитель административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области Жалпаков А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, полагая себя не надлежащим ответчиком, указал, что Министерство не наделено полномочиями по ликвидации свалок на территории Астраханской области, в связи с чем указанные действия не относятся к компетенции министерства как органа, уполномоченного в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Поскольку ответственным за организацию свалки является собственник отходов, а когда собственника отходов установить не представилось возможным, владельцем отходов является орган местного самоуправления, юридическое лицо или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. Собственник заявленных в иске свалок не установлен, в связи с чем ответственным за ликвидацию свалок является муниципальный район.

Представитель административного ответчика ООО «ЭкоЦентр» Каражигитова Э.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поскольку полагает себя ненадлежащим ответчиком, указывает, что является региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Астраханской области. В соответствии с возложенными полномочиями имеет права принять меры к самостоятельной ликвидации только после предварительного уведомления собственника отходов и не принятия им соответствующих мер. Так как собственник свалки не установлен, ООО «ЭкоЦентр» не имеет полномочий по ликвидации свалок.

Заинтересованное лицо Служба природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области о времени и месте судебного разбирательства извещено в порядке статей 96, 98, 99 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, об отложении не ходатайствовал, уважительных причин своей неявки не сообщил.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу о следующем.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию и ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В силу статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления.

В силу статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.2. СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

При этом объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. (пункт 2)

В каждом населенном пункте периодичность удаления отходов и размещения мест временного их хранения согласовываются с местными учреждениями санитарно – эпидемиологической службы (в настоящее время – органами Роспотребнадзора). (пункт 2.2)

Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.(пункт 3.2)

Согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение, Обращение с отходами, Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России № 607-стот 28 декабря 2001г., несанкционированные свалки отходов – это территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Согласно пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение, Обращение с отходами, Термины и определения» собственник отходов - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, на территории муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области на земельном участке площадью 1га, расположенном по адресу: <>, обнаружена несанкционированная свалка в виде размещения отходов: навоза, шерсти сельскохозяйственных животных, полиэтиленовых пакетов, пластиковых и стеклянных бутылок, картонной тары, мебели, веток, останков животных и т.д.

Указанные обстоятельства не отрицает в судебном заседании и представитель административного ответчика администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области.

Полномочия администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района закреплены пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области и ООО «Экоцентр» являются ненадлежащими ответчиками по данному делу, в связи с чем суд полагает, что обязанность по ликвидации указанных несанкционированных свалок должно быть возложено на орган местного самоуправления, а именно на администрацию муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного суда Российской Федерации от 13 октября 2015 г. № 26-П, от 26 апреля 2016 г. № 13-П и последующих, полномочия по организации деятельности в области обращения с отходами должно закрепляться по общему правилу за муниципальными районами. Законом - с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов - на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

В качестве вопроса местного значения муниципального района организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории городского округа своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Поскольку экологическая функция является общей для всех уровней публичной власти в Российской Федерации, в целях наиболее эффективной ее реализации не исключается взаимодействие, в том числе на договорной основе, органов государственной власти с органами местного самоуправления городских округов в пределах закрепленных за ними полномочий, в частности для выявления и своевременного устранения несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, причиняющего вред окружающей среде и служащего фактором негативного воздействия на здоровье человека. Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, использование в правоприменительной практике положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве нормативного основания для возложения на городские округа (муниципальные районы) безусловной обязанности по проведению за счет средств местного бюджета сбора и вывоза отходов, неправомерно размещенных неустановленным лицом на расположенных на их территории землях любой формы собственности, влечет, таким образом, нарушение не только закрепленного Бюджетным кодексом Российской Федерации в порядке конкретизации конституционных основ финансовой системы государства принципа самостоятельности бюджетов (статья 31), но и конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления и, соответственно, - нарушение статей 130 (часть 1), 132 (часть 1) и 133 Конституции Российской Федерации. При этом действующее правовое регулирование не предполагает возложения на органы местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов, размещенных неустановленными лицами на лесных участках в составе земель лесного фонда, расположенных на территории этих городских округов (муниципальных районов), без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят исключительно к вопросам местного значения муниципального района организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Судом учтены правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, учтено, что земельный участок, на котором размещены отходы (<>), относится к землям не разграниченной собственности, что стороной административного ответчика не оспаривается.

Следовательно, органы местного самоуправления (муниципальные районы), пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированной свалки по вышеуказанным адресам.

При этом, судом учтено, что на органах местного самоуправления непосредственно не лежит обязанность ликвидации несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на земельных участках любой формы собственности, вместе с тем, органы местного самоуправления вправе и обязаны оперативно устранять причины образования несанкционированных свалок, выявлять лиц, в результате деятельности которых незаконно размещаются отходы, привлекая их к ответственности.

Однако, как следует из материалов административного дела, глава администрации МО «Красноярский район», достоверно зная в течение длительного времени о несанкционированном размещении отходов на территории своего муниципального образования, действенных мер к организации деятельности по сбору отходов, препятствующей их несанкционированному размещению, не принял.

Доводы представителя района, что органы муниципального образования обязаны лишь принимать участие в организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, не является основанием для возложения обязанностей по ликвидации несанкционированной свалки на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, поскольку использование формулировки «участие», не может быть сведено к формальному участию района в сборе и вывозе бытовых отходов и не означает права игнорирования ответчиком существующих несанкционированных свалок. Несанкционированные свалки, безусловно, причиняют вред окружающей среде, здоровью граждан. Ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления - муниципальный район. (статья 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).

Следовательно, если лицо, виновное в несанкционированном размещении отходов, не установлено, вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления, несанкционированных свалок на расположенных на территории муниципального образования земельных участках должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка. Применительно к землям неразграниченной собственности – лицом, которому предоставлено право распоряжения земельным участком.

Вышеуказанное свидетельствует, что администрация муниципального образования «Красноярский район», уклоняясь от решения отмеченных вопросов местного значения, допускает бездействие, выражающееся в не организации регулярной очистки территории муниципального образования от отходов производства и потребления в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

При этом не исключается обязанность органов государственной власти по нормативному, техническому, регулированию, методическому обеспечению, реализации необходимых разрешительных, контрольных действий, помощи муниципальным районам, в том числе, в вопросе совершенствования системы работы с отходами.

Указанные выше нормы исключают и обязанность ООО «ЭкоЦентр» как регионального оператора, принять меры к ликвидации свалки, поскольку не установлен собственник отходов, размещенной на установленной прокурором территории.

С учетом положений пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным установить срок для исполнения судебного решения – в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуюсь статьями 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Красноярского района Астраханской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области по непринятию мер по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды.

Обязать администрацию муниципального образования «Красноярский район» Астраханской области принять меры по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <> площадью 1 га.

Об исполнении решения суда сообщить в суд и прокурору Красноярского района Астраханской области в течение 10 дней со дня исполнения.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 06 марта 2019г..

Судья ЗОТОВА Н.А.

2а-66/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Красноярского района АО
Ответчики
АМО Красноярский район
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
ООО "Эко-Центр"
Суд
Красноярский районный суд Астраханской области
Дело на сайте суда
krasnoyarsky.ast.sudrf.ru
18.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
19.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
20.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
20.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
29.01.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
29.01.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2019[Адм.] Судебное заседание
22.02.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
22.02.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.03.2019[Адм.] Судебное заседание
06.03.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2020Регистрация административного искового заявления
29.03.2020Передача материалов судье
29.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Подготовка дела (собеседование)
29.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2020Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
29.03.2020Судебное заседание
29.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.03.2020Дело оформлено
29.03.2020Дело передано в архив
04.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее