Дело № 33-1477/2024
№ 2-845/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 февраля 2024 года (адрес)
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Шор А.В.,
судей Булгаковой М.В., Раковского В.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Сорочинской межрайонной прокуратуры на решение Сорочинского районного суда (адрес) от 15 ноября 2023 года
по гражданскому делу по иску Сорочинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница» об устранении нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан.
Заслушав доклад судьи Шор А.В., объяснения прокурора ФИО3, поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сорочинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Сорочинская межрайонная больница» (далее по тексту – ГБУЗ «Сорочинская МБ», больница) об устранении нарушений законодательства об основах охраны здоровья граждан.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании приказа главного врача больницы № № от 15 октября 2021 года исключены должности врача – терапевта, медицинской сестры Баклановской врачебной амбулатории, врача общей практики, медицинского лабораторного техника Бурдыгинской врачебной амбулатории, должности заведующих фельдшерско – акушерскими пунктами (ФАП) с. Алексеевка, с. Никольское, с. Михайловка Первая, с. Янтарное Сорочинского района Оренбургской области, в связи с чем в указанных населенных пунктах ФАПы фактически не работают.
Уточнив исковые требования, прокурор просил обязать ГБУЗ «Сорочинская МБ» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения положений Федерального закона № 323- ФЗ от 21.11.2011г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Постановления Правительства РФ № 1304 от 09.10.2019г. «О модернизации первичного звена здравоохранения РФ», Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 543н от 15.05.2012г. «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» путем назначения на должность заведующих Баклановской врачебной амбулатории, Бурдыгинской врачебной амбулатории, заведующих фельдшерско – акушерских пунктов в с. Алексеевка, с. Никольское, с. Михайловка Первая Сорочинского района Оренбургской области.
Протокольным определением суда от 10 августа 2023г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений (адрес), Министерство здравоохранения (адрес).
Решением Сорочинского районного суда (адрес) от 15 ноября 2023г. в удовлетворении исковых требований Сорочинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об устранении нарушений законодательства об основах здоровья граждан отказано.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Сорочинской межрайонной прокуратуры ФИО4 просит решение суда отменить, как незаконное, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, медицинская деятельность – оказание первичной, в том числе доврачебной, врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях на территории Сорочинского района Оренбургской области осуществляется ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница».
На основании приказа главного врача ГБУЗ «Сорочинская МБ» № № от 15 октября 2021 года из штатного расписания больницы исключены ряд должностей, в том числе должности врача – терапевта и медицинской сестры Баклановской врачебной амбулатории; врача общей практики и медицинского лабораторного техника Бурдыгинской врачебной амбулатории; должности заведующих фельдшерско – акушерскими пунктами в с.1-Михайловка, с. Алексеевка, с. Никольское.
Как следует из материалов дела, в с. Баклановка (319 человек) и в с. Бурдыгино (744 человека) Сорочинского района Оренбургской области организованы врачебные амбулатории; в с. Алексеевка (62 человека), в с. Никольское (98 человек) и в с. 1-Михайловка (277 человек) организованы ФАПы.
Дополнительно в целях обеспечения доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению сел области, где отсутствуют ФАПы или медицинские работники на ФАПах, в рамках программы обязательного медицинского страхования на основании распоряжения Министерства здравоохранения (адрес) № № от 22 июля 2014г. созданы службы мобильных ФАПов.
На территории Сорочинского района Оренбургской области в целях медицинского обслуживания малонаселенных пунктов на основании приказа главного врача ГБУЗ «Сорочинская МБ» № № от 11 января 2023г. организована работа мобильных ФАПов в селах согласно графику.
В соответствии с графиками, утвержденными главным врачом ГБУЗ «Сорочинская межрайонная больница», в период с января 2023 года по декабрь 2023 года организованы ежедневные выезды специалистов мобильных ФАПов (врач-терапевт, педиатр, акушерка, фельдшер, гинеколог) в сельские ЛПУ, а именно в с. Алексеевка, с. Никольское, с. 1-Михайловка и другие села района.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», дав оценку представленным в дело доказательствам, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий признается одним из принципов охраны здоровья, установленных ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений ст. 21 настоящего Федерального закона.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры, в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10 Закона).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (далее - Положение).
Согласно п. 19 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населенных пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной практики (семейной медицины), врачебных амбулаториях.
Согласно п. 19.1 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов, не реже 2 раз в год.
В соответствии с п. 19.2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в населенных пунктах с числом жителей 100 - 300 человек организуются: фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км; домовые хозяйства, оказывающие первую помощь, и (или) выездные формы работы, в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км.
В п. 19.3 Положения в населенных пунктах с числом жителей 301-1000 человек организуются фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации в случае отсутствия других медицинских организаций.
Согласно п. 19.4 Положения в населенных пунктах с числом жителей 1001 - 2000 человек организуются:
фельдшерско-акушерские пункты или фельдшерские здравпункты в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации не превышает 6 км;
центры (отделения) общей врачебной практики (семейной медицины) или врачебная амбулатория в случае, если расстояние от фельдшерско-акушерского пункта до ближайшей медицинской организации превышает 6 км.
Правила организации деятельности врачебной амбулатории утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (Приложение №12).
Согласно Правилам врачебная амбулатория является самостоятельной медицинской организацией либо структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).
Оказание первичной врачебной медицинской помощи во врачебной амбулатории осуществляется врачами-терапевтами участковыми, врачами-терапевтами цехового врачебного участка, врачами общей практики (семейными врачами) и врачами-специалистами по территориально-участковому принципу.
На должность заведующего врачебной амбулаторией - врача-специалиста, назначается специалист, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».
