Дело № 12-337/2023
Р Е Ш Е Н И Е
07 декабря 2023 года г. Севастополь, ул. Ленина, 31
Судья Ленинского районного суда г. Севастополя Степанова Ю.С., рассмотрев жалобу Дышловой Е.В. на постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю № от 24.08.2023, вынесенному в отношении Дышловой Е.В. по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю № от 24.08.2023 Дышловая Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г. Севастополя, заявитель просит об отмене постановления, ссылаясь на то, что ей не была предоставлена реальная возможность присутствовать при рассмотрении дела; отсутствие доказательств того, что нарушение правил остановки повлекло создание препятствий для движения других транспортных средств с невозможностью въезда или выезда.
В судебном заседании заявитель на доводах жалобы настаивала.
Представитель ГИБДД УМВД России по г. Севастополю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
Постановлением инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю № от 24.08.2023 Дышловая Е.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Однако состоявшееся постановление законным признать нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Содержание приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении, а также установления и проверки факта явки указанного лица, поскольку процессуальные документы могут быть составлены в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о его надлежащем извещении.
Изложенные требования действующего законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, соблюдены не были.
Из материалов дела усматривается, что 24 августа 2023 в 11 час. 55 мин. ИДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю в отношении Дышловой Е.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что она 24 августа 2023 года в 10 час. 05 мин. по адресу: <адрес> управляла транспортным средством <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, нарушила правила остановки или стоянки транспортного средства, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств.
Из протокола об административном правонарушении следует, что рассмотрение дела назначено в этот же день на 12 час. 05 мин. по адресу: <адрес>, т.е. по адресу, территориально удаленному от места совершения вменяемого административного правонарушения и составления протокола об административном правонарушении.
Оспариваемое постановление не содержит сведений о рассмотрении дела в присутствии Дышловой Е.В.
Таким образом, назначение рассмотрения дела в день составления протокола по адресу, территориально удаленному от места составления протокола об административном правонарушении свидетельствует, что Дышловой Е.В. не была предоставлена реальная возможность присутствовать при рассмотрении дела.
Также заслуживают внимания доводы Дышловой Е.В. о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, в достаточной степени свидетельствующие о создании принадлежащим ей транспортным средством препятствий для движения другого транспортного средства (обязательный признак состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.19 КоАП РФ), поскольку схема административного правонарушения в деле отсутствует (не составлялась), фотографии позволяющие с достаточной достоверностью сделать подобный вывод в материалы дела не представлены.
Кроме того, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в числе других обстоятельств, в протоколе об административном правонарушении указываются событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из содержания указанного протокола следует, что в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ в нем не указаны обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Дышловой Е.В. п. 12.5 ПДД РФ.
В соответствии с п. 12.5 Правил дорожного движения РФ стоянка запрещается: в местах, где запрещена остановка; вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1; ближе 50 м от железнодорожных переездов.
Таким образом, пункт 12.5 Правил дорожного движения РФ содержит перечень обстоятельств, в том числе перечисленных в п. 12.4 Правил дорожного движения РФ, при которых запрещена стоянка транспортных средств в конкретных местах.
В указанном протоколе об административном правонарушении обстоятельства правонарушения применительно к указанным пунктам Правил не конкретизированы, в нем лишь изложена диспозиция ст. 12.19 ч. 4 КоАП РФ, что свидетельствует о несоответствии его требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку событие правонарушения в нем надлежащим образом не описано. Указанное нарушение является существенным, без его устранения должностное лицо не вправе было приступать к рассмотрению дела об административном правонарушении, поскольку такой недостаток протокола не мог быть восполнен при рассмотрении дела. Должностному лицу следовало решить вопрос об устранении недостатков протокола в порядке, предусмотренном ст. ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ.
Указанные нарушения требований ст. 28.2 КоАП РФ лишали должностное лицо возможности рассмотреть дело об административном правонарушении, поскольку отсутствие в протоколе об административном правонарушении изложения события правонарушения, влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Такое разрешение дела нельзя признать отвечающим установленным статьями 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях и требованиям о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Допущенные по делу нарушения ущемляют права привлекаемого лица, в том числе, права на защиту, что является существенным нарушением прав, как лица, привлекаемого к ответственности, в связи с чем оспариваемое постановление подлежит отмене.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, учитывая наличие существенных процессуальных нарушений, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, суд приходит к выводу об отмене постановления и прекращении производства по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление инспектора ДПС ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Севастополю № от 24.08.2023, вынесенному в отношении Дышловой Е.В. по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в 10-дневный срок со дня получения копии решения.
Судья: Ю.С. Степанова