����������������������������������������������������������������������������������������������
в„– 88Р°-21448/2020
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
5 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІР°
Судебная коллегия РїРѕ административным делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции РІ составе председательствующего СЃСѓРґСЊРё Склярука РЎ.Рђ., судей РЎРјРёСЂРЅРѕРІРѕР№ Р•.Р”., РЎРѕСЂРѕРєРёРЅР° РЎ.Р’. рассмотрела РІ открытом судебном заседании РІ помещении Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции поступившую РІ СЃСѓРґ первой инстанции 28 августа 2020 РіРѕРґР° кассационную жалобу представителя Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области Таракановой Р•.РЎ. РЅР° решение Тутаевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Ярославской области РѕС‚ 13 декабря 2019 РіРѕРґР°, апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам Ярославского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 9 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР°, вынесенные РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Гопоненко Михаила Викторовича, Гвоздева Евгения Владимировича, РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Рвана Александровича РѕР± оспаривании отказа Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области РІ предоставлении земельного участка (присвоенный СЃСѓРґРѕРј первой инстанции номер дела: в„– 2Р°-1458/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия
установила:
Гопоненко Рњ.Р’., Гвоздев Р•.Р’., РЎРјРёСЂРЅРѕРІ Р.Рђ., будучи собственниками нежилых зданий, расположенных РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, общей площадью 18675 РєРІ.Рј., РїРѕ адресу: <адрес>, Р° также арендаторами указанного земельного участка, 16 сентября 2019 РіРѕРґР° обратились Рє Главе Администрации Тутаевского муниципального района СЃ заявлением Рѕ предоставлении упомянутого земельного участка, находящегося РІ муниципальной собственности, РІ РёС… общую долевую собственность (Гопоненко Рњ.Р’. – 23/100 доли, Гвоздева Р•.Р’. – 77/200 доли, РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Р.Рђ. – 77/200 доли) без проведения торгов РЅР° основании пункта 2.2. статьи 3 Федерального закона РѕС‚ 25 октября 2001 РіРѕРґР° в„– 137-ФЗ «О введении РІ действие Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Р·Р° плату РІ размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.
РџРёСЃСЊРјРѕРј заместителя Главы Администрации Тутаевского муниципального района РїРѕ имущественным вопросам – директора Департамента муниципального имущества Рзрайлевой Рђ.Р’. РѕС‚ 8 октября 2019
года № 3458 в адрес представителя заявителей – Сухоросова Д.Е. сообщено об отсутствии у них права на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене.
Отказ мотивирован тем, что в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» граждане имеют право на приобретение земельного участка по льготной цене в случае возникновения права собственности на здания, строения и сооружения, расположенные на данном земельном участке, до вступления в силу Земельного кодекса РФ (30 октября 2001 года), в то время, когда право собственности заявителей на здания возникло лишь в 2015 и 2019 годах.
Кроме этого, отсутствуют основания для применения положений абзаца 3 пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поскольку испрашиваемый земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование заявителям не предоставлялся.
Сообщено о возможности обратиться в Департамент муниципального имущества с заявлением о приобретении земельного участка в общую долевую собственность за плату - 25% от кадастровой стоимости по истечении срока действия договора аренды согласно постановлению правительства Ярославской области от 26 февраля 2015 года 180-п либо с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии со статьей 39 Земельного кодекса РФ.
Гопоненко Рњ.Р’., Гвоздев Р•.Р’., РЎРјРёСЂРЅРѕРІ Р.Рђ. обратились РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Департаменту муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области РѕР± оспаривании данного отказа Рё возложении обязанности рассмотреть РёС… заявление повторно, мотивируя требования несоответствием такого отказа действующему законодательству.
Решением Тутаевского городского суда Ярославской области от 13 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 9 июня 2020 года, постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области РѕС‚ 8 октября 2019 РіРѕРґР° в„– 3458 РІ предоставлении РІ собственность Р·Р° плату собственникам расположенных РЅР° нем объектов – Гопоненко Рњ.Р’., Гвоздева Р•.Р’., РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Р.Рђ. земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, общей площадью 18675 РєРІ.Рј., РїРѕ адресу: <адрес>, СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования – для производственных целей Р·Р° цену РІ размере 2,5% РѕС‚ кадастровой стоимости земельного участка.
Обязать Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть
заявление Гопоненко Рњ.Р’., Гвоздева Р•.Р’., РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° Р.Рђ. Рѕ предоставлении РІ собственность Р·Р° плату земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, общей площадью 18675 РєРІ.Рј., РїРѕ адресу: <адрес>, СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования – для производственных целей Р·Р° цену РІ размере 2,5% РѕС‚ кадастровой стоимости земельного участка.
В кассационной жалобе представителя Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области Таракановой Е.С. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, нежилое здание бетонно-растворной установки, расположенное на земельном участке по вышеуказанному адресу, принадлежит Гопоненко М.В. с 2 октября 2015 года;
нежилое здание склада заполнителей - Гвоздеву Р•.Р’. Рё РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ Р.Рђ. РїРѕ ? доле РІ праве общей долевой собственности СЃ 12 августа 2019 РіРѕРґР°;
нежилое здание склада СЃ инженерными коммуникациями – Гвоздеву Р•.Р’. Рё РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ Р.Рђ. РїРѕ ? доле РІ праве общей долевой собственности СЃ 2 октября 2015 РіРѕРґР° Рё РїРѕ ? доле РІ праве общей долевой собственности СЃ 14 мая 2019 РіРѕРґР°.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если:в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;
такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.
Пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона предусмотрено, что
до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;
гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорный земельный участок был образован из земельного участка, ранее находившегося в пользовании ОАО «Тутаевпромстрой», на который до 1 июля 2012 года было осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды (1 июля 2003 года);
впоследствии ОАО «Тутаевпромстрой», приобретшее нежилые здания, расположенные на этом земельном участке, на основании плана приватизации от 30 июня 1992 года, заключило с ООО Компания «Юника» договор купли-продажи этих зданий (20 октября 2003 года);
7 апреля 2006 года ОАО «Тутаевпромстрой» ликвидировано;
земельный участок, арендованный с 20 августа 2009 года ООО Компания «Юника», входил в состав земельного участка, который ранее был арендован ОАО «Тутаевпромстрой»;
нежилые здания в последующем были приобретены в собственность административными истцами.
Проанализировав положения закона, регулирующие возникшие правоотношения, и установив приведенные выше обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что последующий собственник имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости.
При этом судебная коллегия апелляционной инстанции сослалась на разъяснения, содержащиеся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 19 октября 2016 года, о том, что субъектами применения льготного порядка расчетов за приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Для приобретения земельного участка по льготной цене в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку из буквального толкования данной нормы не следует, что субъектом приобретения земельного участка по льготной цене является первый приобретатель недвижимости.
Физическое лицо при приобретении им на основании гражданско-правовой сделки недвижимого имущества, которое ранее было отчуждено в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, наряду с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями также является субъектом права выкупа земельного участка по льготной цене на основании абзаца второго пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ.
РРЅРѕРµ толкование РЅРѕСЂРјС‹ пункта 1 статьи 2 Закона в„– 137-ФЗ может привести Рє тому, что коммерческие организации Рё предприниматели Р±СѓРґСѓС‚ находиться РІ более выгодном положении РїРѕ сравнению СЃ гражданами, РЅРµ имеющими статус индивидуального предпринимателя.
Не соглашаясь с выводами нижестоящих судебных инстанций, в кассационной жалобе содержатся доводы о том, что условия для приобретения земельного участка по льготной цене в настоящем случае не выполняются.
Так, на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № право постоянного бессрочного пользования не переоформлялось, право собственности административных истцов на объекты недвижимости возникло уже после вступления в силу Земельного кодекса РФ.
Вопреки доводам жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат действующему законодательству по основаниям, подробно и развернуто изложенным в судебных актах, в том числе с учетом упомянутых выше разъяснений, согласно которым норма абзаца второго пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ не конкурирует с правилом абзаца пятого пункта 1 той же статьи, а дополняет ее, устанавливая для граждан право выкупить земельный участок по льготной цене в иных случаях, не подпадающих под действие абзаца второго.
Относительно осуществления переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды в отношении испрашиваемого земельного участка, судами со ссылкой на многочисленные постановления Главы Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской достоверно установлено, что он был образован из земельного участка, в отношении которого было установлено право постоянного (бессрочного) пользования за ОАО «Тутаевпромстрой».
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.
При таких обстоятельствах выводы судов об наличии оснований для удовлетворения административного иска истцов судебная коллегия находит правильными.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 13 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 9 июня 2020 года
оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области Таракановой Е.С. – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
РЎСѓРґСЊРё: Р•.Р”. РЎРјРёСЂРЅРѕРІР°
РЎ.Р’. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.