Решение от 25.02.2021 по делу № 3а-112/2021 от 11.01.2021

Дело №3а-112/2021

25OS0000-01 -2021 -000002-58

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 февраля 2021 года город Владивосток

Приморский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Внуковой О.Н.

при секретаре Перебейносове М.С.

с участием представителя административного истца Агеева С.П. -

адвоката Сливина В.А., представителя правительства Приморского края, представляющей также интересы министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Агеева С.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, Правительству Приморского края, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, с привлечением в качестве заинтересованных лиц - администрации Партизанского городского округа, министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

установил:

Агеев С.П. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости: нежилое здание площадью 422,7 кв. м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>. Данное помещение принадлежит ему на праве собственности, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав №25-25-14/018/2010-163 от 23.11.2010.

Решение изготовлено 5.03.2021

Актом об утверждении кадастровой стоимости №413-ПА от 12.12.2012 в отношении указанного здания была утверждена кадастровая стоимость по состоянию на 27 июня 2012 года в размере 16 882 194,16 рублей. Данная стоимость была внесена в ЕГРН 10.02.2013. На основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино- мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края», кадастровая стоимость спорного нежилого здания площадью 422,7 кв. м, кадастровый №, утверждена в размере 9 643 225,04 рублей.

Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость на момент рассмотрения дела стала архивной.

Вместе с тем, архивная кадастровая стоимость здания в размере 16 882 194,16 рублей значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете ЗАО "Дальком-аудит" 18.12.2020 №189-о/2020 по состоянию на 27 июня 2012 года в размере 4 670 000 рублей, чем нарушаются права административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц.

Поскольку в силу части 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ плательщики налога имеют право зачета или возврата излишне уплаченного налога за последние три года с момента обращения, а о нарушении прав общества архивной кадастровой стоимостью здания стало известно после расчета налога за 2019 год, административный истец полагает, что он вправе оспаривать кадастровую стоимость.

В этой связи административный истец просит восстановить ему срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилое здание площадью 422,7 кв. м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4 670 000 рублей по состоянию на 27 июня 2012 года.

В судебном заседании представитель административного истца Сливин В.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика Правительства Приморского края, представляющая также интересы заинтересованного лица - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинникова Е.В., в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в представленном отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 22.12.2016 № 451-ри объект недвижимости включен в перечень объектов, в отношении которых в 2017 г. налоговая база определяется как кадастровая стоимость (под № 325). В соответствии с положениями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 10 федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2). утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, постановлением администрации Приморского края от 12.12.2012 N 413-па "О результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края", определена кадастровая стоимость зданий, строений, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости в феврале 2013. Результаты данных работ утверждены постановлением администрации Приморского края от 12.12.2012 N 413-на «О результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края». Данное постановление опубликовано в официальном издании органов государственном власти Приморского края "Приморская газета", спецвыпуск от 09.01.2013 № 1 (732), а также размешено на официальном сайте Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края. Вышеуказанное Постановление № 413-на в настоящее время действует и ни кем не обжаловано.

В судебное заседание представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Приморскому краю, заинтересованного лица - администрации Партизанского городского округа не явились, о месте и времени рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд сведениями не располагает.

От представителя Управления Росреестра по Приморскому краю поступило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя.

При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика Правительства Приморского края, представляющей также интересы заинтересованного лица - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинниковой Е.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ и части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае; если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В силу статьи 400 НК РФ, административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости нежилых помещений, признаваемых объектом налогообложения.

Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.

Материалами административного дела подтверждается зарегистрированное 23 ноября 2010 года право собственности Агеева С.П. на объект недвижимости - нежилое здание площадью 422,7 кв. м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 08 декабря 2020 года в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость в размере 16 882 194,16 рублей, которая определена по состоянию на 27.06.2012 года, утверждена 12 декабря 2012 года и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 10 февраля 2013 года на основании постановления Администрации Приморского края от 12 декабря 2012 года №413-па «О результатах государственной кадастровой оценки объектов недвижимости (за исключением земельных участков) Приморского края».

Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» утверждена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № в размере 9 643 225,04 рублей по состоянию на 1 января 2019 года и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 9 января 2020 года.

В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд" в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшим изменение его кадастровой стоимости.

Согласно разъяснениям, содержащимся в подпунктах 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть, рассмотрено по существу, если на дату обращения в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Дело о пересмотре кадастровой стоимости подлежит рассмотрению по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1 числа налогового периода, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 15 ст. 378.2, п. 1 ст. 391, п. 2 ст. 403 НК РФ), ст. 24.18, абзац пятый ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В судебном заседании установлено, что объект недвижимости с кадастровым номером № включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год. В 2020 году, административный истец получил по почте расчет налога на имущество физических лиц из которого стало известно, что нежилое здание площадью 422,7 кв. м, кадастровый № включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база за 2019 определяется как кадастровая стоимость. Таким образом, право административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц нарушено после 2019года.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, заявление о зачете или возврате излишне. уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Административное исковое заявление об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений подано административным истцом 11 января 2021 года. Поскольку у административного истца сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости, срок обращения в суд им не пропущен.

Согласно части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно абзацам 22 и 24 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, части 2 статьи 246 КАС РФ, к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки, а также могут прилагаться иные документы.

В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет ЗАО "Дальком-аудит" 18.12.2020 №189-о/2020, из которого следует, что рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 27 июня 2012 составляет 4 670 000 рублей.

Суд, оценивая представленный отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, приходит к выводу о том, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности и признает его достоверным доказательством.

Отчет выполнен оценщиком имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы,

Представленный отчет отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьей 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной, деятельности.

Так, оценщиком проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного объекта недвижимости. Дано описание объекта недвижимости, в том числе сведения об его износе, конструктивных элементах и техническом состоянии объекта, проведен анализ рынка объекта оценки а также внешних факторов, влияющих на его стоимость, приведены доводы отказа от применения доходного подхода при расчёте стоимости объекта оценки, проведен расчет стоимости объекта, приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком. В отчете об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации, приложены копии материалов и распечаток.

Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности, которые являются обязательными для субъектов, осуществляющих данный вид деятельности.

Исходя из правил распределения бремени доказывания, учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по представлению доказательств рыночной стоимости объекта недвижимости выполнена, а административными ответчиками и заинтересованным лицом не доказано, что представленный административным истцом отчет имеет недостатки, которые могли повлиять на результаты итоговой величины оцениваемого объекта недвижимости, принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости объекта, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность отчета, отсутствуют, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлялось, суд приходит к выводу о том, что итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости - нежилое здание площадью 422,7 кв. м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на 27 июня 2020 года в размере 4670000 рублей подлежит признанию достоверной для установления кадастровой стоимости на основании представленного отчета.

Рыночная стоимость объекта недвижимости существенно ниже его кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку Агеев С.П. является плательщиком налога на имущество физических лиц, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований об установлении архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилое здание площадью 422,7 кв. м, кадастровый №, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на 27 июня 2012 года в размере 4 670 000 рублей, которая подлежит применению на период с 1 января 2019 года (начала применения архивной кадастровой стоимости для целей налогообложения) до даты, с которой начинается применение для целей налогообложения новой кадастровой стоимости, внесенной в ЕГРН на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п, то есть до 1 января 2020 года.

В соответствии с абзацем 5 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суд признает дату обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости 11 января 2021 года.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 422,7 ░░. ░, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4670000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-112/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Агеев Сергей Платонович
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра по ПК
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Внукова Ольга Николаевна
Дело на сайте суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
11.01.2021Регистрация административного искового заявления
13.01.2021Передача материалов судье
13.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.02.2021Подготовка дела (собеседование)
25.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.02.2021Судебное заседание
25.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее