Дело № 2а-672/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2017 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Степановой Н.Ю.,
с участием представителя административного истца ФИО7, на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика- администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, в лице главы сельского поселения ФИО4,
представителя административного ответчика- администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, заинтересованного лица- администрации Моргаушского района Чувашской Республики ФИО5, на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании отказа в разработке и утверждении градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство сарая незаконным, обязании разработать и утвердить градостроительный план земельного участка и выдать разрешение на строительство объекта,
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании отказа в разработке и утверждении градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство сарая незаконным, обязании разработать и утвердить градостроительный план земельного участка и выдать разрешение на строительство объекта. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики разработать и утвердить градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в западной части кадастрового квартала № <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района, и выдать разрешение на строительство сарая-коровника на указанном земельном участке. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация отказала ему в этом. Отказ административный ответчик мотивировал тем, что земельный участок находится в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ1), на которой строительство сарая-коровника не допускается. По мнению истца на землях сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования: для ведения сельскохозяйственного производства сельскохозяйственных объектов. Статьей 36 правил землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения от 2012 года предусмотрены территориальные зоны СХ1 и СХ2, разрешенными видами использования которых являются сельскохозяйственные объекты, сельскохозяйственные предприятия, коммуникации, все виды животноводческой деятельности, подсобные хозяйства и т.д. Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, на которые ссылается ответчик, не действуют, они не утверждены. Ответчиком также нарушены сроки разработки и утверждения градостроительного плана земельного участка, сроки выдачи разрешения на строительство.
Истец просит признать отказ администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики за № от ДД.ММ.ГГГГ в разработке и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в западной части кадастрового квартала № <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, и выдаче разрешения на строительство сарая-коровника незаконным, обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики разработать и утвердить градостроительный план указанного земельного участка и выдать разрешение на строительство на нем сарая-коровника.
Административный истец ФИО2 в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя по доверенности ФИО7
В судебном заседании представитель административного истца ФИО7 поддержал административные исковые требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, вновь привел их суду, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика- администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района ФИО4, представитель административного ответчика- администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и заинтересованного лица- администрации Моргаушского района Чувашской Республики ФИО5 требования административного истца не признали, просили в их удовлетворении отказать. Суду пояснили, что земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий административному истцу, расположен в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ1).
В силу п. 1 ч. 9 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее- ГрК РФ) зоны сельскохозяйственных угодой – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (ч.1 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ), ч.1 и 4 ст. 36 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района после проведения публичных слушаний были утверждены решением Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ № и официально опубликованы в периодическом печатном издании Вестник <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ №.
Доводы истца о том, что административным ответчиком нарушены сроки разработки и утверждения градостроительного плана земельного участка и сроки выдачи разрешения на строительство не являются безусловным основанием для признания незаконным оспариваемого решения.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом, ФИО2 является собственником земельного участка площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные». Граница земельного участка состоит из трех контуров, что следует из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в администрацию <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района с заявлениями о получении разрешения на строительство сарая-коровника на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; разработать и утвердить градостроительный план вышеуказанного земельного участка для строительства сарая-коровника, предоставив при этом: свидетельство на право собственности, кадастровый паспорт земельного участка, копию паспорта, каталог координат, точек и заявление.
Согласно п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 в разработке и утверждении градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство объекта отказано. Отказ мотивирован со ссылкой на ст.ст. 37, 55 Правил землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, тем, что земельный участок, на котором административным истцом запланировано строительство сарая-коровника, находится в зоне СХ1 (в зоне сельскохозяйственных угодий), где строительство сарая-коровника не предусмотрено. Кроме того, заявителем при обращении не представлены материалы, содержащиеся в проектной документации: пояснительная записка, архитектурные решения, сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения (технологического присоединения) проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, проект организации строительства объекта капитального строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
В соответствии с п. п. 7, 8 ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам.
В силу ч.ч. 1 и 4 ст. 3 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам, в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе: границы земельного участка; информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента), включая информацию обо всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом (ч. 1 ст. 51 ГрК РФ).
В целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство с приложением необходимых документов, перечень которых определен в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса.
Как следует из заявления ФИО2, при обращении с заявлением в администрацию сельского поселения им были представлены: свидетельство на право собственности, кадастровый паспорт земельного участка, копия паспорта, каталог координат, точек и заявление.
В силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ, орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 ГрК РФ или в случае несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Согласно п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Частью 1 ст. 32 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации » орган местного самоуправления - это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.
Правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики утверждены решением Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ №, следовательно, приняты представительным органом местного самоуправления в пределах предоставленных ему полномочий.
Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Частью 3 ст. 32 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте поселения, городского округа.
Официальным опубликованием нормативного правового акта считается его публикация в средстве массовой информации, определенном в качестве периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом.
Из материалов дела следует, что правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, утвержденные решением Собрания депутатов <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ №, были опубликованы в Вестнике <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 4 ст. 32 ГрК РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
Вышеуказанные правила землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики на настоящее время никем не оспорены и не отменены.
Принадлежащий на праве собственности административному истцу земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.
Согласно карте градостроительного зонирования земельный участок расположен в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий (СХ1).
Согласно ст. 55 правил землепользования и застройки <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики «Градостроительный регламент зоны сельскохозяйственных угодий (СХ1)» основные, вспомогательные и условно-разрешенные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для данной зоны не устанавливаются.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 35 ГрК РФ зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - могут включаться в состав территориальных зон сельскохозяйственного использования.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (ч. 1 ст. 79 ЗК РФ, ч. 1 и 4 ст. 36 ГрК РФ).
Принимая во внимание, особый правовой статус сельскохозяйственных угодий, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
Доводы истца о нарушении административным ответчиком сроков разработки и утверждения градостроительного плана земельного участка, сроков выдачи разрешения на строительство не являются основанием для признания оспариваемого решения администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района незаконным.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ст.ст. 176, 178 КАС РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 289-290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 к администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании отказа администрации <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики за № от ДД.ММ.ГГГГ в разработке и утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в западной части кадастрового квартала № <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики и выдаче разрешения на строительство сарая-коровника незаконным, обязании администрацию <данные изъяты> сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики разработать и утвердить градостроительный план указанного земельного участка и выдать разрешение на строительство сарая-коровника на нем, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Алексеева
Мотивированно решение составлено 03 июля 2017 года.