РЕШЕНИЕ
19 января 2022 г. г. Ливны Орловской области
Судья Ливенского районного суда Орловской области Орлова В.Ю., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Зиборова В.А. на постановление заместителя начальника межмуниципального отдела по г. Ливны, Ливенскому и Должанскому районам Управления Росреестра по Орловской области, заместителя главного государственного инспектора в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области по использованию и охране земель Д. от 15 ноября 2021 г. о привлечении индивидуального предпринимателя Зиборова В.А. к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя начальника межмуниципального отдела по г. Ливны, Ливенскому и Должанскому районам Управления Росреестра по Орловской области, заместителя главного государственного инспектора в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области по использованию и охране земель Д. от 15 ноября 2021 г. индивидуальный предприниматель Зиборов В.А. (далее - ИП Зиборов В.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
ИП Зиборов В.А., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить данное постановление и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что решение о проведении проверки было вручено 30 сентября 2021 г. бухгалтеру, который не является уполномоченным его представителем, именно в день ее проведения. Зиборов В.А. находился за пределами РФ, ему вручено решение о проведении проверки 04 октября 2021 г. при посещении межрайонной прокуратуры, то есть после ее проведения и составления акта по ее результатам. Несмотря на установленный срок проведения проверки с 30 сентября 2021 г. по 29 октября 2021 г., проверка проведена без его уведомления и в его отсутствие в день вынесения решения. Кроме того, указывает, что на арендуемом им земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, расположено находящееся в собственности Зиборова В.А. административное здание, состоящее из двух этажей, на первом этаже которого расположено помещение для хранения оборудования, инструментов для осуществления деятельности по техническому обслуживанию автомобилей, на втором этаже расположен офис. Данное здание примыкает к зданию по адресу: <адрес>, в котором он осуществляет деятельность по техническому обслуживанию автомобилей. Полагает, что административное здание, расположенное на арендуемом им участке, равно как и земельный участок, на котором расположено здание, эксплуатируется по прямому назначению. Указывает, что в акте проверки от 30 сентября 2021 г. конкретно не указано, какой вид деятельности осуществляет Зиборов В.А. по адресу: <адрес>, при этом указано, что он осуществляет мойку автотранспортных средств, однако, фактически данная деятельность по указанным адресам не осуществляется. Кроме того, считает, что 30 сентября 2021 г. помощник прокурора непосредственно административное здание по адресу: г. <адрес>, не обследовал, а заявитель был лишен возможности участвовать при проверке и дать свои пояснения по существу ее проведения. Кроме того, данные обстоятельства не вытекают и из выписки из ЕГРИП, понятые при проведении проверки отсутствовали, свидетели осуществления им данного вида деятельности на спорном земельном участке также отсутствуют. Также указывает, что вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка по адресу: <адрес>, находящегося в общественно-деловой зоне, является техническое обслуживание автомобилей. Считает, что дело рассмотрено инспектором с нарушением 15-ти дневного срока с момента постановления прокурора.
В судебное заседание ИП Зиборов В.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна. Ранее в судебных заседаниях доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил ее удовлетворить, дополнив, что согласно публичной карте, данный замельный участок находится в промышленной зоне.
Заместитель начальника межмуниципального отдела по г. Ливны, Ливенскому и Должанскому района Управления Росреестра по Орловской области Д. в судебном заседании пояснил, что постановление о привлечении ИП Зиборова В.А. к административной ответственности было вынесено на основании материалов проверки, представленных прокуратурой района, считал данное постановление законным и обоснованным, поскольку ИП Зиборов В.А. как арендатор земельного участка, выразил свое согласие на его использование в соответствии с установленным видом разрешенного использования, реализовав сове право, предусмотренное п. 3 ст.85 Земельного Кодекса РФ.
Помощник Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Елдесбаев Д.И. суду пояснил, что по заданию прокуратуры области им была проведена проверка, выявлено данное нарушение использования земельного участка.
Выслушав участников процесса, изучив истребованное по жалобе дело об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Из пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что земли в Российской Федерации, подразделяемые по целевому назначению на указанные в пункте 1 этой статьи категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ИП Зиборова В.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили материалы проведенной Ливенской межрайонной прокуратурой Орловской области проверки, выявившие факт нарушения ИП Зиборовым В.А., и согласившегося с ним инспектора Росреестра о выявленном 30 сентября 2021 г. факте осуществления деятельности ИП Зиборовым В.А. по адресу: <адрес>, с нарушением установленного вида разрешенного использования, который в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, соответствует наименованиям имеющего основной вид разрешенного использования – для размещения административных зданий, вспомогательный вид – под строительство административного здания. Однако, на земельном участке, расположено административное здание, принадлежащее Зиборову В.А., где осуществляется предпринимательская деятельность по ремонту и обслуживанию автотранспорта (согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков "ремонт автомобилей (код 4.9.1.4)". В подтверждение данных обстоятельств представлены следующие материалы: решение о проведении проверки №99 от 30 сентября 2021 г., согласно которому на основании поручения прокуратуры Орловской области 30 сентября 2021 г. заместителем Ливенского межрайонного прокурора Орловской области принято решение о проведении проверки ИП Зиборова В.А. по соблюдению требований законодательства по целевому использованию земельных участков в срок с 30 сентября 2021 г. по 29 октября 2021 г., которое вручено бухгалтеру ИП Зиборова В.А. 30 сентября 2021 г.; актом по результатам проверки от 30 сентября 2021 г., с которым Зиборов В.А. ознакомлен под роспись и согласно которому на земельном участке с кадастровым номером №, основным видом разрешенного использования которого является – для размещения административных зданий, вспомогательным видом – под строительство административного здания, осуществляет деятельность ИП Зиборов В.А., одним из видом деятельности которого в соответствии с Выпиской из ЕГРИП является техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей, мойка автотранспортных средств и предоставление аналогичных услуг; фототаблицей к акту проверки, на котором изображено двухэтажное здание, расположенное на участке: <адрес> на первом этаже имеются гаражные ворота, над которыми расположена вывеска «шиномонтаж», на втором этаже расположено окно, над которым имеется вывеска «автозапчасти», слева от здания имеется металлическая лестница, ведущая на второй этаж; договором аренды земельного участка №47 от 23 декабря 2016 г. и выпиской из постановления главы администрации города Ливны от 23 декабря 2016 г., согласно которому Управление муниципального имущества администрации г. Ливны предоставило Зиборову В.А. в аренду земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, разрешенное использование земельного участка: административное здание; кадастровой выпиской о земельном участке №57/15-131747 от 16 июля 2015 г., в соответствии с которой земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> разрешенное использование: под строительство административного здания, имеет кадастровый номер №; сообщение администрации города Ливны № от 24 ноября 2021 г., согласно которому земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ливны фактически расположен в территориальной зоне ОД (общественно-деловая зона). Условно-разрешенным видом использования земельного участка, установленного для общественно-деловой зоны, является ремонт автомобилей (код 4.9.1.4).
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, включая обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1), осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4).
Федеральный законодатель раскрывает в Градостроительном кодексе Российской Федерации (пункты 7 и 9 статьи 1) и Земельном кодексе Российской Федерации (статья 85) понятие территориальной зоны, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлен градостроительный регламент, закрепляющий, помимо прочего, в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Такие регламенты, как предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 85), создают основу правового режима земельных участков для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и др.), и обязательны для исполнения всеми их собственниками и арендаторами, землепользователями и землевладельцами.
Совокупный анализ перечисленных законоположений свидетельствует о том, что собственник земельного участка во всяком случае имеет право самостоятельно выбрать для себя как основной, так и - в дополнение к основному - вспомогательный вид его разрешенного использования, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны. При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Градостроительный кодекс Российской Федерации непосредственно не возлагают на лицо, использующее земельный участок не только в соответствии с основным видом его разрешенного использования, указанным в Едином государственном реестре недвижимости, но и в соответствии со вспомогательным видом разрешенного использования, который предусмотрен правилами землепользования и застройки муниципального образования для определенной территориальной зоны, каких-либо обязанностей по уведомлению о своем решении тех или иных органов публичной власти, что, в частности, подтверждается отсутствием в них, впрочем как и в других нормативных актах, положений, закрепляющих порядок (условия и сроки) исполнения таких обязанностей (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2020 г. №42-П).
На основании ч.1 ст.37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно ч.4 ст. 37 данного Кодекса, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Из анализа вышеприведенных норм можно сделать вывод, что при наличии утвержденных правил землепользования и застройки предоставляется возможность выбора одного или нескольких видов разрешенного использования.
В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля начальник отдела архитектуры и градостроительства администрации г. Ливны Козлов А.М. представил данный из публичной кадастровой карты, а также карты градостроительного зонирования и пояснил, что в соответствии с картой градостроительного зонирования, с 2017 г. земельный участок с кадастровым номером № находится в промышленной территориальной зоне города, и вид использования недвижимости на данном земельном участке – «ремонт автомобилей», является для данной зоны основным видом использования. Ранее им ошибочно были представлены сведения в орган и ИП Зиборову В.А. о нахождении данного участка в общественно-деловой зоне.
В силу пункта 3 статьи 30.7 КоАП по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, находящийся на момент проверки в пользовании ИП Зиборова В.А., расположен в промышленной территориальной зоне города Ливны с разрешенным основным видом использования земельного участка – «ремонт автомобилей», что свидетельствует об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения и наличии оснований для освобождения от административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
постановление заместителя начальника межмуниципального отдела по г. Ливны, Ливенскому и Должанскому районам Управления Росреестра по Орловской области, заместителя главного государственного инспектора в г. Ливны и Ливенском районе Орловской области по использованию и охране земель Долгих С.В. от 15 ноября 2021 г. о привлечении индивидуального предпринимателя Зиборова В.А. к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя Зиборова В.А., прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Ливенский районный суд Орловской области в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья