Решение по делу № 33-9305/2024 от 15.07.2024

Дело №33-9305/2024 (№2-2320/2024)

УИД 59RS0004-01-2024-002314-37

Судья Манько А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 06.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Безматерных О.В., Абдуллина И.Ш.,

при ведении протокола помощником судьи Овчинниковой Ю.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми, действующей в интересах Костаревой Виктории Алексеевны, к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 06.05.2024.

Заслушав доклад судьи Абдуллина И.Ш., пояснения представителя истца - прокурора Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Орджоникидзевского района г. Перми, действующий в интересах Костаревой В.А., обратился в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить Костаревой В.А. в черте муниципального образования г. Пермь отвечающее санитарным и техническим требованиям благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование заявленных требований указано, что Костарева В.А., дата года рождения является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Л. лишена родительских прав на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 27.04.2021, отец К1. умер 17.06.2017. Костарева В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с 09.11.2022, по состоянию на 26.02.2024 порядковый номер списка – 1551. Жилое помещение будет предоставлено Костаревой В.А. после формирования специализированного жилищного фонда при наличии свободных жилых помещений, в порядке очередности для детей-сирот в пределах средств, утвержденных в бюджете Пермского края. Собственниками жилых помещений, нанимателем и членом семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения Костарева В.А. не является, в собственности жилых помещений не имеет. В настоящее время Костарева В.А. не работает, испытывает финансовые трудности, приобрести жилое помещение за свой счет не имеет возможности.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 06.05.2024 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в лице Правительства Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что при наличии большого количества решений и недостаточности объема соответствующих субвенций решение суда о предоставлении Костаревой В.А. жилого помещения не исполнимо.

От прокурора Орджоникидзевского района г. Перми поступили письменные возражения, в которых прокурор просит решение оставить без изменения.

Прокурор Левыкина Л.Л. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений.

Иные стороны в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.

При указанных обстоятельствах, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения.

В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 1.4 которого жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 №322-п, от 01.06.2022 №464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 №464-п).

Из материалов дела следует, что Костарева Виктория Алексеевна, дата года рождения (л.д. 32,91) относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Л. лишена родительских прав на основании решения Орджоникидзевского районного суда **** от дата (л.д.34-39,91оборот-92), отец – К1. умер дата (л.д.33,91).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 23.05.2012 №** установлена предварительная опека над несовершеннолетней Костаревой В.А., временно назначена опекуном К2. (л.д. 39-40,92 оборот-93).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 22.06.2012 №** установлена опека над несовершеннолетней Костаревой В.А., опекуном назначена К2., определено местожительство несовершеннолетней по адресу **** (л.д. 41-42,93).

10.08.2022 Костарева В.А. обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 88 оборот-89).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 09.11.2022 Костарева В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми (л.д.10, 88).

Согласно паспортным данным истец Костарева В.А. зарегистрирована по адресу **** (л.д. 89оборот-90), что также подтверждается сведениям из отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю (л.д. 101).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что квартира по адресу **** общей площадью 57,1 кв.м принадлежит на праве общей долевой собственности К3. 1/2 доля в праве, К1., К4. по 1/4 доли в праве каждому (л.д. 95-99).

Из ответа Управления МВД России по г. Перми следует, что по сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю Костарева В.А. зарегистрирована по адресу **** с 02.04.2010; К2. зарегистрирована по адресу **** с 22.07.2003; К4. зарегистрирован по адресу **** с 22.07.2003; К1. снят с 20.06.2017 с регистрационного учета по месту жительства: ****; К3. снят с 22.05.2021 с регистрационного учета по месту жительства г. Пермь, ****, К5. зарегистрирована по адресу г. Пермь, **** с 11.04.2006 (л.д. 43).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, истец жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д.52,53,97,102).

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела истец не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, в собственности жилых помещений, пригодных для проживания, не имеет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы поводом к отмене судебного решения быть не могут.

Возлагая соответствующие обязанности на ответчика, суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления – в данном случае на администрацию г. Перми.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Факт недостаточности денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), также не влечет отмену решения суда, поскольку не имеет правового значения для разрешения спора. Это обстоятельство не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при ее наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Увеличение количества судебных решений о возложении на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, на что ссылается автор апелляционной жалобы, является следствием ненадлежащего выполнений соответствующих обязанностей ответчиком.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 06.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.08.2024.

Дело №33-9305/2024 (№2-2320/2024)

УИД 59RS0004-01-2024-002314-37

Судья Манько А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 06.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,

судей Безматерных О.В., Абдуллина И.Ш.,

при ведении протокола помощником судьи Овчинниковой Ю.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокуратуры Орджоникидзевского района г. Перми, действующей в интересах Костаревой Виктории Алексеевны, к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 06.05.2024.

