Решение по делу № 2-222/2021 от 12.08.2021

Дело № 58RS0010-01-2021-000429-16 производство № 2-222/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 октября 2021 года р.п. Земетчино

Пензенской области

Земетчинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Козырьковой О.В.,

при секретаре Есавкиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Харитошиной Екатерины Геннадьевны к администрации Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Харитошина Е.Г. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к администрации Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области, в котором просит признатьнезаконным постановление администрации Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» № 49 от 26.07.2021 года; обязать администрацию Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области восстановить её семью, состоящую из трех человек, в прежнюю очередь учета нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году.

В обоснование исковых требований указала, что она проживает и владеет квартирой с кадастровым номером №..., общей площадью 63,6 кв.м., на праве общей долевой собственности, доля в праве 1/7.

16 августа 2014 года она вступила в брак с Харитошиным Михаилом Владимировичем. После регистрации брака они с супругом фактически стали проживать по её месту жительства. 14 января 2015 года у них родился сын ФИО1.

16 декабря 2016 года ею на имя главы администрации Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области было подано заявление о принятии её семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. На основании постановления администрации Салтыковского сельского совета № 44 от 28.12.2016 года её семья, состоящая из трёх человек, была принята на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятии по обеспечению жильём молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату. На момент постановки на учёт она с ребёнком и супруг были зарегистрированы в разных местах и сообщили об этом специалисту администрации и в УСЗН, на что им было разъяснено, что регистрация не имеет никакого отношения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области № 49 от 26.07.2021 года её семья была снята с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Основанием для снятия их семьи с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, послужило то, что в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учёт, выявлены сведения, не соответствующие признанию нуждающимися в жилом помещении, а именно: супруги зарегистрированы по разным адресам: Харитошина Екатерина Геннадьевна и сын ФИО1 зарегистрированы в квартире по адресу: [адрес] , а Харитошин Михаил Владимирович в доме своих родителей по адресу: [адрес] .

С данным постановлением она категорически не согласна, считает, что она имеет право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях с целью участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В судебном заседании истец Харитошина Е.Г. исковые требования поддержала в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении и просила их удовлетворить.

Ответчик, в лице главы администрации Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области Оликова Е.В. исковые требования признал и не возражал в их удовлетворении.

Третье лицо – Харитошин М.В., действующий от себя лично и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, с исковыми требованиями истца согласился и просил их удовлетворить.

Представитель третьего лица – УСЗН администрации Земетчинского района Пензенской области Безыкорнова О.Н., действующая на основании доверенности от 21 сентября 2021 года №..., с исковыми требованиями Харитошимной Е.Г. согласилась и не возражала против их удовлетворения.

Представитель третьего лица Министерства труда, социальной защиты и демографии Пензенской области, будучи извещённым о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела в его отсутствии не просил, уважительности причин неявки и возражений на предъявленные исковые требования суду не представил.

С учётом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему выводу

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в структуру, которой входит ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».

Реализация мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050.

Настоящие Правила устанавливают порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее соответственно - жилой дом, социальная выплата), а также использования таких выплат.

Пункт 6 указанных Правил предусматривает, что участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 7 настоящих Правил - под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы является, в том числе, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.

В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Из положений п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Частью 2 статьи 51 ЖК РФ предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из площади всех указанных жилых помещений.

В соответствии со п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. 2 ст. 56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что супруги Харитошина Екатерина Геннадьевна и Харитошин Михаил Владимирович состоят в зарегистрированном браке с 16 августа 2014 года (свидетельство о заключении брака №... от 16.08.2014 года). От брака имеют ребёнка ФИО1 {Дата} года рождения (свидетельство о рождении №... от 16.01.2015 года).

16 декабря 2016 года Харитошина Е.Г. обратилась в администрацию Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области с заявлением о признании её семьи, состоящей из трёх человек, нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью общей площади на одного члена семьи менее учетной нормы.

На основании постановления администрации Салтыковского сельского совета № 44 от 28.12.2016 года Харитошина Е.Г. в составе семьи три человека была признана в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Согласно ч. 4 ст. 50 ЖК РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч. 5 ст. 50 ЖК РФ).

Решением Комитета местного самоуправления Салтыковского сельсовета Земетчинского района Пензенской области второго созыва от 24.10.2016 года № 6-47/2 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в Салтыковском сельсовете Земетчинского района Пензенской области» на территории Салтыковского сельсовета Земетчинского района Пензенской области установлена учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – в размере 15 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 01.12.2016 года истцу принадлежит 1/7 доли в праве собственности в жилом помещении общей площадью 63,6 кв.м., расположенном по адресу: [адрес] , то есть 9 кв.м. (менее учетной нормы).

На момент постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и в настоящее время истец Харитошина Е.Г., а также несовершеннолетний ФИО1 зарегистрированы в квартире по адресу: [адрес] .

Супруг истца Харитошин М.В. зарегистрирован в доме по адресу: [адрес] , находящемся в собственности ФИО9, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество № 58/030/033/2016-473.

Из сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что за Харитошиным М.В. право собственности не зарегистрировано.

Постановлением администрации Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области № 49 от 26.07.2021 года семья Харитошиной Е.Г. была снята с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений не соответствующих признанию нуждающимися в жилом помещении.

Основанием для снятия семьи истца с учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, послужило то, что супруг Харитошин М.В. зарегистрирован в [адрес] .

Вместе с тем, при определении обеспеченности семьи жилыми помещениями следует учитывать следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Как разъяснено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Наличие у супругов регистрации места жительства по разным адресам не препятствует признанию такой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как согласно пункту 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Таким образом, системное толкование приведенных норм права позволяет суду сделать вывод о том, что исковые требования истца Харитошиной Е.Г. о признаниинезаконным постановления администрации Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области «О снятии с учёта в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» № 49 от 26.07.2021 года, восстановлении семьи истца, состоящей из трёх человек, в прежнюю очередь учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Харитошиной Екатерины Геннадьевны к администрации Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области о признании незаконным постановления о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признатьнезаконным постановление администрации Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области «О снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» № 49 от 26.07.2021 года.

Обязать администрацию Салтыковского сельского совета Земетчинского района Пензенской области восстановить семью Харитошиных, состоящую из трёх человек, в прежнюю очередь учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий для участия в мероприятии по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно - коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Земетчинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 08 октября 2021 года.

Судья

2-222/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Харитошина Екатерина Геннадьевна
Ответчики
администрация Салтыковского сельсовета
Другие
УСЗН Администрации
Министерство труда,социальной защиты и демографии
Харитошин Михаил Владимирович
Суд
Земетчинский районный суд Пензенской области
Судья
Козырькова Ольга Васильевна
Дело на сайте суда
zemetchinsky.pnz.sudrf.ru
12.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2021Передача материалов судье
13.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2021Подготовка дела (собеседование)
30.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2021Судебное заседание
04.10.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
08.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее