Дело № 2а-1378/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Димова Ю.А.,
при секретаре Шаламовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 01 октября 2018 года административное дело по административному иску Администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области к Кетовскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области обратилась в суд с административным иском к Кетовскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование заявленных требований указано, что судебным приставом-исполнителем Кетовского районного отдела судебных приставов Тимченко Г.А. вынесено постановление от 16.07.2018 о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей за неисполнение решения Кетовского районного суда по делу 2-750/2017, вступившему в законную силу 23.06.2017 года, обязывающего Администрацию Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 1 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет безхозяйного объекта кабельных воздушных линий электропередач 0,4 кВ, проложенных по <адрес> в <адрес>, протяженностью 750 м (650 м в черте населенного пункта, 100 м на землях сельхозназначения).
06.09.2018 Администрацией Падеринского сельсовета в Кетовский районный суд подано заявление об отсрочке исполнения решения по делу 2-750/2017, работа по постановке ЛЭП на кадастр как бесхозяйного объекта подходит к концу. Падеринский сельсовета находится в тяжелом материальном положении, согласно бухгалтерской отчетности на 01.09.2018 сумма кредиторской задолженности составляет 758296 рублей 40 коп. Просят отменить взыскание исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Представитель административного истца Администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области, действующая в силу Устава и на основании распоряжения – глава администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области Шумкова В.В., в судебном заседании просила освободить от уплаты исполнительского сбора, в обоснование указывала, что с заявлением в органы государственной регистрации объектов недвижимости о постановке объекта как бесхозяйного на учет обратились в июне 2017 года, однако регистрация была приостановлена, так как необходимо было сделать запросы о принадлежности сооружений и необходимо было оформить технический план объекта. После получения ответов и подготовки технического плана вновь обратились в Многофункциональный центр, однако им разъяснили, что необходимо подавать документы в электронном виде. Однако в связи со сбоем в программе Росреестра нет возможности подать заявление, поскольку в электронном виде принимаются документы как постановка вновь созданных объектов, а необходимо поставить на учет имущество как бесхозяйное. В настоящее время, в связи со сложившейся ситуацией предоставлена отсрочка исполнения решения суда.
Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, действующий на основании доверенности, судебный пристав-исполнитель Кетовского РО СП УФССП по Курганской области Тимченко Г.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что решением Кетовского районного суда Курганской области от 17.05.2017 исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределеного круга лиц к Администрации Падеринского сельского совета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности удовлетворены; бездействие Администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области в части неосуществления полномочий по постановке на учет в Управление Федеральной службы кадастровой регистрации, кадастра и картографии по Курганской области как бесхозяйного имущества кабельных воздушных линий электропередач 0,4 кВ, проложенных на <адрес> в <адрес>, протяженностью 750 м (650 м в черте населенного пункта, 100 м - на землях сельхозназначения) признано незаконным; на Администрацию Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области возложена обязанность в срок 1 месяц со дня вступления настоящего решения в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы кадастровой регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта кабельных воздушных линий электропередач 0,4 кВ, проложенных на <адрес> <адрес>, протяженностью 750 м (650 м в черте населенного пункта, 100 м - на землях сельхозназначения). Решение суда вступило в законную силу 23.06.2017.
26.01.2018 на основании исполнительного листа № № от 23.01.2018, выданного Кетовским районным судом Курганской области, судебным приставом-исполнителем Кетовского РОСП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. возбуждено исполнительное производство №-ИП, должнику – Администрации Падеринского сельсовета Кетовского района установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней.
16.07.2018 судебным приставом-исполнителем Кетовского РО СП УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. вынесено постановление о взыскании с Администрации Падеринского сельсовета Кетовского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей за неисполнение без уважительных причин требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ) задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 11 ст. 30 указанного Закона предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 12 ст. 30 Закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 данного Закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Следовательно, при неисполнении должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебные приставы-исполнители вправе налагать на должника денежное взыскание в виде исполнительского сбора, принимать об этом соответствующие постановления и совершать действия по их исполнению.
Должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание с должника исполнительского сбора на основании ФЗ "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Таким образом, не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
При оценке действий административного истца по исполнению решения судом установлено следующее.
28.06.2017 Администрация Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области обратилась в ГБУ Курганской области «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи на основании решения Кетовского районного суда Курганской области от 17.05.2017.
С 11.07.2017 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области действия по регистрации принятия на учет объекта недвижимого имущества были приостановлены в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРН объект не стоит на кадастровом учете, о чем представлено Уведомление о приостановлении государственной регистрации от 11.07.2017 №45/209/001/2017-1705.
Администрацией Падеринского сельсовета направлены запросы о предоставлении информации о принадлежности сооружений в Администрацию Кетовского района (29.08.2017 исх. № 234), Департамент имущественных и земельных отношений (03.11.2017 исх. № 296), МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях (03.11.2017 №297, 09.02.2018 № 40). Ответы получены от Администрации Кетовского района Курганской области от 05.10.2017 № 5331, от Департамента имущественных и земельных отношений от 23.11.2017 № 06-01-8391, от МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях (06.03.2018 № 2 427).
16.03.2018 Администрацией Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области заключен муниципальный контракт №41 с ООО «Курганский центр кадастра, геодезии и землеустройства» на выполнение кадастровых работ по оформлению технического плана на объект «Кабельные воздушные линии электропередач 0.4 кВ», расположенный по адресу: Курганская область, Кетовский район, с.Падеринское, ул.Новая.
Согласно Уведомлению от 03.05.2018 №45/18-7197 на период с 03.05.2018 по 03.08.2018 был приостановлен государственный кадастровый учет объекта недвижимости в связи с тем, что содержание технического плана, подготовленного 12.04.2018 в результате выполнения кадастровых работ, не соответствует требованиям законодательства РФ.
Из информации с сайта Росреестра следует, что 11.05.2018 заявитель обратился с заявлением о постановке на учет спорного имущества.
Согласно Уведомлению от 25.06.2018 №КУВД-001/2018-1692201/1 на период с 25.06.2018 по 25.09.2018 государственный кадастровый учет объекта недвижимости был приостановлен в связи противоречиями в содержании представленных документов относительно субъекта права.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Падеринского сельсовета подан новый пакет документов в Кетовский районный отдел ГБУ «МФЦ».
Согласно Уведомлению от 02.08.2018 №КУВД-001/2018-2496225/1 действия по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав были приостановлены на период с 02.08.2018 по 02.11.2018, указано на необходимость направить заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
10.09.2018 Администрация Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области обратилась в Кетовский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Кетовского районного суда Курганской области от 17.05.2017.
Определением Кетовского районного суда от 19.09.2018 заявление администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения Кетовского районного суда Курганской области от 17.05.2017 до 31.12.2018.
Согласно Уведомлению от 21.09.2018 №КУВД-001/2018-4072591/1 Управления Росреестра по Курганской области отказано во включении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН, указано на необходимость направить заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Из информации с сайта Росреестра следует, что 24.09.2018 заявитель обратился с заявлением о постановке на учет бесхозяйственного имущества.
Согласно Уведомлению от 28.09.2018 №КУВД-001/2018-4341451/1 действия по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав были приостановлены начиная с 28.09.2018, указано на необходимость направить заявление на принятие на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Установив, что административным истцом предпринимались меры для исполнения решения Кетовского районного суда Курганской области от 17.05.2017, учитывая порядок и сроки процедуры постановки линии электропередач на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, необходимость оформления технической документации для постановки объекта недвижимости на учёт, которая также требует время, суд приходит к выводу, что у администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области отсутствовала реальная возможность в течение установленного срока исполнить решение суда.
Таким образом, в рассматриваемом случае в действиях заявителя отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу о целесообразности освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования администрации Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области к судебному приставу-исполнителю Кетовского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области Тимченко Г.А. об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Падеринского сельсовета Кетовского района Курганской области от уплаты исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя Кетовского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Курганской области Тимченко Г.А. от 16.07.2018 в размере 50 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.
Судья Димова Ю.А.