Структура врачебной амбулатории и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в структуру которой входит врачебная амбулатория, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы, численности обслуживаемого населения и с учетом рекомендуемых штатных нормативов в соответствии Приложением № 13 к Положению об организации первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному настоящим приказом.
В Приложении №13 к данному приказу содержатся рекомендуемые штатные нормативны врачебной амбулатории, согласно которым рекомендуется предусмотреть штатную должность заведующей врачебной амбулатории – врача при наличии до 3 должностей врачей – вместо 0,5 должности фельдшера; при наличии более 3 должностей врачей – 1 должность заведующей.
В свою очередь Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта определены в приложение № 15 к указанному приказу № 543н от 15 мая 2012г.
Согласно п. 2 Правил фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).
На должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по специальности "лечебное дело" или "акушерское дело" или "сестринское дело" (п. 4 Правил).
Структура фельдшерско-акушерского пункта и штатная численность устанавливаются руководителем медицинской организации, в структуру которой входит фельдшерско-акушерский пункт, исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы с учетом уровня и структуры заболеваемости и смертности, половозрастного состава населения, его плотности, иных показателей и с учетом рекомендуемых штатных нормативов в соответствии с приложением № 16 к Положению (п. 7 Правил).
В Приложении №16 к приказу содержатся рекомендуемые штатные нормативны ФАПа. В нем численность штатных единиц приведена в зависимости от количества жителей, проживающих на обслуживаемой территории. Предусмотрена 1 должность заведующей ФАПом- фельдшера при обслуживании от 101 до 2000 жителей.
Принимая во внимание, что в населенных пунктах с. Алексеевка и с. Никольское численность населения составляет менее 100 человек, ближайший ФАП находится в с. Матвеевка (7,5 км.), в данных населенных пунктах первичную медико-санитарную помощь оказывают мобильные медицинские бригады, оснований для включения в штат заведующего ФАПом не имеется, таких требований прокурором не заявлялось.
В свою очередь в с.1-Михайловка численность населения составляет 277 человек, ближайший ФАП находится в с. Романовка (7,5 км.), что является основанием для включения в штат 1 должности заведующего ФАПом – фельдшера, однако таких исковых требований прокурором также не заявлялось.
В населенном пункте с. Баклановка действует врачебная амбулатория, медицинская помощь оказывается 2 фельдшерами и зубным врачом, расстояние до ближайшей медицинской организации ГБУЗ Сорочинская МБ» составляет 32 км.
В населенном пункте с. Бурдыгино во врачебной амбулатории работает фельдшер, акушерка и 2 медицинских сестры, расстояние до ближайшей медицинской организации Гамалеевской врачебной амбулатории 11,9 км.
Согласно Приложению №13 к приказу № 543н от 15.05.2012г. рекомендуемый штатный норматив заведующего врачебной амбулатории-врача при наличии до 3 должностей врачей – 0,5 должности фельдшера.
Установив вышеприведенные обстоятельства по делу, суд первой инстанции обоснованно указал, что исходя их заявленных исковых требований, возложение на ответчика обязанности назначить на должность заведующих ФАПов и врачебных амбулаторий противоречит положениям ст. 37 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право каждому свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Согласно части 3 статьи 131 ГПК Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Лицо, полагающее свои права нарушенными, может избрать любой из приведенных в статье 12 ГК Российской Федерации способов защиты либо иной, предусмотренный законом способ, который бы обеспечил восстановление этих прав. Выбор способа защиты должен соответствовать характеру нарушенного права.
В соответствии с указанной нормой защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения, принуждения к исполнению обязанности в натуре, возмещения убытков и иными способами, предусмотренными законом.
По настоящему делу прокурор обратился в суд с требованием о возложении на ответчика обязанности назначить на должности заведующих врачебных амбулаторий и ФАПов, которое не относится к способам защиты, приведенным в ст. 12 ГК Российской Федерации, обеспечивающим восстановление нарушенного права.
Назначение на должность заведующего лечебной организацией предполагает указание конкретного лица и его соответствие квалификационным требованиям к должности, согласие на назначение соответствующего лица, оформление актом (приказом) главного врача.
Однако просительная часть уточненного искового заявления прокурора таких указаний не содержит.
Принимая во внимание разъяснения, данные в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств; в связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд по заявленным требованиям, какие конкретно действия, кто и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.
Между тем, поскольку требования истца не содержат указания на конкретных лиц, подлежащих назначению на должность заведующих, и действия, подлежащие выполнению ответчиком, удовлетворение такого требования приведет к неисполнимости решения суда, решение суда указанным выше критериям соответствовать не будет, как не будет соответствовать и целям эффективного правосудия, в то время как из разъяснений, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2007 года №-П, следует, что общеправовой принцип правовой определенности предполагает исполнимость вынесенных судебных решений.
Являются несостоятельными доводы апелляционного представления о том, что исключение из штатного расписания должностей заведующих ФАПами с. 1-Михайловка, с. Алексеевка, с. Никольское, врачей и медсестер Баклановкой и Бурдыгинской врачебной амбулатории свидетельствует о нарушении прав жителей этих населенных пунктов на оказание первичной медико-санитарной помощи, поскольку приказ №№ от 15 октября 2021г. в указанной части истцом не оспаривается, а удовлетворение заявленных требований иска о назначение на должность заведующих указанных подразделений не приведет к восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
Иные доводы апелляционной жалобы фактически являются позицией истца в суде первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшегося по делу решения суда. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку доводы в апелляционном представлении не содержат сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении решения, то оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сорочинского районного суда (адрес) от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Сорочинской межрайонной прокуратуры ФИО4 - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Шор
Судьи М.В. Булгакова
В.В. Раковский