УИД 35RS0019-01-2023-003105-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2024 года г. Сокол,
Вологодская область
Сокольский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Закутиной М.Г.,
при секретаре Сухачевой А.А.,
с участием:
- истца Романовой Л.В.,
- представителя ответчика Перцевой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой Л.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области о взыскании компенсации (далее – УФНС России по Вологодской области) за неиспользованный отпуск,
у с т а н о в и л:
Романова Л.В. обратилась в суд с иском к УФНС России по Вологодской области, в котором просит взыскать с ответчика компенсацию за неиспользованный отпуск, причитающуюся при увольнении, в размере 47 807 руб. 68 коп., денежную компенсацию (проценты) за нарушение сроков выплаты за период с 18 сентября 2023 года по 08 декабря 2023 года в размере 3 652 руб. 51 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб. В обоснование указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области в должности заместителя начальника инспекции. Была уволена 17 сентября 2023 года в связи с тем, что ее должность подлежала сокращению с ДД.ММ.ГГГГ Об увольнении она была письменно предупреждена за два месяца. С 18 сентября 2023 года произошло прекращение деятельности юридического лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области путем реорганизации в форме присоединения к ответчику. При увольнении ей была выплачена в полном объеме сумма компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск продолжительностью 28,17 дней, при исчислении этой компенсации не учтено материальное стимулирование за сентябрь 2022 года в сумме 97 365 руб., за октябрь 2022 года – 150 000 руб., за ноябрь 2022 года – 69 019 руб., за декабрь 2022 года – 280 321 руб., что повлекло неверный расчет среднего заработка в расчете компенсации за неиспользованный отпуск и, соответственно, невыплату компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в полном объеме. Не выплачена компенсация в размере 47 807 руб. 68 коп., что нарушает её права на оплату труда и другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством, в полном объеме. Кроме того, незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, который она оценивает в 10 000 руб. У неё нарушился сон, она испытывает беспокойство, переживания. Она много лет своей жизни отдала работе в налоговом органе, но при увольнении ей не были выплачены все полагающиеся в силу закона выплаты в полном объеме. В силу того, что ответчик задержал выплату причитающихся ей сумм при увольнении, дополнительно к сумме задержанных выплат необходимо выплатить проценты (денежную компенсацию) в размере 3 652 руб. 51 коп.
В судебном заседании истец Романова Л.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Суду пояснила, что ввиду невыплаты компенсации за неиспользованный отпуск в полном размере она испытывала унижение, у неё повысилось давление, появилась бессонница.
В судебном заседании представитель ответчика УФНС России по Вологодской области по доверенности Перцева И.И. с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Суду пояснила, что против расчета истца возражений не имеется. Истцом не доказана причинно-следственная связь причиненного ей морального вреда с действиями ответчика.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон о государственной гражданской службе) гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В силу ч. 2 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
Частью 5 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе предусмотрено, что к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01 апреля 2022 года № 554 (далее - Правила), применяемых с 01 января 2023 года.
В соответствии с абз. 3 п. 7 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера премий, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, и материальной помощи, выплачиваемой за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе).
В силу ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как следует из ч. 6 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 года № 751 установлено, что при формировании фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) федеральных государственных органов, сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
а) месячного оклада федерального государственного гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином государственной гражданской службы Российской Федерации;
б) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации;
в) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия федеральной государственной гражданской службы;
г) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны;
д) премий;
е) ежемесячного денежного поощрения;
ж) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Проанализировав вышеуказанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истцу в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
По смыслу приведенных выше положений ч. 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3).
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ Романова Л.В. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Вологодской области.
Приказом Федеральной налоговой службы от 31 мая 2023 года № ЕД-7-4/361, вступившим в силу с 18 сентября 2023 года, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Вологодской области реорганизована путём присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области, которое является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Вологодской области.
Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждено, что 18 сентября 2023 года завершена реорганизация Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 9 по Вологодской области путём присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Вологодской области.
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области № 02-11-01/86а от 05 сентября 2023 года Романова Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ освобождена от занимаемой должности на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона государственной гражданской службе в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Романовой Л.В. за сентябрь 2022 года было выплачено материальное стимулирование в сумме 97 365 руб., за октябрь 2022 года – 150 000 руб., за ноябрь 2022 года – 69 019 руб., за декабрь 2022 года – 280 321 руб., всего на сумму 596 705 руб.
Поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 Закона государственной гражданской службе фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Романовой Л.В. материальное стимулирование должно учитываться при расчете компенсации за неиспользованный отпуск.
Из представленного в суд расчета выплаченной истцу при увольнении компенсации за неиспользованный отпуск следует, что материальное стимулирование при расчете денежного содержания учтено не было.
С учетом вышеизложенного требования истца о компенсации за неиспользованный отпуск в размере 47 807 руб. 68 коп. являются обоснованными.
Разрешая исковые требования в части взыскания процентов за нарушение сроков выплаты за период с 18 сентября 2023 года по 08 декабря 2023 года в размере 3 652 руб. 51 коп., суд приходит к следующему.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений ст. 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Поскольку компенсация за неиспользованный отпуск в размере 47 807 руб. 68 коп. Романовой Л.В. до вынесения данного решения не начислялась, то положения ст. 236 ТК РФ к спорным правоотношениям применению не подлежат.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Романовой Л.В. о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты компенсации.
Разрешая исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как разъяснено в п. 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», работник в силу ст. 237 ТК РФ имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему нарушением его трудовых прав любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя (незаконным увольнением или переводом на другую работу, незаконным применением дисциплинарного взыскания, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы или выплатой ее не в полном размере, неоформлением в установленном порядке трудового договора с работником, фактически допущенным к работе, незаконным привлечением к сверхурочной работе, задержкой выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности, необеспечением безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, и др.). Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, компенсируется в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ст. 237 ТК РФ).
В силу п. 47 вышеназванного постановления суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (ст. 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.
Поскольку Управлением Федеральной налоговой службы по Вологодской области нарушены нормы трудового законодательства и законодательства о гражданской службе в части обеспечения права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, требования истца о возмещении морального вреда являются обоснованными. Вместе с тем, учитывая обстоятельства дела (размер невыплаченной ответчиком компенсации за неиспользованный отпуск составляет незначительную часть заработной платы истца), объем и характер причиненных работнику нравственных страданий (истец испытывала беспокойство, вынуждена была обратиться в суд за защитой своих прав, вместе с тем, доказательств наличия физических страданий (заболеваний, повышения давления, нарушений сна и т.п.) ввиду невыплаты компенсации суду не представила), степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 700 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 47 807 ░░░. 68 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 700 ░░░., ░░░░░ ░░░░░░░░ 48 507 (░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░) ░░░. 68 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 05 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.