судья Толстова Н.П. 61RS0005-01-2024-007228-33
дело № 33-3169/2025 (2-я инст.)
дело № 2-4376/2024(1-я инст.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2025 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
председательствующего Михайлова Г.В.
судей Владимирова Д.А., Криволапова Ю.Л.
при помощнике Ивановской Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, ФСИН России об обязании совершить определенные действия
по апелляционной жалобе ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области
на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 3 декабря 2024 года.
Заслушав доклад судьи Михайлова Г.В., судебная коллегия
установила:
Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ГУФСИН России по Ростовской области, ФСИН России об обязании совершить определенные действия, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе проведенной проверки соблюдения ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области требований уголовно-исполнительного законодательства, истцом было установлено наличие у ответчика ряда нарушений действующего законодательства.
Несмотря на принимаемые меры прокурорского реагирования, выявленные нарушения ответчиком устранены не были, права осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение не восстановлены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области со дня вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия: в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 11, 24 ФЗ № 52, п. 2.7, 2.11, 8.2.32 8.4.6 СП 2.1.3678-20 в помещениях для хранения личных вещей отряда № 6, спальном помещении № 1 отряда № 6, спальном помещении № 3 отряда № 5, комнатах приема пищи и спальных помещениях отрядов № 1,2 и 4 устранить дефекты внутренней отделки стен; в соответствии со ст. 82, 83 УИК РФ, п. 6 Перечня технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных учреждений, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11.11.2023 №3171-Р, п. 17 Порядка применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзор и контроля в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы и порядка применения технических средств надзора и контроля в исправительных учреждениях, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации №359 от 30.11.2023, оборудовать учреждение техническими средствами подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными аппаратами, беспилотными транспортными средствами и иными автоматизированными беспилотными комплексами для пресечения их несанкционированного нахождения на территории исправительного учреждения; в соответствии со ст. 82, 83 УИК РФ, п. 5, п.п. 2 п. 17, п.п. 8 п. 18 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, провести капительный ремонт основного ограждения участков периметра № 1, 6, 8, 9, 10, участков периметра № 4, 5 внешней запретной зоны, тропы наряда участков периметра № 7-9, тропы караула участков периметра № 4-6, 9, противопобегового заграждения «Шиповник» по всему периметру учреждения за исключением участка № 1, кирпичной кладки стен производственных цехов, прилегающих к участкам периметра № 7, 8; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ч. 10 ст. 82, ч. 4 ст. 51, ч. 1, 14 ст. 88 ФЗ № 123, п. 15, 43, 54, 289, 293 Правил № 1479, таб. 3 п. 7 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582 обеспечить в цехе ЛКМ электрооборудования во взрывоопасном помещении со средствами пожаровзрывозащиты, обеспечить очистку воздуховодов от горючих отходов и отложений; проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров между цехом по изготовления лакокрасочных материалов и смежным помещением склада; обеспечить работоспособность системы автоматического пожаротушения в цехе ЛКМ, вывести аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в здании цеха электродов № 1, в цехе изготовления металлической тары, в цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный №3, на швейном производстве из перечисленных помещений; разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности дверь между цехом по изготовления лакокрасочным материалом и смежным помещением склада; обеспечить в месте пересечения противопожарной стены шахтой вентиляции автоматическое устройство, предотвращающие распространение продуктов горения по шахтам; оборудовать помещения склада ЛКМ №1, склада ЛКМ №2, цеха электродного № 1 системой пожаротушения; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, пп. «д» п. 16, 35, 54, 60 Правил № 1479 установить в швейном цехе снятые предусмотренные проектной документацией эвакуационные двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; обеспечить исправное состояние системы аварийного освещения между 7 и 8 кабинетом административного здания; ремонт и техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре; эксплуатацию светильников без снятия колпаков (рассеивателей), предусмотренными конструкцией в цехе изготовления металлической тары в помещении бытовки, в швейном цехе в подсобном помещении; обеспечить объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), а именно патрубков для огнетушителей; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, п. 48 таб. 3 Свода правил. «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.», утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, установить в помещениях цеха электродов № 1, в помещении мастера цеха, в коридоре между цехами вторсырья офисные помещения № 1 и № 2, в помещении по производству сувенирных изделий, в цехе электродный № 2 в инструментальной комнате № 1 и № 2, в комнате приема пищи, в пожарной части, в гараже пожарной части № 1 и гараж № 2 пожарную сигнализацию; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ч. 4 ст. 51 ФЗ № 123 п. 7 таб. 3 СП 486.1311500.2020, п. 7.1, п. 7.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 № 559 (СП 10.13130.2020), оборудовать цех электродный № 1 системой пожаротушения, производственные и складские здания в здании цеха электродов № 1, в цехе изготовления металлической тары, цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный № 3, на швейном производстве системой внутреннего противопожарного водопровода; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, пп. «б» п. 16, 73 Правил № 1479, п. 6.9.15 СП 4.13130.2013 обеспечить очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора на промышленной зоне; расстояние от точки проекции лестницы до проекции оконных проемов не менее 1 м офисного помещения электродно-флюсового производства; проложить газовую трубу, идущею по электродному цеху № 3 вдоль здания прокладывается по наружной стене зданий по простенку шириной более 1,5 м.; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, п. 13, 54 Правил № 1479, п. 6.2.6 СП 4.13130.2013 обеспечить соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствования металлических конструкций крыши; соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствования деревянных конструкций на вторых этажах на промышленной зоне; на объекте защиты, а именно: электродный № 1, склад ЛКМ № 1, склад ЛКМ № 2, цех ЛКМ, механическая обработка металлов и других материалов, цех вторсырья № 1, цех вторсырья № 2 под остеклением зенитных фонарей, выполненных из листового силикатного стекла (стеклопакетов, профильного стекла), а также вдоль внутренней стороны остекления прямоугольных светоаэрационных фонарей установить устройства защитной металлической сетки; организовать работу по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств, а именно: в пищевом цехе в помещении электрогриля, в здании ПТУ в помещении методического кабинета снять колпаки с СПС. Также истец просил суд обязать ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области с целью устранения исправительной колонией вышеуказанных нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 03.12.2024 исковые требования Ростовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области об обязании совершить определенные действия удовлетворены частично.
На ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу совершить следующие действия: в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 11, 24 ФЗ № 52, п. 2.7, 2.11, 8.2.32 8.4.6 СП 2.1.3678-20 в помещениях для хранения личных вещей отряда № 6, спальном помещении № 1 отряда № 6, спальном помещении № 3 отряда № 5, комнатах приема пищи и спальных помещениях отрядов № 1,2 и 4 устранить дефекты внутренней отделки стен; в соответствии со ст. 82, 83 УИК РФ, п. 6 Перечня технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных учреждений, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11.11.2023 №3171-Р, п. 17 Порядка применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзор и контроля в следственных изоляторах уголовноисполнительной системы и порядка применения технических средств надзора и контроля в исправительных учреждениях, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации №359 от 30.11.2023, оборудовать учреждение техническими средствами подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными аппаратами, беспилотными транспортными средствами и иными автоматизированными беспилотными комплексами для пресечения их несанкционированного нахождения на территории исправительного учреждения; в соответствии со ст. 82, 83 УИК РФ, п. 5, п.п. 2 п. 17, п.п. 8 п. 18 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, провести капительный ремонт основного ограждения участков периметра № 1, 6, 8, 9, 10, участков периметра № 4, 5 внешней запретной зоны, тропы наряда участков периметра № 7-9, тропы караула участков периметра № 4-6, 9, противопобегового заграждения «Шиповник» по всему периметру учреждения за исключением участка № 1, кирпичной кладки стен производственных цехов, прилегающих к участкам периметра № 7, 8; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ч. 10 ст. 82, ч. 4 ст. 51, ч. 1, 14 ст. 88 ФЗ № 123, п. 15, 43, 54, 289, 293 Правил № 1479, таб. 3 п. 7 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582 обеспечить в цехе ЛКМ электрооборудования во взрывоопасном помещении со средствами пожаровзрывозащиты, обеспечить очистку воздуховодов от горючих отходов и отложений; проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров между цехом по изготовления лакокрасочных материалов и смежным помещением склада; обеспечить работоспособность системы автоматического пожаротушения в цехе ЛКМ, вывести аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в здании цеха электродов № 1, в цехе изготовления металлической тары, в цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный №3, на швейном производстве из перечисленных помещений; разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности дверь между цехом по изготовления лакокрасочным материалом и смежным помещением склада; обеспечить в месте пересечения противопожарной стены шахтой вентиляции автоматическое устройство, предотвращающие распространение продуктов горения по шахтам; оборудовать помещения склада ЛКМ №1, склада ЛКМ №2, цеха электродного № 1 системой пожаротушения; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, пп. «д» п. 16, 35, 54, 60 Правил № 1479 установить в швейном цехе снятые предусмотренные проектной документацией эвакуационные двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; обеспечить исправное состояние системы аварийного освещения между 7 и 8 кабинетом административного здания; ремонт и техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре; эксплуатацию светильников без снятия колпаков (рассеивателей), предусмотренными конструкцией в цехе изготовления металлической тары в помещении бытовки, в швейном цехе в подсобном помещении; обеспечить объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), а именно патрубков для огнетушителей; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, п. 48 таб. 3 Свода правил. «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, установить в помещениях цеха электродов № 1, в помещении мастера цеха, в коридоре между цехами вторсырья офисные помещения № 1 и № 2, в помещении по производству сувенирных изделий, в цехе электродный № 2 в инструментальной комнате № 1 и № 2, в комнате приема пищи, в пожарной части, в гараже пожарной части № 1 и гараж № 2 пожарную сигнализацию; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ч. 4 ст. 51 ФЗ № 123 п. 7 таб. 3 СП 486.1311500.2020, п. 7.1, п. 7.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 № 559 (СП 10.13130.2020), оборудовать цех электродный № 1 системой пожаротушения, производственные и складские здания в здании цеха электродов № 1, в цехе изготовления металлической тары, цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный № 3, на швейном производстве системой внутреннего противопожарного водопровода; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, пп. «б» п. 16, 73 Правил № 1479, п. 6.9.15 СП 4.13130.2013 обеспечить очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора на промышленной зоне; расстояние от точки проекции лестницы до проекции оконных проемов не менее 1 м офисного помещения электродно-флюсового производства; проложить газовую трубу, идущею по электродному цеху № 3 вдоль здания прокладывается по наружной стене зданий по простенку шириной более 1,5 м.; в соответствии со ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, п. 13, 54 Правил № 1479, п. 6.2.6 СП 4.13130.2013 обеспечить соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствования металлических конструкций крыши; соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствования деревянных конструкций на вторых этажах на промышленной зоне; на объекте защиты, а именно: электродный № 1, склад ЛКМ № 1, склад ЛКМ № 2, цех ЛКМ, механическая обработка металлов и других материалов, цех вторсырья № 1, цех вторсырья № 2 под остеклением зенитных фонарей, выполненных из листового силикатного стекла (стеклопакетов, профильного стекла), а также вдоль внутренней стороны остекления прямоугольных светоаэрационных фонарей установить устройства защитной металлической сетки; организовать работу по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств, а именно: в пищевом цехе в помещении электрогриля, в здании ПТУ в помещении методического кабинета снять колпаки с СПС.
В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал
Не согласившись с вынесенным решением, ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области подало апелляционную жалобу и дополнение к апелляционной жалобе, в которой просит указанное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, оспаривая судебную оценку доказательств, повторяет свою позицию по делу и указывает, что главным распорядителем средств федерального бюджета (ФСН России) обеспечивается доведение до подведомственных получателей средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на осуществление закупок товаров работ и услуг в полном объеме установленных бюджетной росписью. При этом, понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федеральною бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
По мнению апеллянта, решение суда является неисполнимым, поскольку финансирование на данные статьи расходов, поступающие в уголовно-исполнительную систему из Федерального бюджета недостаточны.
Кроме того, автор жалобы повторно указывает на то, что функционирование цехов ЛКМ №1 и ЛКМ № 2 прекращено, оборудование вывезено, и данные цеха, в настоящее время, реорганизованы. Кроме того, ранее, вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 27.06.2023 по делу №2-2295/2023 удовлетворены требования в части обязания ответчика оборудовать склады ЛКМ№1 и ЛКМ№2 системой пожаротушения.
Заявитель обращает внимание на ошибочность выводов суда о том, что ответчик, несмотря на меры прокурорского реагирования, не принимает меры для устранения нарушений, что, в свою очередь, ведет к нарушению прав осуждённых на материально-бытовое обеспечение, поскольку данные выводы противоречат представленным в материалы доказательствам, в том числе ответам ФКУ ИК-2 ГУФСИН Росси по Ростовской области на представления прокурора.
По мнению апеллянта, в установленный судом шестимесячный срок, исполнить решение суда не представляется возможным ввиду недостаточности финансирования на данные статьи расходов.
Ростовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ростовской области в письменных возражениях опровергает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в том числе с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы в пределах, установленных ст. 327.1 ГПК РФ, с учетом поданных возражений, выслушав прокурора Ефремову Т.Н., представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Ростовской области Прохачеву Т.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствовался положениями ст. 99 УИК РФ, ст. ст. 150,296 ГК РФ, Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», и, исходил из того, что несоблюдение ответчиком законодательства РФ в части материально-бытового обеспечения осужденных нарушает права неопределенного круга лиц (осужденных) на материально-бытовое обеспечение, создает угрозу их здоровью.
Оставляя без удовлетворения требования об обязании ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России со дня вступления решения суда в законную силу произвести финансирование ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области с целью устранения исправительной колонией вышеуказанных нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства, суд исходил из того, что ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области является обособленным юридическим лицом, в чьи полномочия входят, в том числе обращение к главному распорядителю бюджетных средств с целью формирования бюджета с целью финансирования мероприятий по содержанию и обслуживанию исправительного учреждения, при этом, суд указал, что истцом были заявлены требования не об обязании ГУФСИН России по Ростовской области обратиться к главному распорядителю бюджетных средств с целью получения финансирования, а об обязании ГУФСИН России по Ростовской области, не являющегося таковым и не имеющего самостоятельных средств на осуществление столь масштабных работ, а также об обязании ФСИН России сразу с момента вынесения решения суда произвести финансирование всего объема работ, что не исполнимо.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на приведенных нормах права и разъяснениях об их применении, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оцененным судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
К таким выводам суд первой инстанции пришел, установив, что в ходе проведенной Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки соблюдения администрацией ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области требований уголовного-исполнительного законодательства РФ было установлено, что, в нарушение ст. 99 УИК РФ, ст. 11, 24 ФЗ № 52, п. 2.7, 2.11, 8.2.32 8.4.6 СП 2.1.3678-20 в помещениях для хранения личных вещей отряда № 6, спальном помещении № 1 отряда № 6, спальном помещении № 3 отряда № 5, комнатах приема пищи и спальных помещениях отрядов № 1,2 и 4 выявлены дефекты внутренней отделки стен.
Вопреки требованиям ст. 82, 83 УИК РФ, п. 6 Перечня технических средств надзора и контроля, используемых администрациями исправительных учреждений, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 11.11.2023 №3171-Р, п. 17 Порядка применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзор и контроля в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы и порядка применения технических средств надзора и контроля в исправительных учреждениях, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации №359 от 30.11.2023, в учреждении отсутствуют технические средства подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными аппаратами, беспилотными транспортными средствами и иными автоматизированными беспилотными комплексами для пресечения их несанкционированного нахождения на территории исправительного учреждения.
В нарушение ст. 82, 83 УИК РФ, п. 5, п.п. 2 п. 17, п.п. 8 п. 18 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного приказом Минюста России от 04.09.2006 № 279, основное ограждение участков периметра № 1,6, 8, 9, 10, участков периметра № 4, 5 внешней запретной зоны, тропы наряда участков периметра № 7-9, тропы караула участков периметра № 4-6, 9, противопобегового заграждения «Шиповник» по всему периметру учреждения за исключением участка № 1, кирпичной кладки стен производственных цехов, прилегающих к участкам периметра № 7, 8 требуют капитального ремонта.
Вопреки ст. 99 УЖ РФ, ч. 10 ст. 82, ч. 4 ст. 51, ч. 1, 14 ст. 88 ФЗ № 123, п. 15, 43, 54, 289, 293 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (далее - Правил № 1479), таб. 3 п. 7 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденных Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582 в цехе ЛКМ допущено использование электрооборудования без средств пожаровзрывозащиты во взрывоопасном (взрывопожароопасном, пожароопасном) помещении; не обеспечены очистка воздуховодов от горючих отходов и отложений; проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров между цехом по изготовления лакокрасочных материалов и смежным помещением склада; система автоматического пожаротушения в цехе ЛКМ находится не в работоспособном состоянии, аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения в здании цеха электродов № 1, в цехе изготовления металлической тары, в цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный №3, на швейном производстве находятся на перечисленных помещениях; дверь между цехом по изготовления лакокрасочным материалом и смежным помещением склада не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности; в месте пересечения противопожарной стены шахтой вентиляции не предусмотрено автоматическое устройство, предотвращающие распространение продуктов горения по шахтам; помещения склада ЛКМ №1, склада ЛКМ №2, цеха электродного №1 не оборудованы системой пожаротушения.
Вопреки требованиям ст. 99 УИК РФ, пп.. «д» п. 16, 35, 54, 60 Правил № 1479 в швейном цехе сняты предусмотренные проектной документацией эвакуационные двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; не обеспечено исправное состояние системы аварийного освещения между 7 и 8 кабинетом административного здания; ремонт и техническое обслуживание системы пожарной сигнализации и системы оповещения, и управления эвакуацией людей при пожаре; эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией в цехе изготовления металлической тары в помещении бытовки, в швейном цехе в подсобном помещении; объект защиты не обеспечен первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), а именно патрубков для огнетушителей.
В нарушение требований ст. 99 УИК РФ, п. 48 таб. 3 Свода правил. «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, в помещениях цеха электродов № 1 в помещении мастера цеха, в коридоре между цехами вторсырья офисные помещения № 1 и № 2, в помещении по производству сувенирных изделий, в цеху электродный № 2 в инструментальной комнате № 1 и № 2, в комнате приема пищи, в пожарной части, в гараже пожарной части № 1 и гараж № 2 отсутствует пожарная сигнализация.
Вопреки требованиям ст. 99 УИК РФ, ч. 4 ст. 51 ФЗ № 123 п. 7 таб. 3 СП 486.1311500.2020, п. 7.1, п. 7.6 Свода правил «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 27.07.2020 № 559 (СП 10.13130.2020), цех электродный № 1 не оборудован системой пожаротушения, производственные и складские здания в здании цеха электродов № 1, в цехе изготовления металлической тары, цехе механической обработки металлов и других материалов, в цехе вторсырья № 1, в цехе вторсырья № 2, в цехе вторсырья № 3, в цехе по производству металлических изделий для домашнего обихода, на складе ЛКМ № 1, на складе ЛКМ № 2, в цехе ЛКМ, в цехе электродный №2, в цехе электродный № 3, на швейном производстве отсутствует система внутреннего противопожарного водопровода.
В нарушение требований ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, пп. «б» п. 16, 73 Правил № 1479, п. 6.9.15 СП 4.13130.2013 в швейном цехе сняты предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации; не обеспечена очистка объекта защиты от горючих отходов, мусора на промышленной зоне; расстояние от точки проекции лестницы до проекции оконных проемов не менее 1 м офисного помещения электродно-флюсового производства; газовая труба, идущая по электродному цеху № 3 вдоль здания прокладывается по наружной стене зданий по простенку шириной менее 1,5 м.
Вопреки требованиям ст. 99 УИК РФ, ст. 6 ФЗ № 123, п. 13, 54 Правил № 1479, п. 6.2.6 СП 4.13130.2013 не обеспечено соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствование металлических конструкций крыши; соблюдение проектных решений в отношении пределов огнестойкости строительных конструкций, а именно: освидетельствование деревянных конструкций на вторых этажах на промышленной зоне; на объекте защиты, а именно: электродный № 1, склад ЛКМ № 1, склад ЛКМ № 2, цех ЛКМ, механическая обработка металлов и других материалов, цех вторсырья № 1, цех вторсырья № 2 под остеклением зенитных фонарей, выполненных из листового силикатного стекла (стеклопакетов, профильного стекла), а также вдоль внутренней стороны остекления прямоугольных светоаэрационных фонарей не предусмотрены устройства защитной металлической сетки; не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств, а именно: в пищевом цехе в помещении электрогриля, в здании ПТУ в помещении методического кабинета не сняты колпаки с СПС.
Неисполнение ответчиком, в полном объеме, требований уголовно-исполнительного законодательства влечет нарушение прав осужденных на материально-бытовое обеспечение, норм пожарной безопасности, безопасные условия отбывания наказания в полной мере не обеспечиваются, что может привести к различным негативным последствиям.
Несмотря на принимаемые с июня по август 2024 года меры прокурорского реагирования (представления №17-36-2024/103 от 24.06.2024, №17-53-2024/20600067 от 30.07.2024, № 17-36/Прдп211-24-20600010 от 28.08.2024, № 17-36/Прдп228-24-20600010 от 30.09.2024) нарушения до настоящего времени не устранены, права осужденных на надлежащее материально-бытовое обеспечение и безопасные условия отбывания наказания не восстановлены.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний.
Согласно п. 1, 4 данного Положения, Федеральная служба исполнения наказаний подведомственна Минюсту России и в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Минюста России и Положением.
ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы и учреждения, исполняющие наказание, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, учреждения уголовно-исполнительной системы, в том числе расположенные на территории Ростовской области, обязаны в своей деятельности руководствоваться требованиями правовых актов, указанных государственных органов.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статья 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ регламентирует право осужденных на надлежащее материально-бытовое обслуживание в период отбывания наказания.
В ст. 4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ законодатель установил право федеральных органов исполнительной власти принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний.
Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» определяет основы деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача России от 24.12.2020 № 44 утверждены санитарно-эпидемиологические требования (СП 2.1.3678-20) к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Инструкция по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276 определяет порядок проведения технической эксплуатации зданий и сооружений жилых, режимных, лечебных, хозяйственно-складских зон и зданий административного назначения учреждений уголовно-исполнительной системы.
Согласно уставу ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской является самостоятельным юридическим лицом, учредителем которого выступает Российская Федерация.
В соответствии с подп. 2 п. 15 Положения о ГУФСИН России по Ростовской области, утвержденного Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, Управление обеспечивает финансирование и материально-техническое обеспечение учреждений, исполняющих наказание.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
Согласно ч. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, обеспечение соблюдения требований законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных, требующих финансовых затрат, должно быть произведено за счет средств ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, а при их недостаточности за счет средств Российской Федерации, выделяемых ФСИН России, представленному на территории Ростовской области Главному управлению ФСИН России по Ростовской области.
Несмотря на принимаемые Ростовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области меры, выявленные в деятельности администрации ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области нарушения требований законодательства о материально-бытовом обеспечении осужденных устранены не были, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об обязании ответчика устранить данные нарушения.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области сводятся к неправильному толкованию законодательства, аналогичны всем обстоятельствам, на которые ответчик ссылалась в суде первой инстанции, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, указывающие на неполное выяснение судом обстоятельств дела и неверную оценку суда представленным доказательствам, не могут являться основанием для отмены оспариваемого судебного постановления, поскольку согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ, суд самостоятельно определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ссылки ответчика на отсутствие необходимого финансирования для соблюдения норм и требований ст. 99 УИК РФ, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора. Неукоснительное исполнение норм УИК РФ, обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в учреждения ИК, охраны здоровья осужденных являются одними из основных задач уголовно-исполнительной системы в целом. Выполнение возложенных законодательством на исправительное учреждение обязанностей, соблюдение прав осужденных не должны ставиться в зависимость от недостатка финансирования предпринимаемых ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области мероприятий.
На основании ст. 13 Федерального закона от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
Таким образом, обязанность соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства лежит на ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области, сам факт нарушения ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области законодательства, который нашел свое подтверждение в суде первой инстанции и не оспаривался ответчиком, свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц – отбывающих наказание в исправительном учреждении.
Доказательств, опровергающих данный вывод, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду представлено не было.
Отклоняя доводы апеллянта о том, что функционирование цехов ЛКМ №1 и ЛКМ № 2 прекращено, оборудование вывезено и данные цеха в настоящее время реорганизованы, судебная коллегия соглашается с выводами суда нижестоящей инстанции о том, что данное обстоятельство не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора о приведении помещений данных цехов в соответствие с действующим законодательством, поскольку, из пояснений представителя ответчиков, данных в суде первой инстанции, следует, что в указанных помещениях планируется открыть иные цеха, следовательно, эти помещения должны быть приведены в соответствие с действующим законодательством.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что неукоснительное исполнение норм УИК РФ, обеспечение надлежащих условий отбывания наказания в учреждения ИК, охрана здоровья осужденных являются одними из основных задач уголовно-исполнительной системы в целом. Выполнение возложенных законодательством на исправительное учреждение обязанностей, соблюдение прав осужденных не должны ставиться в зависимость от недостатка финансирования предпринимаемых ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области мероприятий.
Отклоняя ссылки апеллянта о том, что понуждение ФСИН России к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федеральною бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализации, возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что требования истца об обязании ГУФСИН России по Ростовской области и ФСИН России сразу с момента вынесения решения суда, произвести финансирование ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области для устранения последним выявленных нарушений законодательства, оставлены судом без удовлетворения.
Доводы апеллянта о том, что ранее на ответчика, уже была судом возложена обязанность по оборудованию склада ЛКМ №1 и склада ЛКМ №2 цеха электродного №1 системой пожаротушения, не могут повлечь отмену решения в апелляционном порядке, поскольку, в целом, верных выводов суда не опровергают. Кроме того, апеллянтом не представлены сведения об исполнении упоминаемого им судебного акта.
Доводы апеллянта о проведении в настоящее время работ с целью устранения выявленных прокурорской проверкой недостатков, не нашел своего документального подтверждения, в связи с чем, отклоняется судебной коллегией.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области действенных мер к устранению нарушений в полном объеме фактически не принималось. Повреждения стен в жилых отрядах не устраняются длительное время, для установки средств подавления беспилотных летательных аппаратов администрацией ИК-2 направлены лишь запросы в ГУФСИН и территориальную администрацию, меры, направленные на устранения нарушений противопожарного законодательства, выражаются в закрытии и неиспользовании производственного помещения, в котором данные нарушения допущены. Относительно выявленных нарушений законодательства, выраженных в ненадлежащем состоянии инженерно-технических средств охраны и надзора ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области предпринимаются меры исключительно в направлении заявок в ГУФСИН о выделении денежных средств на ремонт и приведении в соответствие таких сооружений, что в свою очередь, свидетельствует о том, что в исправительным учреждением формально принимаются меры к устранению выявленных прокуратурой нарушений. Кроме того, сведений о том, что в 2023-2024 годах ответчиком дополнительно направлялись заявки о выделении финансирования в ГУФСИН России по Ростовской области, материалы дела не содержат.
В опровержение доводов апеллянта, установленный судом шестимесячный срок для исполнения решения, по мнению судебной коллегии, является разумными и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, поскольку несоблюдение требований законодательства при содержании лиц, отбывающих наказание в указанном учреждении, нарушает их права и законные интересы.
Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что ответчик при исполнении решения суда не лишен права обратиться в суд за предоставлением рассрочки или отсрочки его исполнения в случае наличия объективных и достоверных доказательств невозможности его исполнения в определенный срок по независящим от него причинам.
Доводы жалобы о том, что решение суда заведомо неисполнимо, ввиду отсутствием финансирования, судебная коллегия считает необоснованными, так как указанные доводы не свидетельствует о незаконности принятого по делу судебного акта, более того, в случае неясности решения или порядка его исполнения лица, участвующие в деле, не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об их разъяснении.
Каких-либо иных доводов, которые не были бы предметом рассмотрения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено. Доводы жалобы повторяют позицию стороны, приведенную в суде первой инстанции, являлись предметом исследования суда, получили надлежащую оценку, и, по сути, сводятся к выражению несогласия апеллянта с произведенной судом оценкой доказательств по делу, которую судебная коллегия находит правильной.
Таким образом, решение суда первой инстанции требованиям материального и процессуального закона не противоречит, постановлено с учетом всех доводов сторон и представленных ими доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 3 декабря 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен:28.02.2025 года.