Заслушав доклад судьи Абдуллина И.Ш., пояснения представителя истца - прокурора Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

прокурор Орджоникидзевского района г. Перми, действующий в интересах Костаревой В.А., обратился в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить Костаревой В.А. в черте муниципального образования г. Пермь отвечающее санитарным и техническим требованиям благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование заявленных требований указано, что Костарева В.А., дата года рождения является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Л. лишена родительских прав на основании решения Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 27.04.2021, отец К1. умер 17.06.2017. Костарева В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с 09.11.2022, по состоянию на 26.02.2024 порядковый номер списка – 1551. Жилое помещение будет предоставлено Костаревой В.А. после формирования специализированного жилищного фонда при наличии свободных жилых помещений, в порядке очередности для детей-сирот в пределах средств, утвержденных в бюджете Пермского края. Собственниками жилых помещений, нанимателем и членом семьи нанимателя по договору социального найма жилого помещения Костарева В.А. не является, в собственности жилых помещений не имеет. В настоящее время Костарева В.А. не работает, испытывает финансовые трудности, приобрести жилое помещение за свой счет не имеет возможности.

Решением Ленинского районного суда г. Перми от 06.05.2024 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в лице Правительства Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что при наличии большого количества решений и недостаточности объема соответствующих субвенций решение суда о предоставлении Костаревой В.А. жилого помещения не исполнимо.

От прокурора Орджоникидзевского района г. Перми поступили письменные возражения, в которых прокурор просит решение оставить без изменения.

Прокурор Левыкина Л.Л. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений.

Иные стороны в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили.

При указанных обстоятельствах, с учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене решения.

В силу пункта 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 1 статьи 1, пункт 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).

Согласно части 1 статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.

В силу частей 1, 2, 5 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 №1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 №670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно пункту 1.4 которого жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона №1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в редакции Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 №322-п, от 01.06.2022 №464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 №464-п).

Из материалов дела следует, что Костарева Виктория Алексеевна, дата года рождения (л.д. 32,91) относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать Л. лишена родительских прав на основании решения Орджоникидзевского районного суда **** от дата (л.д.34-39,91оборот-92), отец – К1. умер дата (л.д.33,91).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 23.05.2012 №** установлена предварительная опека над несовершеннолетней Костаревой В.А., временно назначена опекуном К2. (л.д. 39-40,92 оборот-93).

Приказом территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми от 22.06.2012 №** установлена опека над несовершеннолетней Костаревой В.А., опекуном назначена К2., определено местожительство несовершеннолетней по адресу **** (л.д. 41-42,93).

10.08.2022 Костарева В.А. обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми об исключении ее из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 88 оборот-89).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г. Перми от 09.11.2022 Костарева В.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в г. Перми (л.д.10, 88).

Согласно паспортным данным истец Костарева В.А. зарегистрирована по адресу **** (л.д. 89оборот-90), что также подтверждается сведениям из отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю (л.д. 101).

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что квартира по адресу **** общей площадью 57,1 кв.м принадлежит на праве общей долевой собственности К3. 1/2 доля в праве, К1., К4. по 1/4 доли в праве каждому (л.д. 95-99).

Из ответа Управления МВД России по г. Перми следует, что по сведениям отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МВД России по Пермскому краю Костарева В.А. зарегистрирована по адресу **** с 02.04.2010; К2. зарегистрирована по адресу **** с 22.07.2003; К4. зарегистрирован по адресу **** с 22.07.2003; К1. снят с 20.06.2017 с регистрационного учета по месту жительства: ****; К3. снят с 22.05.2021 с регистрационного учета по месту жительства г. Пермь, ****, К5. зарегистрирована по адресу г. Пермь, **** с 11.04.2006 (л.д. 43).

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, истец жилых помещений на праве собственности не имеет (л.д.52,53,97,102).

Учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела истец не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, в собственности жилых помещений, пригодных для проживания, не имеет, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы поводом к отмене судебного решения быть не могут.

Возлагая соответствующие обязанности на ответчика, суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 №88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:

1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;

2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления – в данном случае на администрацию г. Перми.

При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.

Факт недостаточности денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), также не влечет отмену решения суда, поскольку не имеет правового значения для разрешения спора. Это обстоятельство не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы ответчика о неисполнении Правительством Пермского края финансовых обязательств, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, является фактически попыткой переложить на иных лиц ответственность за ненадлежащее исполнение собственных полномочий.

Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при ее наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.

Увеличение количества судебных решений о возложении на администрацию г. Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, на что ссылается автор апелляционной жалобы, является следствием ненадлежащего выполнений соответствующих обязанностей ответчиком.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Перми от 06.05.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.08.2024.

33-9305/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
15.07.2024Передача дела судье
06.08.2024Судебное заседание
07.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2024Передано в экспедицию
06.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее