Решение по делу № 8а-22188/2020 от 23.09.2020

����������������������������������������������������������������������������������������������

                                         в„– 88Р°-21448/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    5 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР°                              Рі. РњРѕСЃРєРІР°

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую в суд первой инстанции 28 августа 2020 года кассационную жалобу представителя Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области Таракановой Е.С. на решение Тутаевского городского суда Ярославской области от 13 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 9 июня 2020 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Гопоненко Михаила Викторовича, Гвоздева Евгения Владимировича, Смирнова Ивана Александровича об оспаривании отказа Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области в предоставлении земельного участка (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-1458/2019).

Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., судебная коллегия

установила:

    Р“опоненко Рњ.Р’., Гвоздев Р•.Р’., РЎРјРёСЂРЅРѕРІ И.Рђ., будучи собственниками нежилых зданий, расположенных РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, общей площадью 18675 РєРІ.Рј., РїРѕ адресу: <адрес>, Р° также арендаторами указанного земельного участка, 16 сентября 2019 РіРѕРґР° обратились Рє Главе Администрации Тутаевского муниципального района СЃ заявлением Рѕ предоставлении упомянутого земельного участка, находящегося РІ муниципальной собственности, РІ РёС… общую долевую собственность (Гопоненко Рњ.Р’. – 23/100 доли, Гвоздева Р•.Р’. – 77/200 доли, РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° И.Рђ. – 77/200 доли) без проведения торгов РЅР° основании пункта 2.2. статьи 3 Федерального закона РѕС‚ 25 октября 2001 РіРѕРґР° в„– 137-ФЗ «О введении РІ действие Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Р·Р° плату РІ размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка.

    РџРёСЃСЊРјРѕРј заместителя Главы Администрации Тутаевского муниципального района РїРѕ имущественным вопросам – директора Департамента муниципального имущества Израйлевой Рђ.Р’. РѕС‚ 8 октября 2019

года № 3458 в адрес представителя заявителей – Сухоросова Д.Е. сообщено об отсутствии у них права на приобретение земельного участка в собственность по льготной цене.

    РћС‚каз мотивирован тем, что РІ силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона РѕС‚ 25 октября 2001 РіРѕРґР° в„– 137-ФЗ «О введении РІ действие Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» граждане имеют право РЅР° приобретение земельного участка РїРѕ льготной цене РІ случае возникновения права собственности РЅР° здания, строения Рё сооружения, расположенные РЅР° данном земельном участке, РґРѕ вступления РІ силу Земельного кодекса Р Р¤ (30 октября 2001 РіРѕРґР°), РІ то время, РєРѕРіРґР° право собственности заявителей РЅР° здания возникло лишь РІ 2015 Рё 2019 годах.

Кроме этого, отсутствуют основания для применения положений абзаца 3 пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поскольку испрашиваемый земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование заявителям не предоставлялся.

Сообщено о возможности обратиться в Департамент муниципального имущества с заявлением о приобретении земельного участка в общую долевую собственность за плату - 25% от кадастровой стоимости по истечении срока действия договора аренды согласно постановлению правительства Ярославской области от 26 февраля 2015 года 180-п либо с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду в соответствии со статьей 39 Земельного кодекса РФ.

Гопоненко М.В., Гвоздев Е.В., Смирнов И.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области об оспаривании данного отказа и возложении обязанности рассмотреть их заявление повторно, мотивируя требования несоответствием такого отказа действующему законодательству.

    Р РµС€РµРЅРёРµРј Тутаевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Ярославской области РѕС‚ 13 декабря 2019 РіРѕРґР°, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии РїРѕ административным делам Ярославского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 9 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР°, постановлено:

    РџСЂРёР·РЅР°С‚СЊ незаконным отказ Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области РѕС‚ 8 октября 2019 РіРѕРґР° в„– 3458 РІ предоставлении РІ собственность Р·Р° плату собственникам расположенных РЅР° нем объектов – Гопоненко Рњ.Р’., Гвоздева Р•.Р’., РЎРјРёСЂРЅРѕРІР° И.Рђ. земельного участка СЃ кадастровым номером в„–, общей площадью 18675 РєРІ.Рј., РїРѕ адресу: <адрес>, СЃ РІРёРґРѕРј разрешенного использования – для производственных целей Р·Р° цену РІ размере 2,5% РѕС‚ кадастровой стоимости земельного участка.

    РћР±СЏР·Р°С‚СЊ Департамент муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области РІ течение 15 дней СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу повторно рассмотреть

заявление Гопоненко М.В., Гвоздева Е.В., Смирнова И.А. о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 18675 кв.м., по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – для производственных целей за цену в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.

    Р’ кассационной жалобе представителя Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области Таракановой Р•.РЎ. ставится РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене состоявшихся РїРѕ делу судебных постановлений РїРѕ мотивам незаконности Рё необоснованности.

    Р›РёС†Р°, участвующие РІ деле, Рѕ времени Рё месте рассмотрения жалобы извещены своевременно Рё надлежащим образом.

    РџСЂРѕРІРµСЂРёРІ материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ кассационной жалобы, судебная коллегия РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.

    РљР°Рє следует РёР· материалов дела Рё установлено судами первой Рё апелляционной инстанций, нежилое здание бетонно-растворной установки, расположенное РЅР° земельном участке РїРѕ вышеуказанному адресу, принадлежит Гопоненко Рњ.Р’. СЃ 2 октября 2015 РіРѕРґР°;

    РЅРµР¶РёР»РѕРµ здание склада заполнителей - Гвоздеву Р•.Р’. Рё РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ И.Рђ. РїРѕ ? доле РІ праве общей долевой собственности СЃ 12 августа 2019 РіРѕРґР°;

    РЅРµР¶РёР»РѕРµ здание склада СЃ инженерными коммуникациями – Гвоздеву Р•.Р’. Рё РЎРјРёСЂРЅРѕРІСѓ И.Рђ. РїРѕ ? доле РІ праве общей долевой собственности СЃ 2 октября 2015 РіРѕРґР° Рё РїРѕ ? доле РІ праве общей долевой собственности СЃ 14 мая 2019 РіРѕРґР°.

    Р’ соответствии СЃ пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Р Р¤ граждане Рё юридические лица имеют право РЅР° равный доступ Рє приобретению земельных участков РІ собственность. Земельные участки, находящиеся РІ государственной или муниципальной собственности, РјРѕРіСѓС‚ быть предоставлены РІ собственность граждан Рё юридических лиц, Р·Р° исключением земельных участков, которые РІ соответствии СЃ настоящим Кодексом, федеральными законами РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ находиться РІ частной собственности.

    РЎРѕРіР»Р°СЃРЅРѕ подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Р Р¤ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, РЅР° которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений РІ РЅРёС… РІ случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

    Р’ силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Р Р¤, если РёРЅРѕРµ РЅРµ установлено настоящей статьей или РґСЂСѓРіРёРј федеральным законом, исключительное право РЅР° приобретение земельных участков РІ собственность или РІ аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных РЅР° таких земельных участках.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

С 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, в случаях, если:в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды;

такие земельные участки образованы из земельных участков, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.

Пунктом 1 статьи 2 настоящего Федерального закона предусмотрено, что

до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

    РЎСѓРґС‹ первой Рё апелляционной инстанций установили, что спорный земельный участок был образован РёР· земельного участка, ранее находившегося РІ пользовании РћРђРћ «Тутаевпромстрой», РЅР° который РґРѕ 1 июля 2012 РіРѕРґР° было осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования РЅР° право аренды (1 июля 2003 РіРѕРґР°);

впоследствии ОАО «Тутаевпромстрой», приобретшее нежилые здания, расположенные на этом земельном участке, на основании плана приватизации от 30 июня 1992 года, заключило с ООО Компания «Юника» договор купли-продажи этих зданий (20 октября 2003 года);

7 апреля 2006 года ОАО «Тутаевпромстрой» ликвидировано;

земельный участок, арендованный с 20 августа 2009 года ООО Компания «Юника», входил в состав земельного участка, который ранее был арендован ОАО «Тутаевпромстрой»;

нежилые здания в последующем были приобретены в собственность административными истцами.

Проанализировав положения закона, регулирующие возникшие правоотношения, и установив приведенные выше обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что последующий собственник имеет право на выкуп земельного участка по льготной цене, равной 2,5% от его кадастровой стоимости.

    РџСЂРё этом судебная коллегия апелляционной инстанции сослалась РЅР° разъяснения, содержащиеся РІ РћР±Р·РѕСЂРµ судебной практики Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 3, утвержденном Президиумом Верховного РЎСѓРґР° Р Р¤ РѕС‚ 19 октября 2016 РіРѕРґР°, Рѕ том, что субъектами применения льготного РїРѕСЂСЏРґРєР° расчетов Р·Р° приватизируемые земельные участки выступают собственники зданий, строений, сооружений, находившихся ранее РІ государственной или муниципальной собственности.

Для приобретения земельного участка по льготной цене в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ достаточно установить факт отчуждения недвижимого имущества в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, поскольку из буквального толкования данной нормы не следует, что субъектом приобретения земельного участка по льготной цене является первый приобретатель недвижимости.

Физическое лицо при приобретении им на основании гражданско-правовой сделки недвижимого имущества, которое ранее было отчуждено в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, наряду с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями также является субъектом права выкупа земельного участка по льготной цене на основании абзаца второго пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ.

Иное толкование нормы пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ может привести к тому, что коммерческие организации и предприниматели будут находиться в более выгодном положении по сравнению с гражданами, не имеющими статус индивидуального предпринимателя.

Не соглашаясь с выводами нижестоящих судебных инстанций, в кассационной жалобе содержатся доводы о том, что условия для приобретения земельного участка по льготной цене в настоящем случае не выполняются.

Так, на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № право постоянного бессрочного пользования не переоформлялось, право собственности административных истцов на объекты недвижимости возникло уже после вступления в силу Земельного кодекса РФ.

Вопреки доводам жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат действующему законодательству по основаниям, подробно и развернуто изложенным в судебных актах, в том числе с учетом упомянутых выше разъяснений, согласно которым норма абзаца второго пункта 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ не конкурирует с правилом абзаца пятого пункта 1 той же статьи, а дополняет ее, устанавливая для граждан право выкупить земельный участок по льготной цене в иных случаях, не подпадающих под действие абзаца второго.

    РћС‚носительно осуществления переоформления права постоянного (бессрочного) пользования РЅР° право аренды РІ отношении испрашиваемого земельного участка, судами СЃРѕ ссылкой РЅР° многочисленные постановления Главы Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской достоверно установлено, что РѕРЅ был образован РёР· земельного участка, РІ отношении которого было установлено право постоянного (бессрочного) пользования Р·Р° РћРђРћ «Тутаевпромстрой».

Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела.

    РџСЂРё таких обстоятельствах выводы СЃСѓРґРѕРІ РѕР± наличии оснований для удовлетворения административного РёСЃРєР° истцов судебная коллегия находит правильными.

Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

    СЂРµС€РµРЅРёРµ Тутаевского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Ярославской области РѕС‚ 13 декабря 2019 РіРѕРґР°, апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам Ярославского областного СЃСѓРґР° РѕС‚ 9 РёСЋРЅСЏ 2020 РіРѕРґР°

оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Департамента муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области Таракановой Е.С. – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

    РџСЂРµРґСЃРµРґР°С‚ельствующий                        РЎ.Рђ. Склярук

    РЎСѓРґСЊРё:                                    Р•.Р”. РЎРјРёСЂРЅРѕРІР°

                                            РЎ.Р’. РЎРѕСЂРѕРєРёРЅ

    РњРѕС‚ивированное кассационное определение изготовлено ДД.РњРњ.ГГГГ.

8а-22188/2020

Категория:
Гражданские
Другие
Смирнов И.А.
Администрация ТМР
Сухоросов Д.Е.
Гопоненоко М.В.
Гвоздев Е.В.
Департамент муниципального имущества Администрации ТМР
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
05.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее