Решение от 31.05.2022 по делу № 2а-632/2022 от 11.04.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2022 года                                  г. Узловая

    Узловский районный суд Тульской области в составе:

    председательствующего Тимофеевой Н.А.,

    при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дерр С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело № 2а-632/2022 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области к Профессиональному образовательному учреждению «Узловская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» о ликвидации некоммерческой организации,

    у с т а н о в и л:

    административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области (далее – Управление Минюста России по Тульской области) обратился в суд с административным иском к Профессиональному образовательному учреждению «Узловская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (далее – школа ДОСААФ), мотивируя свои требования тем, что указанная некоммерческая организация, в нарушение п. 3, п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон о некоммерческих организациях), не представлены в уполномоченный орган предусмотренные указанными нормами закона отчеты о деятельности некоммерческой организации, персональном составе руководящих органов, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, а также не разместила в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» отчет о своей деятельности за 2020 год. Вынесенные в адрес школы ДОСААФ предупреждения 26.08.2021 и от 18.10.2021 не исполнены, нарушения действующего законодательства ответчиком не устранены.

    Просит ликвидировать Профессиональное образовательное учреждение «Узловская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» и исключить сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

    Представитель административного истца Управления Минюста России по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. Представитель административного истца по доверенности Миронова К.А. просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные административные исковые требования поддерживает, просит удовлетворить.

    В судебное заседание представитель административного ответчика школы ДОСААФ не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Управления Минюста России по Тульской области.

В соответствии с ч.4 ст.263 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся представителей сторон.

    Исследовав письменные доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 и пунктом 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе религиозной организацией, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления указанного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через зарубежный аппарат, и (или) через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений и организаций, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности.

Приказом Минюста России от 03.03.2014 года № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» утвержден перечень Управлений Министерства юстиций Российской Федерации по субъектам Российской Федерации. По Тульской области таким Управлением является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области.

Таким образом, Управление Минюста по Тульской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Профессиональное образовательное учреждение «Узловская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» зарегистрировано в качестве юридического лица 20.12.2002, имеет основной государственный регистрационный номер 1027101485971, индивидуальный номер налогоплательщика 7117003550. Основным видом деятельности является: деятельность школ подготовки водителей автотранспортных средств.

Согласно Уставу, школа ДАСААФ является социально ориентированной унитарной некоммерческой организацией.

Из содержания п. 3 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях следует, что некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 3.1 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.

Пунктом 10 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях законодателем определены последствия неоднократного непредставления некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей. Указанное может служить основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

26.08.2021 в адрес школы ДОСААФ направлено предупреждение о выявленных нарушениях обязанностей, предусмотренных пунктами 3.1 и 3.2 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях (непредставление в уполномоченный орган отчетов о деятельности, персональном составе руководящих органов, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, а также не размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление, за 2020 год). Школе ДОСААФ предложено устранить указанные нарушения в срок о 29.09.2021.

Предупреждение аналогичного содержания направлялось в адрес школы ДОСААФ 18.10.2021 (срок устранения – до 15.12.2021).

В соответствии с п. 3.2 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации, за исключением указанных в п. 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Из устава школы ДОСААФ следует, что её учредителем является ДОСААФ России. Сведений о том, что школа ДОСААФ является организацией, которая имеет поступления имущества и денежных средств от иностранных источников, либо выполняет функции иностранного агента, материалы дела не содержат, доказательств этому административным истцом не представлено, в связи с чем суд считает необоснованной ссылку Управления Минюста России по Тульской области на нарушение школой ДОСААФ обязанности о размещении отчетов о своей деятельности, предусмотренной п. 3.2 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях.

13.10.2021 в Управление Минюста России по Тульской области поступило заявление Перегудова А.В., которым он сообщил о том, что уволился с должности начальника школы ДОСААФ по собственному желанию.

Согласно п. 7 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в том числе сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

15.10.2021 направлено предупреждение о выявленном нарушении обязанности, предусмотренной п. 7 ст. 32 Закона о некоммерческих организациях, срок устранения – до 01.12.2021. Аналогичное предупреждение направлено 03.12.2021 , срок устранения установлен до 14.01.2022.

Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении школы ДОСААФ следует, что в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, да настоящего времени указан начальник Перегудов А.В.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Суды, принимая решение, обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания назначения соответствующей санкции или иного правоограничения, учитывать все обстоятельства дела, включая характер нарушений, если они допущены, и давать оценку иным установленным по делу фактам, образующим или исключающим основания применяемых мер.

При рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.

Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации (Определения Конституционного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 1246-0, от 10 ноября 2002 года N 270-О; Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 14-П, от 06 декабря 2011 года N 26-П).

Из материалов дела следует, что 17.05.2022 в ЕГРЮЛ в отношении школы ДОСААФ внесены сведения о том, что организация находится в процессе реорганизации в форме преобразования, прекратит свою деятельность после реорганизации.

Из сообщения Управления ФНС России по Тульской области следует, что ПОУ «Узловская АШ ООГО ДОСААФ» России» ИНН 7117003550 предоставляла налоговую и бухгалтерскую отчетность в период с 2017 по 2021 годы, хотя и с нарушением срока предоставления отчетности.

Таким образом, с учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела суд считает, что допущенные школой ДОСААФ нарушения, не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных ими последствий, принять решение о ликвидации некоммерческой организации в качестве единственной меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц, при том, что сведения о фактическом прекращении деятельности школы ДОСААФ в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о ликвидации некоммерческой организации и об исключении из ЕГРЮЛ сведений о школе ДОСААФ.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

    р е ш и л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ 2022 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                         ░.░.░░░░░░░░░

2а-632/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Министерства юстиции РФ по ТО
Ответчики
ПОУ "Узловская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации"Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России"
Суд
Узловский городской суд Тульской области
Судья
Тимофеева Н.А.
Дело на сайте суда
uzlovsky.tula.sudrf.ru
11.04.2022Регистрация административного искового заявления
11.04.2022Передача материалов судье
12.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
05.05.2022Предварительное судебное заседание
31.05.2022Судебное заседание
07.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее