Судья Машкалева О.А. Дело № 33-5230/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИв составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 28 сентября 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 августа 2015 года, по которому
исковые требования Яценко М.В. удовлетворены.
Отменено решение жилищно-бытовой комиссии МВД по РК <Номер обезличен> от 15.12.2014г. в части снятия с учета Яценко М.В..
Обязана жилищно-бытовая комиссия МВД по РК восстановить Яценко М.В. с учетом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 28.08.2012г.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Миланович Т.О., представителя истца Жучек М.Г., третьего лица Яценко О.Д., судебная коллегия,
установила:
Яценко М.В. обратился в суд с иском к МВД по РК об отмене решения жилищно-бытовой комиссии МВД по РК от 15.12.2014 <Номер обезличен>, обязании восстановить с учетом семьи на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 28.08.2012г.
Ответчик с иском не согласился.
Судом принято вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе МВД по РК просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации жилыми помещениями, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который закрепляет как право сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и устанавливает условия реализации этого права.
В соответствии с частью 5 статьи 4 указанного Федерального закона порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение названного предписания Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30 декабря 2011 г. N 1223, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 28.08.2012г. истец обратился с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РК от 11.10.2012г. истец принят на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 4 человека (он, супруга, двое несовершеннолетних детей).
При этом, истец со своей семьей проживал в двухкомнатной квартире общей площадью ... кв.м. по адресу: <Адрес обезличен>
Протоколом <Номер обезличен> заседания жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Коми от 20.10.2014г. в учетное дело Яценко М.В. внесены изменения по составу семьи в связи с рождением дочери, состав семьи 5 человек.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РК от 11.11.2014г. за истцом признано право на получение единовременной социальной выплаты на состав семьи 5 человек, произведен расчет единовременной социальной выплаты.
Решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РК от 15.12.2014г. истец снят с учета очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Основанием для снятия с учета явилось то обстоятельство, что супруга Яценко М.В. - Яценко О.Д. <Дата обезличена>. продала свою ... долю в праве общей собственности на квартиру по адресу: <Адрес обезличен>
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что ответчику, на день приема заявления от истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, было известно о продаже супругой истца доли в праве собственности на квартиру; доказательств, подтверждающих преднамеренность действий Яценко О.Д. по продаже доли жилого помещения с целью дальнейшей постановки семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилья, ответчиком не представлено.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции.
Право сотрудника органов внутренних дел на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется исходя из оснований, перечисленных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия истца на учет, предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно положениям пункта 9 Правил от 30 декабря 2011 г. N 1223, в редакции, действовавшей на момент принятия истца на учет, сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности сотрудника и совместно с ним проживающих членов его семьи.
По смыслу указанных правовых норм ограничения в постановке на учет должны считаться допустимыми лишь в том случае, если сотрудником совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
При этом применение указанных норм права должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
Таким образом, ограничения в принятии на учет возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Доказательств, свидетельствующих о намеренных действиях истца по ухудшению своих жилищных условий с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для строительства или приобретения жилья, не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что при обращении с заявлением о постановке на учет в августе 2012 года Яценко М.В. предоставил копии документов, свидетельствующих об отчуждении его супругой в <Дата обезличена> года ... доли в праве собственности на жилое помещение. То есть недостоверных сведений истец не предоставлял, недобросовестных действий при постановке на учет не совершал, а следовательно, его действия не могут рассматриваться как намеренные действия по ухудшению своих жилищных условий.
Доводы ответчика о том, что истец был необоснованно принят на учет в связи, с чем впоследствии снят с учета, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку п. 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1223 содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что на момент снятия истца с учета и в настоящее время, он с составом семьи 5 человек продолжает проживать в квартире общей площадью 44,3 кв.м., иного жилого помещения ни он, ни члены его семьи не имеют, то есть Яценко М.В. соответствует всем требованиям, предусмотренным Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ для получения единовременной социальной выплаты.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции, где получили надлежащую правовую оценку и не могут повлечь отмену оспариваемого решения. Нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 3 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Коми – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: