Решение по делу № 33-10716/2024 от 02.10.2024

УИД 91RS0019-01-2024-002035-55

Дело в суде первой инстанции № 2-2029/2024 судья Тарасенко Т.С.

Дело в суде апелляционной инстанции № 33-10716/2024

Резолютивная часть апелляционного определения оглашена 13.11.2024

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 27.11.2024

Апелляционное определение

13 ноября 2024 года                         г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Лозового С.В.,

судей Хмарук Н.С., Корбута А.О.,

при секретаре судебного заседания Николаевой А.А.,

с участием истца Шестерненко И.Р. и ее представителя Огнева Г.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лозового С.В.

гражданское дело по иску Шестерненко Ирины Ростиславовны к администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района республики Крым о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,

по апелляционной жалобе администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 24 июля 2024 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Шестерненко Ирины Ростиславовны к администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Симферопольского района Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия - удовлетворить.

Обязать администрацию Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым (ОГРН 1149102132805) предоставить Шестерненко Ирине Ростиславовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес> (паспорт гражданина РФ серии <данные изъяты> , выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения ) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма»,

установила:

Шестерненко И.Р. обратилась в суд с иском к администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, в котором просила возложить на ответчика обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Заявленные требования мотивированы тем, что 05 января 1989 года истец поставлена в общую очередь на квартирный учет при Мирновском сельском совете, а также в очередь граждан, имеющих право внеочередного получения государственной квартиры как молодой специалист Мирновской участковой больницы с семьей в составе: дочь - ФИО7, сын - ФИО8 Истец указывает, что с 1997 года по настоящее время она состоит в очереди граждан, имеющих право внеочередного получения государственной квартиры под номером 1, однако ответчик до настоящего времени свои обязательства по предоставлению жилья не выполнил.

Определением суда от 28 мая 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Симферопольского района Республики Крым.

В судебном заседании суда первой инстанции истец и ее представитель просили иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика - администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым возражал против удовлетворения заявленных истцом требований.

Представитель третьего лица - администрации Симферопольского района Республики Крым в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.

По мнению апеллянта, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку не принял во внимание, что действующим законодательством не установлен срок, в течение которого ответчик обязан предоставить истцу жилое помещение. Учитывая данное обстоятельство, а также отсутствие в реестре муниципального имущества Администрации жилого помещения, обладающего необходимыми характеристиками для предоставления истцу, апеллянта полагает, что у него не возникло обязанности предоставить жилое помещение истцу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и ее представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.

Извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ другие лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

Исходя из приведенных обстоятельств и руководствуясь нормами ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующего в деле.

Исследовав материалы гражданского дела, заслушав пояснения истца и ее представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из существа разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.

Согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 ЖК РФ).

Как усматривается из материалов дела, Шестерненко И.Р. состоит на жилищном учете по установленному ЖК РФ основанию, в связи с чем она подлежит обеспечению жилым помещением органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда, возможность внеочередного предоставления жилья не зависит от бюджетной обеспеченности муниципального образования.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Согласно Закона Республики Крым от 06.07.2015 № 130-3PK/2015 «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в Республике Крым», учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется в расположенных на территории Республики Крым: 1) городских округах; 2) поселениях, входящих в составы муниципальных районов. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым № 858/16 от 10 августа 2016 года утвержден список граждан, прошедших перерегистрацию граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принятых на квартирный учет в муниципальном образовании Мирновское сельское поседение Симферопольского района Республики Крым до 21 марта 2014 года, согласно которому истец Шестерненко И.Р. указана под номером 1 (л.д.9-11).

Постановлением администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым № 97/17 от 16 февраля 2017 года утвержден список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, пользующихся правом внеочередного получения жилых помещений в администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по состоянию на 16 февраля 2017 года, в котором истец значится под номером 1. При этом указано, что с заявлением истец обратилась 05 января 1989 года (л.д.12-13).

Согласно списку граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, пользующихся правом внеочередного получения жилых помещений в администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по состоянию на 24 октября 2018 года, утвержденному постановлением администрации № 621/18 от 24 октября 2018 года, истец также числится под номером 1.

На заявление истца от 08 февраля 2024 года за вхд. № Ш 190/03-24/24 о предоставлении помещения, как состоящих на квартирном учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, Администрация сообщила, что по окончанию проведения перерегистрации, на заседании жилищной комиссии будет утвержден список граждан, состоящих на квартирном учете и будет рассматриваться вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

На заявление истца от 19 марта 2024 года за вхд. № Ш 442/03-24/24 о предоставлении информации о перерегистрации граждан, администрация сообщила, что уточненный список граждан, состоящих на квартирном учете будет утвержден 31 мая 2024 года. При наличии освободившегося жилья в администрации, будет рассматриваться вопрос о выдаче истцу жилого помещения по договору социального найма.

Постановлением администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым № 93/02-05/24 от 30 мая 2024 года утвержден список граждан, прошедших плановую перерегистрацию, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно которого Шестерненко И.Р. значится под номером 1. Также указанным постановлением утвержден уточненный список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, согласно которому Шестерненко И.Р. значится под номером 4. В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пользующиеся внеочередным правом получения жилых помещений Шестерненко И.Р. значится под номером 1.

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами права, оценив по делу представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления, в связи с чем у администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым имеется обязанность по предоставлению Шестерненко И.Р. жилого помещения по договору социального найма.

Доказательств уважительных и непреодолимых препятствий непредоставления жилого помещения истцу по договору социального найма со дня постановки на соответствующий учет истца, ответчиком не было предоставлено.

С выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска соглашается коллегия судей апелляционной инстанции.

То обстоятельство, что в настоящее время в реестре муниципального имущества администрации отсутствует жилое помещение, обладающее необходимыми характеристиками для предоставления истцу, не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди (п. 8 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019).

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией отклоняются, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку выводов суда и не являются предусмотренными ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями, которые могут повлечь отмену обжалуемого судебного решения.

Вопреки доводам апеллянта, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, пояснениям, а также возражениям сторон и принял решение, отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 24 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-10716/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шестерненко Ирина Ростиславовна
Ответчики
Администрация Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым
Другие
Администрация Симферопольского района РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Лозовой Сергей Васильевич
Дело на сайте суда
vs.krm.sudrf.ru
02.10.2024Передача дела судье
13.11.2024Судебное заседание
09.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.12.2024Передано в экспедицию
13.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее