Решение по делу № 2-1737/2021 от 26.03.2021

Дело № 2-1737/2021

51RS0001-01-2021-002159-37

Изготовлено 21 мая 2021 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 мая 2021 года город Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Свиридовой Ж.А.,

при секретаре Самсоновой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михеева А.В. к ГОБУ «Центр занятости населения города Мурманска» о взыскании суммы невыплаченного пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

Михеев А.В. обратился в суд с иском к ГОБУ «Центр занятости населения города Мурманска» о взыскании суммы невыплаченного пособия по безработице.

В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он был уволен по собственной инициативе из ООО «Морской бриз».

ДД.ММ.ГГГГ через сайт «Госуслуги» Михеев А.В. подал заявление о регистрации в качестве безработного.

ДД.ММ.ГГГГ ему на электронную почту пришло уведомление о назначении пособия по безработице в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 16 982 рубля ежемесячно.

С учетом неполного месяца начисления пособия за август, в сентябре 2020 года истцу было перечислено пособие в размере 10 968 рублей 32 копейки; в октябре 2020 года – 2 149 рублей 68 копеек; в ноябре 2020 года – 2 120 рублей 32 копейки, в декабре 2020 года – 140 рублей, в январе и феврале 2021 года – выплаты пособия не производились.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ истцу поступило электронное письмо от инспектора Пятиной А.С. о необходимости предоставления справки по образцу.

В ответ на запрос истец направил запрашиваемый документ инспектору.

ДД.ММ.ГГГГ на личной перерегистрации в Центре занятости истец узнал о том, что минимальный размер пособия по безработице, выплачиваемый ему вызван отсутствием справки с места работы по форме 5, которую он отправлял.

Полагая, что выплатой пособия по безработице в минимальном размере нарушены его права, просит суд взыскать с ГОБУ «Центр занятости населения города Мурманска» в его пользу невыплаченное пособие по безработице в размере 80 500 рублей.

Истец в судебном заседании исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчика пособие по безработице в размере 73 255 рублей 80 копеек.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что в связи с тем, что истцом не была представлена справка о среднем заработке за 1 квартал 2020 года, указанные сведения также отсутствовали в ПФР, истцу правомерно было начислено пособие по безработице в минимальном размере 1 500 рублей, увеличенное на размер районного коэффициента (40%). Просила в иске отказать.

Суд, выслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела , приходит к следующему.

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее также - Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В силу пункта 2 статьи 3 названного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Пунктом 1 статьи 30 Закона N 1032-1 предусмотрено, что Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы (службы), если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, в силу пункта 2 статьи 30 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

В соответствии со статьей 31 Закона №1032-1, решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (пункт 2). Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными (пункт 3). Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц (пункт 6).

Согласно пункту 2 статьи 31 Закона №1032-1, порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 N 891 утвержден Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы вместе с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правилами регистрации безработных граждан (далее - Правила).

В соответствии с п. 3 Правил регистрации безработных граждан регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами, в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

В силу п. 4 Правил регистрации безработных граждан, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с пунктом 1 Временных правил, в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений (ред. от 10.06.2020), в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме). Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п.2 Временных правил).

Пунктами 3,4 Временных правил установлено, что постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.

Центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.

Для целей настоящих Временных правил указанные сведения о заработке (доходе) гражданина приравниваются к сведениям, содержащимся в справке о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы (службы).Для целей настоящих Временных правил условие о наличии 26 недель трудовых (служебных) отношений в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, необходимое при определении размера пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), считается исполненным в случае, если на основании сведений, представленных работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации, гражданин состоял в трудовых отношениях 6 или более месяцев в течение 12 месяцев, предшествовавших дате представления заявления в электронной форме.

Согласно пункту 6 Временных правил, работодатель по форме, утвержденной Пенсионным фондом Российской Федерации, представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации информацию в случаях приема на работу и увольнения гражданина не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), а также иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

При постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения (п.10 Временных правил).

Из пунктов 11 – 13 Временных правил следует, что решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице.

Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными.

Пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением граждан, указанных в пунктах 14 - 16 настоящих Временных правил, начисляется в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо к среднему заработку, исчисленному центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель.

Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

Пособие по безработице начисляется в первые 3 месяца в размере 75 процентов среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия) этих граждан, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы), либо их среднего заработка, исчисленного центром занятости населения исходя из сведений, полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации согласно пункту 4 настоящих Временных правил, в следующие 3 месяца - в размере 60 процентов указанного заработка.

При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.

В соответствии с пунктом 16 Временных правил, пособие по безработице во всех иных случаях гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), за исключением граждан, указанных в пункте 1 статьи 34.1 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, вышедшим из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, прекратившим иную не противоречащую законодательству Российской Федерации деятельность, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящую, как правило, трудовой доход (вознаграждение), гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, а также гражданам, сведения о среднем заработке (денежном содержании, довольствии) которых отсутствуют, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Период выплаты пособия по безработице указанным категориям граждан не может превышать 3 месяца в суммарном исчислении в течение 12 месяцев.

В судебном заседании установлено, что Михеев А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с ООО «Морской бриз».

Приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор прекращен по п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, то есть по инициативе работника.

ДД.ММ.ГГГГ Михеев А.В. обратился в ГОБУ «Центр занятости населения г.Мурманска» и был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы с ДД.ММ.ГГГГ, в качестве безработного в соответствии с п.1 ст.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа ДТ-2001/136 от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ, направленным с почтового адреса work@gov-murman.ru ГОБУ ЦЗН г.Мурманска, по заявлению Михеева А.В. принято решение о назначении ему выплаты (пособия), решение действует с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер выплаты – 16 982 рубля в месяц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ, на электронную почту истца Михеева А.В. поступило письмо с электронного адреса: 005@murman-zan.ru от инспектора ЦЗН г.Мурманска Пятиной А.С., с указанием на необходимость предоставления досыла справки по образцу, расположенному во вложении, т.е. справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месяцу работы.

ДД.ММ.ГГГГ Михеев А.В. направил ответчику по адресу электронной почты 005@murman-zan.ru справку по форме 2-НДФЛ.

Согласно выписке по счету истца, ему перечислено пособие ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 968 рублей 32 копейки, ДД.ММ.ГГГГ – 2 149 рубля 68 копеек, ДД.ММ.ГГГГ – 2 120 рублей 32 копейки, ДД.ММ.ГГГГ – 140 рублей.

В соответствии с приказами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Михееву А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначено минимальное пособие (1 500 рублей) увеличенное на размер районного коэффициента -40 %, т.е. 2 100 рублей в месяц.

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что истцу изменен размер пособия с 16 982 рублей на 2 100 рублей, в связи с непредставлением Михеевым А.В. справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а также отсутствием указанных сведений в Пенсионном фонде РФ по г. Мурманску.

Проанализировав представленные по делу доказательства в совокупности с обстоятельствами дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку вины истца в непредставлении сведений о среднем заработке за последние три месяца с последнего места работы, судом не установлено.

Так, из информации, направленной Михееву А.В. на электронную почту следует, что ему установлено пособие в размере 16 982 рубля в месяц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о том, что в случае непредставления справки о среднем заработке за последние три месяца с последнего места работы, будет изменен размер пособия, не имеется, истцу данная информация доведена не была.

Доказательств обратного не представлено.

Более того, истец направил справку 2 НДФЛ в адрес инспектора Пятиной А.С., пояснения стороны ответчика о том, что в настоящее время данный адрес электронной почты не используется в связи с чем, невозможно проверить представленную истцом информацию, не принимается судом во внимание, поскольку именно с адреса электронной почты 005@murman-zan.ru за подписью инспектора Пятиной А.С. истцу направлено письмо о необходимости предоставления справки о среднем заработке.

Также суд не принимает довод ответчика, о том, что истцом направлена справка 2 НДФЛ вместо справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, поскольку в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2019 г. N 16-5/В-5, разъяснено, что если справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы составлена работодателем в произвольной форме и содержит сведения, необходимые для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, основания для отказа в ее принятии отсутствуют.

Кроме того, суд признает, что отсутствие сведений о среднем заработке истца в Пенсионном фонде РФ, было вызвано не виновными действиями со стороны истца, поскольку обязанность по предоставлению указанных сведений лежит на работодателе.

Между тем, из материалов гражданского дела №2-4027/2020 следует, что истец неоднократно обращался к работодателю с требованием о выдаче справок, связанных с работой, однако работодателем в установленный законом срок справки истцу предоставлены не были.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истец в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу в течение не менее 26 недель и был уволен по собственному желанию, невозможность своевременного представления справки о средней заработной плате за три последних месяца обусловлена неправомерными действиями работодателя, указанные действия связанные с несвоевременной выплатой заработной платы, не выдачей справки о средней заработной плате за три последних месяца, не предоставления сведения о заработке в Пенсионный фонд, не могут являться правовым основанием для умаления права истца на получение мер социальной поддержки безработных в размерах, гарантированных законом, следовательно, Михеев А.В. имел право на назначение и выплату пособия в размере 16 982 рубля.

Из представленного истцом уточненного расчета следует, что за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ему подлежало выплате 88 634 рубля 12 копеек.

Представленный расчет судом проверен, является арифметически правильным.

С учетом того, что истцу выплачено пособие в сумме 15 378 рублей 32 копейки, взысканию подлежит пособие в размере 73 255 рублей 80 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Михеева А.В. к ГОБУ «Центр занятости населения города Мурманска» о взыскании суммы невыплаченного пособия по безработице - удовлетворить.

Взыскать с ГОБУ «Центр занятости населения города Мурманска» в пользу Михеева А.В. недоплаченную часть пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 73 255 рублей 80 копеек.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд, через Октябрьский районный суд г. Мурманска, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:     Ж.А. Свиридова

2-1737/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Михеев Андрей Васильевич
Ответчики
ГОБУ ЦЗН г.Мурманска
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Свиридова Жанна Анатольевна
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
26.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2021Передача материалов судье
26.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2021Судебное заседание
11.05.2021Судебное заседание
14.05.2021Судебное заседание
21.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее