Дело № 2-926/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Кирово-Чепецк 29 мая 2019 года
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:
председательствующего судьи Романовой О.А.
при секретаре Мочаловой Н.А.
с участием истца Опольской Т.М., представителей ответчика Лимонова Л.Н., Одинцовой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Опольской Т.М. к ООО «УК «Чепецкая»» о защите прав потребителя, признании дополнительной платы незаконной, взыскании оплаченной дополнительной платы, компенсации морального вреда, штрафа,
у с т а н о в и л:
Опольская Т.М. обратилась в суд с иском к ООО «УК «Чепецкая» о защите прав потребителя, признании дополнительной платы незаконной, взыскании оплаченной дополнительной платы, компенсации морального вреда, штрафа. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения № и потребителем жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме <адрес> С <дата> МКД управляла управляющая организация ООО «УК «Чепецкая»» на основании договора управления № ООО «УК «Чепецкая»» от <дата>
В соответствии с частью 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Частью 3 ст. 162 ЖК РФ закреплена норма об обязательном указании в договоре управления порядка определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, и порядок внесения такой платы.
Тариф 26,72 руб. за 1 кв.м. указан в приложении № 1 «Стоимость…», являющемся неотъемлемой частью договора управления.
Пунктом 1.4. договора определено, что плата за ОДН потребляемых коммунальных ресурсов в соответствии с действующим законодательством включается в тариф на содержание и ремонт общего имущества МКД и вносится собственниками помещений управляющей организации на основании выставляемых платежных документов.
Рассчитывать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые для содержания общего имущества дома, в тарифе ООО «УК «Чепецкая». Данное положение пункта 1.4 не ущемляет законные права и интересы собственников.
Указала, что по правилам ст. 431 ГК РФ при толковании п.1.4 договора управления и приложения № 1 следует, что стороны включили плату за ОДН в размере тарифа 26,77 руб. Следовательно, исходя из норма права и договора управления плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для собственника жилого помещения № 412 площадью <данные изъяты> должна составлять <данные изъяты> в месяц <данные изъяты> или <данные изъяты> за год <данные изъяты>
Однако ответчик нарушил договор сторон о расчете платы за квартиру, ежемесячно превышал плату, прибавляя к рассчитанной по тарифу плате за квартиру, сумму из расчетной информации об ОДН. В результате плата за содержание и ремонт жилого помещения рассчитывалась и начислялась дважды: в плате по тарифу – 26,77 руб. и за счет справочной информации. Таким образом, ответчиком необоснованно начислено за 2018 год - <данные изъяты>
Жилищным Кодексом в п.11 ст.156 определено, что с <дата> года при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения, повлекшего необоснованное увеличение такой платы, управляющая организация обязана вернуть незаконно начисленную плату и уплатить штраф в размере пятидесяти процентов начисленной платы за содержание и ремонт жилого помещения над размером платы, которую надлежало уплатить.
27.02.2018 года в адрес ответчика была направлена претензия на неисполнение договора о порядке расчета и начисления платы за квартиру и требование о перерасчете платы за коммунальные ресурсы на содержание и ремонт общего имущества и уплате штрафа в добровольном порядке. Ответчик отказался исполнить обоснованные требования истца.
Считает, что УК «Чепецкая», начисляя двойную плату за коммунальные ресурсы за содержание общего имущества, нарушила права и законные интересы истца и причинила убытки в сумме <данные изъяты>. Штраф от незаконно начисленной платы (50%) составляет <данные изъяты>. Ссылаясь на нормы ст.12 ГК РФ отметила на возможность защиты гражданских прав путем предъявления требований путем возмещения и убытков и компенсации морального вреда. Моральный вред оценивает компенсацией в размере в <данные изъяты>.
Указала, что ранее Кирово-Чепецкий районный суд рассматривал дело о признании незаконной дополнительной паты в 2017 году с теми же участниками по тем же основаниям, и признал плату за коммунальные ресурсы для содержания общего имущества сверх платы, рассчитанной по тарифу, незаконной. Суд счел, что основанием для начисления платы является только договор управления и плата за жилое помещение должна рассчитываться в соответствии с пунктом 1.4 договора. Решение по делу № вступило в законную силу 07.02.2019 года. Отметила, что согласно ч.2 ст.61 ГПК обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании вышеизложенного, просит суд признать ничтожным решение общего собрания по п.3 протокола № от <дата> об изменении редакции п.1.4. договора управления и распространении данного решения с <дата>, признать незаконной дополнительную плату за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества многоквартирного дома, начисленную ООО «УК «Чепецкая» сверх платы 26,77 руб., взыскать оплаченную дополнительную плату в размере <данные изъяты> штраф в размере <данные изъяты> за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>., штрафа в размере 50% от присужденной суммы.
В судебном заседании истец Опольская Т.М. поддержала исковые требования, дополнительно пояснила, что исковые требования о признании ничтожным решения по п.3 протокола № от <дата> основаны на том, что это решение принято в нарушение норм ч.2.3 ст.161, ч.12 ст.161, п.4.4 ч.2 ст.44, ст.157.2 ЖК РФ, п.148 (8,11) Правил 354, ч.18 ст.12 ФЗ №176-ФЗ от <дата>, ст.169 ГК РФ и согласно п.4 ст.181.5 ГК РФ ничтожно с момента его принятия. Были нарушены все возможные нормы закона. Решение по п.3 направлено только на то, чтобы лишить собственников возможности вернуть деньги, которые были с них незаконно собраны, поэтому полностью поддерживает свои исковые требования, просит удовлетворить иск в полном объеме. Отметила, что проверка ГЖИ не проводилась в отношении исполнения договора управления по п.1.4., а в применении УК завышенных нормативов при расчете коммунальных ресурсов, потребляемых для содержания общего имущества дома и сокрытии показаний общедомовых приборов учета, что подтверждается Актом, который не имеет отношения к существу спора, но в лишний раз доказывает, что УК допускает нарушения, поскольку есть предписание о нарушении.
Представители ответчика ООО «УК «Чепецкая» Одинцова Е.Л., Лимонов Л.Н, исковые требования не признают, по основаниям изложенным в отзыве. Дополнительно суду пояснили, что доводы, изложенные истцом, не имеют отношения к первоначальному иску. Отметили, что ст. 181.5 ГК РФ устанавливает исключительный перечень обстоятельств, при которых определяется ничтожность решения общего собрания. Указанный в этой статье список носит закрытый характер.
Для применения ст. 169 ГК РФ необходимо установить, что цель сделки, а также права и обязанности, которые стороны стремились установить при ее совершении, либо желаемое изменение или прекращение существующих прав и обязанностей заведомо противоречили основам правопорядка или нравственности, и хотя бы одна из сторон сделки действовала умышленно.
Указал, что между ООО УК «Чепецкая» и собственниками помещений МКД заключен и действует договор управления № от <дата> В соответствии с п. 10.2 данного договора все изменения и дополнения к договору, требующие по условиям договора принятия соответствующих решений, принимаются на общем собрании собственников МКД.
На общем собрании собственников помещений данного МКД, проведенном в конце ноября 2016 г., оформленном протоколом № от <дата>, собственниками при установлении тарифа на содержание общего имущества дома было принято решение об утверждении размера платы на 2017 г. на содержание общего имущества дома в размере 22,18 руб. с 1 кв.м. общей площади помещения в месяц без учета ОДН. В договоре же управления № от <дата>, в приложении №, ОДН являются одной из составляющей тарифа на содержание общего имущества. То есть существовало противоречие между решением общего собрания собственников и договором управления, которое собственники своим решением, оформленным протоколом № от <дата> (п.3) устранили, приведя в соответствие положение договора управления решению общего собрания, поэтому никакой антисоциальной направленности данное решение собственников не носило и носить не может.
Считает, что никаких доказательств, что принятые большинством голосов (85% от принявших участие в собрании или 56,54% от всех собственников помещений дома) решения собственников противоречат основам правопорядка или нравственности, истцом в судебное заседание представлено не было.
На основании вышеизложенного просит в исковых требованиях отказать в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст. 44 ЖК РФ органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок подготовки, проведения общего собрания, порядок принятия решения общего собрания и голосования на общем собрании собственников в многоквартирном доме установлены статьями 45 - 48 ЖК РФ, а также главой 9 ГК РФ.
В соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст. ст. 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее, чем один год.
При этом, как следует из части 1 указанной статьи плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с положениями статей 39 и 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, на содержание принадлежащего им помещения путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статьей 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (пункт 1).
Аналогичное правило закреплено в пункте 3 Правил N 491, определяющее состав общего имущества МКД.
Согласно пункту 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме.
Вышеприведенные пункты Правил корреспондируют положениям части 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ).
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (часть 9.2 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 267-ФЗ) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Для расчета норматива потребления холодной воды в целях использования общего имущества дома должна учитываться общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества, определенная в соответствии с пунктом 27 приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Правила N 306).
Согласно пункту 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Начисление платы за содержание общедомового имущества производится в соответствии с положениями пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, согласно которому расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
В судебном заседании установлено, что Опольская Т.М. является собственником жилого помещения № и потребителем жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме <адрес>
С <дата> указанным многоквартирным домом управляет управляющая организация ООО «УК «Чепецкая» на основании договора управления № ООО «УК «Чепецкая»» от <дата>.
Согласно п. 1.1 договора управления от <дата> управляющая организация по заданию собственников в течение срока действия договора за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы: по управлению мкд, надлежащему содержанию общего имущества собственников согласно перечню работ, услуг по управлению мкд, содержанию и ремонту общего имущества, по текущему и капитальному ремонту общего имущества, в случае принятия соответствующего решения собственниками.
Согласно пункта 1.4. договора управления собственники самостоятельно заключают договоры на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, а также на обращение с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором в соответствии с положениями пункта 7.1 статьи 155 ЖК РФ и вносят плату за коммунальные услуги (на индивидуальное потребление) напрямую ресурсоснабжающим организациям.
Плата за ОДН потребляемых коммунальных ресурсов в соответствии с действующим законодательством включается в тариф на содержание и ремонт общего имущества МКД и вносится собственниками помещений управляющей организации на основании выставляемых платежных документов.
Однако как следует из квитанций, представленных к оплате истцу ООО «УК «Чепецкая», в графе "вид платежа" включены расходы по содержанию жилого помещения: в том числе содержание общего имущества кв.м. <данные изъяты> тариф в размере 26,77 руб. /кв. м, ТЭ для ГВ при содержании общего имущества, ХВ для ГВ при содержании общего имущества, ХВ при содержании общего имущества, Электроэнергия при содержании общего имущества.
При этом плата за потребляемые ТЭ для ГВ при содержании общего имущества, ХВ для ГВ при содержании общего имущества, ХВ при содержании общего имущества, Электроэнергия при содержании общего имущества включена в квитанцию отдельный строкой дополнительно, сверх тарифа 26,77 руб. /кв. м.
Таким образом, в период с <дата> по <дата> истцу начислено: <данные изъяты> вместо <данные изъяты>
Правомерность указанных начислений ответчик ООО «УК «Чепецкая» обосновывает решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от <дата>, с учетом решений, принятых в декабре 2018 года, что подтверждается п. 3 протокола № от <дата>.
Согласно протокола общего собрания собственников многоквартирного дома <адрес> от <дата> плата за содержание жилого помещения с <дата> составляет 22,26 руб. в месяц с 1 кв.м без учета ОДН.
Согласно протокола общего собрания собственников многоквартирного дома <адрес> от <дата> плата за содержание жилого помещения с <дата> составляет 26,77 руб. в месяц с 1 кв.м.
В материалы дела представлена структура платы за содержание жилого помещения, принятая указанным решением общего собрания собственников многоквартирного дома <адрес>, действующая с <дата>.
Согласно указанной структуре плата за содержание и ремонт жилых помещений установлена в размере 26,77 руб. в месяц с 1 кв.м общей площади.
Указанная плата включает в себя расходы по организации работ, необходимых для содержания несущих и ненесущих конструкций мкд (1,30), работы необходимые для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в мкд, в том числе: системы отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения (2,0), электроснабжения (0,5), вентиляционной системы (0,4), аварийно-диспетчерское обслуживание (0,87), работы и услуги по содержанию иного общего имущества в мкд (3,8), услуги управления (4,62), вывоз ТБО (3,99), уборка мест общего пользования (2,2), обслуживание ВДГО (1,28), обслуживание лифтов (2,81), текущий ремонт (3,0) и не содержит ссылки «без учета ОДН», что по мнению ответчика является основанием для включения платы за ОДН, потребляемых коммунальных ресурсов в платежные документы сверх установленного тарифа.
Однако суд не может согласиться с указанным доводом ответчика, поскольку на указанном собрании принималось решение только об утверждении тарифа на 2018 год, положения договора управления, в частности содержания пункта 1.4. договора, предусматривающего в том числе и состав платы, не менялись.
Факт утверждения тарифа с учетом расходов на оплату общедомовых нужд по холодному, горячему водоснабжению и электроэнергии подтверждается копией договора управления.
Суд не принимает довод представителя ООО «УК «Чепецкая» по доверенности Лимонова Л.Н., о том, что в ходе проведении общего собрания (протокол от <дата> №) были устранены противоречия договора управления № от <дата> и Приложения №.
Как следует из Уведомления о проведении общего собрания, проводимого в очно-заочной форме с 1 по <дата>, 3 вопросом повестки дня был вопрос: О внесении изменений в договор управления и установления срока действия принятого решения.
В силу пункта 2 ст. 46 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания.
Общее собрание проводилось в очно-заочной форме, голосование проводилось путем приема письменных решений собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу положений ст. 46 ЖК РФ, решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Копии решений и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, также подлежат направлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в срок, указанный в настоящей части, в ресурсоснабжающую организацию, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которыми собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, будут в соответствии с принятым решением заключены договоры, содержащие положения о предоставлении коммунальных услуг.
Как следует из Протокола общего собрания, для голосования было роздано <данные изъяты> бюллетеней, сдано <данные изъяты> бюллетеней.
Согласно Протокола общего собрания собственников в многоквартирном доме 3 вопрос повестки, поставленный на голосование, излагался в следующей редакции:
3.1 Внести в договор управления № от <дата> следующие изменения:
Изложить пункт 1.4. в следующей редакции: «Ресурсоснабжающие организации и региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляют собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальные услуги в соответствии с заключенными между ними прямыми договорами.
Добавить пункт 5.8. в следующей редакции: «В состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электрической энергии) потребляемых при использовании и содержания общего имущества в МКД, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД».
3.2. Распространить данное решение на правоотношения, возникшие между собственниками помещений дома и ООО «УК «Чепецкая» с <дата>
Указанные формулировки присутствуют в копиях решений собственников помещений <данные изъяты>
В силу п. 19. «Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений...» утв. Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются решения собственников помещений в многоквартирном доме в случае проведения общего собрания в форме очно-заочного или заочного голосования.
Согласно п. 16 «Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений...» утв. Приказ Минстроя России от 25.12.2015 N 937/пр, вопросы повестки дня общего собрания должны формулироваться предельно точно, ясно, отражать суть обсуждаемых вопросов и не допускать двоякого толкования. В случае если формулировка вопроса, по которому принимается решение на общем собрании, предусмотрена законодательством Российской Федерации, в протоколе указывается соответствующая формулировка. Не допускается включать в повестку дня общего собрания пункт "Разное", а также объединять в одной формулировке разные по содержанию вопросы. В случае если предметом вопроса, включенного в повестку дня, является рассмотрение какого-либо документа, указываются полное наименование и реквизиты данного документа.
В судебном заседании установлено, что между формулировкой вопроса повестки дня, указанной в уведомлении о проведении общего собрания и изложенной в решении собственника, имеется разночтение.
В одном и том же пункте указаны разные по содержанию вопросы:
3.1 Внести в договор управления № от <дата> следующие изменения:
Изложить пункт 1.4. в следующей редакции: «Ресурсоснабжающие организации и региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами предоставляют собственникам и нанимателям жилых помещений коммунальные услуги в соответствии с заключенными между ними прямыми договорами.
Добавить пункт 5.8. в следующей редакции: «В состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на оплату коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электрической энергии) потребляемых при использовании и содержания общего имущества в МКД, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД»
3.2. Распространить данное решение на правоотношения, возникшие между собственниками помещений дома и ООО «УК «Чепецкая» с <дата>.».
Из указанной формулировки неясно, на какое из двух дополнений в договор управления распространяется положение, указанное в п.3.2. решения собственника и каким образом включаются в тариф расходы на оплату коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, электрической энергии) потребляемых при использовании и содержания общего имущества в МКД, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации ( в редакции, действующей до 03.04.2018 года), а также п. п. 9, 13, 14, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 ЖК РФ.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены изменения: в части 4 слова ", за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи" исключены; в части 6.1 слова ", за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи" исключены; часть 6.3 признана утратившей силу; в части 7 слова "частью 7.1 настоящей статьи и" исключены; часть 7.1 признана утратившей силу; дополнена частью 7.5 следующего содержания:
7.5. В случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Кроме того, ЖК РФ дополнен статьей 157.2, устанавливающей, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе в случаях принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса; если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией заключен договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Согласно части 6 статьи 3 Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона было принято и реализовано решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, такой порядок расчетов сохраняется до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным или жилищно-строительным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии со статьей 3 Закона данный документ вступает в силу со дня официального опубликования (03.04.2018).
Таким образом, заключение договоров и осуществление оплаты за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям, ранее установленного законом права, противоречит законодательству, а именно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также п. п. 9, 13, 14, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Проанализировав представленные ООО "УК «Чепецкая»" протоколы общих собраний собственников помещений многоквартирного дома<адрес> суд приходит к выводу, что собственниками указанного дома решений о заключении собственниками от своего имени с ресурсоснабжающими организациями прямых договоров на предоставление коммунальных услуг ( холодное и горячее водоснабжение, газоснабжение, отопление и водоотведение) не принималось, следовательно и изложение п.1.4 договора управления многоквартирным домом в предложенной редакции и распространение указанных дополнений на отношения, возникшие между сторонами с <дата> не основано на нормах материального права.
Согласно ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии с ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения и многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
На основании изложенного суд считает необходимым признать ничтожным решение общего собрания по п.3 протокола № от <дата> об изменении редакции п.1.4. договора управления и распространении данного решения с <дата>.
Правомерность начисления платы за ОДН сверх установленного тарифа была предметом рассмотрения Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области по делу № по иску Опольской Т.М. к ООО «УК «Чепецкая» о признании незаконной дополнительной платы.
Решением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, плата за коммунальные ресурсы для содержания общего имущества сверх платы, рассчитанной по тарифу признана незаконной.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не доказана правомерность начисления платы в размере, указанном в платежных документах.
При таких обстоятельствах судом установлено нарушение прав и законных интересов истца со стороны ООО «УК «Чепецкая» начислением платы за услуги по расчету платы за холодную воду, электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества многоквартирного дома в период с <дата> по <дата>, в размере <данные изъяты>. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» определено, что отношения вытекающие из договора управления многоквартирным домом регулируются не только нормами жилищного законодательства, а также Законом РФ «О защите прав потребителей».
В силу положений п. 45 вышеназванного постановления, при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
С учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий, исходя из принципов разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>
С учетом положений п.46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░.3 ░░░░░░░░░ № ░░ <░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.1.4 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░> ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░ «░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 26,77 ░░░. ░░ 1 ░░.░. ░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ <░░░░> ░░ <░░░░>, ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>., ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03.06.2019 ░.