Дело № 2а-70/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 июля 2020 года                                                                                              с. Тоора-Хем

Тоджинский районный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Тугур-оола Ч. Б.,

при секретаре судебного заседания Донгак Е. А.,

с участием помощника прокурора Тоджинского района Республики Тыва Опай А. М.,

представителя административного ответчика, действующего на основании доверенности Тулуш О. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, разработке и принятии нормативных правовых актов о порядке предоставления участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, разработке и утверждению административных регламентов по социальной выплате по погребению,

    УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тоджинского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, разработке и принятии нормативных правовых актов о порядке предоставления участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, разработке и утверждению административных регламентов по социальной выплате по погребению.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших, в ходе которой выявлено, что Администрацией не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, не определен порядок предоставления участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, не разработан и не утвержден административный регламент по предоставлению социальной выплаты по погребению. По результатам проверки прокуратурой района 26.12.2019 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако нарушения в настоящее время не устранены. Бездействием администрации района по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела и утверждению нормативных правовых актов в сфере похоронного дела нарушаются права неопределенного круга лиц на гарантированный перечень услуг по погребению. На основании изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика и в срок до 01 августа 2020 года обязать создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, разработать и принять нормативные правовые акты о порядке предоставления участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, разработать и утвердить административные регламенты по социальной выплате по погребению.

В судебном заседании административный истец административный иск поддержал, просил удовлетворить его по указанным в нем основаниям.

В судебном заседании и в письменном возражении на административное исковое заявление представитель административного ответчика административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, пояснив, что вопросы по созданию специализированной службы похоронного дела и оказание ритуальных услуг не входят в предмет заявленных требований прокурора и не относятся к предметы рассмотрения. Кроме того, на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация таких услуг. Не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела, из-за отсутствия финансирования создания такой службы. В с этим, в администрации назначен специалист для решения вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории сельского поселения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Аналогичные полномочия прокурора закреплены также в ч. 4 ст. 218 КАС РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Согласно ч. 2 ст. 26 Закона Республики Тыва от 16.08.2000 № 543 «О погребении и похоронном деле в Республике Тыва» порядок предоставления участков земли на общественных кладбищах на территории Республики Тыва для создания семейных (родовых) захоронений определяется органом местного самоуправления. Приведенная норма закона указывает на необходимость принятия органом местного самоуправления нормативного правового акта, регулирующего порядок предоставления участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Республики Тыва «О погребении и похоронном деле в Республике Тыва» в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Тыва.

Согласно ч. 3 ст. 12 Закона Республики Тыва «О погребении и похоронном деле в Республике Тыва», выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти, в том числе, органом социальной защиты населения по месту жительства умершего (погибшего) в случае, если он не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Из материалов дела видно следующее.

Согласно справе о проведенной проверке, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших. В результате проверки установлено, что в нарушение указанных выше норм законодательства Администрацией не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, не определен порядок предоставления участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, не разработан и не утвержден административный регламент по предоставлению социальной выплаты по погребению.

По результатам проверки прокуратурой района 26.12.2019 внесено представление № 5-985в/2017 об устранении нарушений федерального законодательства, однако нарушения по настоящее время не устранены.

Так, административным ответчиком не разработаны и не приняты нормативные правовые акты о порядке предоставления участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, не разработаны и не утверждены административные регламенты по предоставлению социальной выплаты по погребению, в связи с чем суд считает, что доводы административного истца о признании бездействия Администрации в указанной части нашли свое подтверждение и являются обоснованными, по этой причине подлежащими удовлетворению.

Таким образом, указанным бездействием административного ответчика нарушаются права неопределенного круга лиц на гарантированный перечень услуг по погребению.

Административным ответчиком суду не представлены доказательства, которые могли бы полностью опровергнуть доводы административного истца. Подтверждающих доказательств в обоснование своих возражений Администрация суду не предоставила. Поэтому, у суда нет оснований не доверять представленным суду письменным доказательствам административного истца, так как они составлены в соответствии с требованиями КАС РФ, и признаны судом относимыми и допустимыми.

Вместе с тем, суд считает необходимым оставить без удовлетворения административные исковые требования в части возложения на административного ответчика обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, поскольку в связи с отсутствием в сельском поселении Специализированной службы по вопросам похоронного дела назначен специалист для решения вопросов, связанных с организацией ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории сельского поселения.

Таким образом, несмотря на то, что в настоящий момент администрацией не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела, из-за отсутствия финансирования создания такой службы, для возможности гражданам, решать вопросы по организации ритуальных услуг назначен специалист на которого возложены соответствующие обязанности.

Кроме того, статья 25 Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием только специализированных служб. Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10 Закона о погребении) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. Таким образом, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление удовлетворяется частично.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобождается.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-176, 178-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2020 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                                      ░. ░. ░░░░░-░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-70/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Тоджинского района РТ Грек Н.С.
Ответчики
Администрация Тоджинского кожууна Республики Тыва
Суд
Тоджинский районный суд Республики Тыва
Судья
Тугур-оол Чингиз Борисович
Дело на сайте суда
todjinskiy.tva.sudrf.ru
28.04.2020Регистрация административного искового заявления
28.04.2020Передача материалов судье
30.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2020Подготовка дела (собеседование)
28.05.2020Производство по делу приостановлено
02.07.2020Производство по делу возобновлено
02.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2020Судебное заседание
14.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее