Дело ...//2021
61RS0045-01-2021-002164-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Покровское 17 ноября 2021 года
Неклиновский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Карачиной А.А.,
при секретаре Максимове В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симонян Е.А. к УСЗН Неклиновского района о взыскании субсидии на оплату коммунальных услуг и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Симонян Е.А. обратилась в суд с иском к УСЗН Неклиновского района о взыскании субсидии на оплату коммунальных услуг и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что она является получателем субсидии на оплату коммунальных услуг с 2015 года. За период с ... по ... в размере 10 444,37 рублей, с ... по ... в размере 4 791,80 рублей, с ... по ... в размере 5 2440,95 рублей. ... истец направил через МФЦ с. В-Ханжоновка Неклиновского района Ростовской области документы на получение субсидии на оплату коммунальных услуг за период с 01.11.2018 года по 15.04.2019 года. Однако в выплате субсидии ей отказано. Истец обратилась в прокуратуру ... с заявлением о нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. ... истцом получен ответ от начальника отдела управления по надзору за соблюдением исполнения федерального законодательства Харкина А.В. о том, что заявление рассмотрено и ответчиком не запрашивались сведения из ЕГРН о собственниках жилого дома, расположенного по адресу: с.... Ненадлежащая проведенная проверка ответчиком документов, представленных истцом, повлекла нарушение прав истца на получение финансовой помощи. В целях устранения выявленного нарушения закона прокуратурой Неклиновского района руководителю УСЗН внесено представление. Однако до настоящего времени ответчик не устранил нарушенные права истца, выразившиеся в отказе за период с ... по ... в получении субсидии на оплату коммунальных услуг. ... истцом в адрес ответчика направлена претензия о невыплате субсидии. Однако на претензию ответчик ответил отказом. Из-за неправомерного отказа ответчика в предоставлении субсидии у истца обострилось хроническое заболевание, повысилось давление, возникла бессонница. Она пережила нервный стресс.
Просит суд взыскать с ответчика УСЗН Неклиновского района в ее пользу денежную сумму в размере 5 240,95 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей, госпошлину в размере 300 рублей.
Определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 01.09.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МАУ «МФЦ» Неклиновского района Ростовской области.
Протокольным определением Неклиновского районного суда от 12.10.2021 года для участия в деле привлечено Управление Росреестра по Ростовской области.
Истец Симонян Е.А., надлежащим образом извещенная о месте и времени, в судебное заседание не явилась, направила в суд своего представителя.
Представитель истца Симонян Э.Р. в судебном заседании поддержал заявленные требования, дал показания, аналогичные изложенным в иске, указав, что в ходе прокурорской проверки установлено, что имеет место нарушение прав его доверителя, внесено представление, которое подлежит обязательному исполнению. До 2021 года в суд с настоящими требованиями не обращались, так как считали необходимым разрешить вопрос во вне судебном порядке. Размер подлежащей взысканию субсидии им определен в среднем размере, исходя их тех сумм, которые выплачивались истцу. Им представлялся полный пакет документов на получение субсидии, в том числе и справка об отсутствии задолженности. Полагает, что данную справку могли выкинуть сотрудники УСЗН. В случае отсутствия справки, сведения должны быть запрошены во всех организациях, осуществляющих поставку коммунальных услуг.
В судебном заседании представитель ответчика Крохмалева А.В. заявленный иск не признала и показала, что для предоставления субсидии необходимо предоставление установленного законодательством пакета документов. Заявителем не была предоставлена справка об отсутствии задолженности по электроэнергии. Кроме того, заявленный размер субсидии не соответствует реальному размеру, который рассчитывает специальная программа на основании внесенных сведений.
Представитель третьего лица МАУ «МФЦ» Неклиновского района, извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Ростовской области, извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей третьих лиц.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению с учетом следующего.
В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от ... N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" (далее - Правила), регламентирует порядок предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
На момент возникновения спорных правоотношений вышеуказанное Постановление действовало в редакции Постановления Правительства Российско Федерации ... от ....
В соответствии с п. 6 указанных Правил, субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении гражданами соглашений по ее погашению.
Согласно п. п. 8, 41 Правил, субсидии предоставляются сроком на шесть месяцев на основании обращения гражданина с заявлением о предоставлении субсидии и комплектом документов.
Как следует из материалов дела, Симонян Е.А. являлась получателем субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг с 2015 года по 2018 год, а также с 2019 года, регулярно предоставляла в УСЗН пакет документов, необходимых для предоставления субсидии.
... Симонян Е.А. обратилась в Отделение МАУ «МФЦ» Неклиновского района в с. Васильево-Ханжоновка за получением услуги «Прием заявлений и организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» предоставив пакет документов, в том числе: паспорт гражданина РФ, свидетельство о регистрации права на объект недвижимости, согласие на обработку персональных данных, заявление о предоставлении государственной услуги, что следует из расписки в получении документов (л.д. 140-141). Зарегистрировано дело ... от ....
В рамах указанного дела специалистом МАУ «МФЦ» Неклиновского района был направлен межведомственный запрос в Управление Росреестра по Ростовской области о предоставлении выписки из ЕГРН на объект недвижимости, после чего дело по заявлению истца по указанной услуге направлено в УСЗН Неклиновского района для рассмотрения и принятия решения.
Решением УСЗН Неклиновского района Ростовской области ... от ... Симонян Е.А. в предоставлении услуги на получение субсидии на оплату коммунальных услуг отказано, в связи с тем, что у нее отсутствуют документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением, а также справка об отсутствии задолженности по оплате электроэнергии (л.д. 54).
Из материалов дела усматривается, что заявитель неоднократно обращалась с жалобой в прокуратуру Неклиновского района, в прокуратуру Ростовской области, а также в УСЗН Неклиновского район Ростовской области.Согласно ответу УСЗН Неклиновского района от 14.10.2019 года на обращение Симонян Е.А. по вопросу предоставления субсидии, заявителю рекомендовано обратиться в УСЗН, представив полный пакет документов, необходимых для назначения субсидии на ЖКУ.
Судом установлено, что повторно с заявлением о предоставлении субсидии за указанный период времени Симонян Е.А. в УСЗН Неклиновского района не обращалась, что подтвердил в судебном заседании ее представитель Симонян Э.Р. ... истцом также через МАУ «МФЦ» Неклиновского района подано заявление и полный пакет документов на получение субсидии на 2019-2020 года, по которому принято решение о назначении субсидии по ЖКУ.
Согласно пункту 8 Правил для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: а) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства; б) документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; в) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; д) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии; е) копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье.
В соответствии с пунктом 42 Правил уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии или осуществляет перерасчет размера субсидии в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов, предусмотренных пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил.
Таким образом, предоставление субсидии можно только в случае обращения в УСЗН с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги с обязательным приложением документов, предусмотренных пунктом 8 Правил.
По смыслу приведенных выше норм жилищного законодательства, компенсация части понесенных расходов на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги является мерой социальной поддержки наименее защищенных категорий населения и предоставлялась только при отсутствии задолженности по этим платежам, то есть в том случае, когда получатель такой льготы добросовестно исполняет свою обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в целом, что должно было быть подтверждено соответствующими документами.
В пп. "б" пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указано на то, что для получения субсидии гражданин должен предоставить, в том числе, документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно п. 14 Правил предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что при подаче документов нашли подтверждение, что при обращении ... в УСЗН не представлена справка или иной документ об отсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг.
При этом довод заявителя о том, что он полагает, что представил все необходимые документы для назначения субсидии, в том числе справку об отсутствии задолженности по оплате электроэнергии, судом отклоняется, поскольку ничем не подтверждено.
Позиция стороны истца о том, что данная справка была утеряна или умышленно изъята сотрудниками УСЗН, голословны, какими-либо доказательствами не подтверждена, противоречит материалам дела. Кроме того, документы на получение субсидии подаются через МАУ Неклиновского района «МФЦ», которое в свою очередь передают дело по обращению для рассмотрения ответчику.
Также действующими на момент принятия оспариваемого решения УСЗН от ... Правилами не возлагалась на ответчика обязанность запрашивать либо в порядке межведомственного контроля, либо у заявителя отсутствующие документы.
Выданный Симонян Е.А. отказ не являлся окончательным, коммунальная субсидия могла быть предоставлена после повторного обращения заявителя с предоставлением полного пакета документов, чего ею сделано не было.
Доводы представителя истца Симонян Э.Р. о том, что незаконность действий ответчика была установлена в ходе прокурорской проверки, было направлено представление заместителем прокурора Неклиновского района Босенко Т.А. от 24.09.2019 года, которое подлежало обязательному исполнению, несостоятельны.
Данное представление было рассмотрено и отклонено, ввиду того, что права истца нарушены не были.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от ... ...-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от ... ... органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Действительно, при формировании дела по заявлению Симонян Е.А. сотрудниками МАУ Неклиновского района Ростовской области «МФЦ» в целях проверки достоверности представленной информации направлен запрос в Управление Росреестра по Ростовской области о принадлежности истцу домовладения, расположенного по адресу: .... Согласно выписке из Управления Росреестра от ... сособственником жилого дома по указанному адресу являются Л.И.С., Л.Д.А., Л.Д.А., Л.Г.А. Л.А.А. Данная информация передана в УСЗН Неклиновского района и послужила одним из оснований отказа.
Между тем, как следует из материалов дела и было установлено при обращении Симонян Е.А. с заявлением от ..., в ЕГРН содержатся сведения двух объектах жилой недвижимости, расположенных по адресу: ..., однако дынные объекты имеют разные кадастровые номера. Истец Симонян Е.А. принадлежит жилой дом с кадастровым номером ....
Вместе с тем, некорректное предоставление Управлением Росреестра по Ростовской области сведений из ЕГРН, не послужило единственным основанием для отказа в предоставлении субсидии, поскольку в пакете документов, приложенных к заявлению, отсутствовали сведения об отсутствии задолженности по коммунальным услугам, что на момент принятия решения являлось обязательным.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, исследовав все представленные доказательства, суд исходит из того, что Симонян Е.А. при обращении с заявлением о назначении ей субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставлен полный пакет документов, и приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на УСЗН обязанности назначить субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг и взыскать с них денежные средства.
Поскольку требования о компенсации морального вреда являются производными от основного требования о предоставлении субсидии на основании заявления от ..., в их удовлетворении также надлежит отказать.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении иска Симонян Е.А. отказать в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК РФ основания для взыскания госпошлины отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2021 ░░░░.