Решение по делу № 2-327/2015 от 13.10.2015

Дело № 2-327/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Быстрый Исток             27 ноября 2015 года

Быстроистокский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Соловарова С.В.

при секретаре Матыцыной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Быстроистокского района Алтайского края к Чепрасовой Е.А. о взыскании в пользу субъекта Российской Федерации – Алтайского края в лице Управления социальной защиты населения по Быстроистокскому району необоснованно полученной социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного паводком жилого помещения,

установил:

    Администрация Быстроистокского района Алтайского края обратилась в суд с иском к Чепрасовой Е.А. о взыскании <данные изъяты> необоснованно полученной социальной выплаты на проведение капительного ремонта поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014г. жилого помещения по адресу: <адрес>.

    Требования мотивированы тем, что 07.07.2015г. ответчик обратилась к истцу с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу. Решением межведомственной комиссии от 16.07.2015г. заявление Чепрасовой Е.А. было удовлетворено; 23.07.2015г. истцом за исх.№ 800 в Управление социальной защиты населения по Быстроистокскому району был направлен на согласование Список № 4, в котором под № 67 значилась ответчица, с указанием суммы, подлежащей выплате – <данные изъяты> Выплата в полном объеме была произведена ответчице 24.07.2015г. путем перечисления на счет в отделении № 8644 Сбербанка России, указанный ей, согласно платежному поручению . При проведении повторной проверки комиссией было установлено, что Чепрасова Е.А. представила недостоверные документы – недействительное свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности на жилой дом по <адрес>, так как согласно выписке из ЕГРП на дату подачи ответчиком заявления право её собственности на данное жилое помещение было прекращено 10.03.2015г., что свидетельствует о незаконном получении ей социальной выплаты на проведение капитального ремонта в данном доме и в вышеуказанном размере. Претензию истца ответчик удовлетворить добровольно отказался. Ссылаясь на подпункт «а» пункта 5 Правил предоставления в 2015г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, пункт 4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 17.06.2015г. № 234, истец полагает, что право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного паводком дома по <адрес> у ответчицы не возникло ввиду того, что на день подачи ей заявления о предоставлении такой выплаты – 07.07.2015г. - она не являлась его собственником, поскольку согласно выписке из ЕГРП соответствующее право было прекращено 10.03.2015г., ввиду чего социальная выплата подлежит возврату в краевой бюджет в соответствии с п.3 Порядка и на основании пунктов 1 и 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с чем и предъявлен иск.

В судебное заседание представитель истца, надлежаще извещенный, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Чепрасова Е.А. иск не признала в полном объеме, пояснив, что она не вводила в заблуждение сотрудников администрации Быстроистокского района, чтобы получить социальную выплату на капремонт дома по <адрес> в котором она проживает, так как не только сообщила им всю имеющуюся у неё информацию по поводу принадлежности ей до 10.03.2015г. этого дома, но также представила договор его дарения от 02.03.2015г., а также свидетельство о государственной регистрации права на данный дом от 10.03.2015г. за её матерью Ч. В сентябре 2014г. она также подавала заявление в районную администрацию о включении её в список граждан на получение социальной выплаты на капитальный ремонт пострадавшего от паводка жилья, и прикладывала копию свидетельства о регистрации права собственности на дом по <адрес> от 29.12.2008г. Так как она действительно с 2008г. являлась собственником данного дома, в том числе и на момент наводнения в мае-июне 2014г., полагала, что имеет право на получение соцвыплаты для проведения его капитального ремонта, поскольку продолжает проживать в нем вместе с несовершеннолетними детьми до настоящего времени. Действительно, 11.07.2013г. она совместно со своими детьми по договору купли-продажи купила под материнский капитал в долевую собственность жилой дом по <адрес>, вместе с тем, в период с 09.04.2009г. по 11.08.2015г. была зарегистрирована по месту жительства в доме по <адрес> где фактически и проживает до сих пор. 11.08.2015г. вместе со своими детьми снялась с учета по этому адресу и зарегистрировалась по <адрес>, но 11.09.2015г. вновь снялась с учета по последнему адресу и зарегистрировалась по <адрес>. Признает, что действительно всю сумму денег – <данные изъяты> она получила на свой банковский счет и потратила на ремонт дома. Материальное положение у неё очень тяжелое, <данные изъяты> в связи с чем просит освободить её от уплаты госпошлины. Её матери Ч. в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт дома по <адрес>, где она фактически проживает, было отказано, так как она не является его собственником.

Третьи лица Управление социальной защиты населения по Быстроистокскому району, Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите, Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, надлежаще извещенные, представителей в суд не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представили письменные отзывы.

На основании ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей истца и третьих лиц.

Выслушав объяснения ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В конце мая 2014 года на территории села Быстрый Исток Быстроистокского района Алтайского края сложилась ситуация, зарегистрированная в качестве чрезвычайной, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

Постановлением администрации Быстроистокского района Алтайского края № 179 от 31 мая 2014г. с 08 часов 31.05.2014г. на территории Быстроистокского района Алтайского края был введен режим чрезвычайной ситуации.

В силу ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001г. «О чрезвычайном положении».

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2015 г. № 447 утверждены «Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации» (далее - Правила).

Пунктом 1 Правил установлены порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.

В соответствии с пунктом 4 Правил, в качестве условия предоставления субъекту РФ иных межбюджетных трансфертов предусмотрено наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда.

В связи с этим Администрацией Алтайского края 17 июня 2015г. принято постановление № 234 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края» (далее – Порядок).

Пунктом 4 указанного Порядка изначально было предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:

- являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

- проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;

- не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;

- включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.

Постановлением администрации Алтайского края от 12 ноября 2015г. № 457 пункт 4 вышеуказанного Порядка изложен в новой редакции, а именно:

«Право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:

соответствующие критериям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Правил предоставления в 2015г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2015г. № 447;

включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014г., и требуют проведения капитального ремонта.

В том же пункте 4 Порядка в новой редакции указано, что решение об отказе во включении собственника (ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, принимаются при отсутствии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта.

Таким образом, из приведенных положений подпункта «а» пункта 5 Правил и пункта 4 Порядка следует, что Правительством Российской Федерации и субъектом Российской Федерации Алтайским краем предусмотрен исчерпывающий перечень условий, при наличии которых гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, предоставляются меры социальной поддержки.

    Кроме того, из системного анализа положений Правил и Порядка следует, что для получения социальной выплаты гражданин должен быть собственником пострадавшего жилого помещения не только на день объявления режима ЧС, на день подачи им заявления о предоставлении ему выплаты, но и на момент перечисления ему данной выплаты.

    Данный вывод подтверждается также тем, что постановлением администрации Алтайского края от 12.11.2015г. № 457 в пункт 9 Порядка, утвержденного ранее тем же органом 17.06.2015г. № 234, внесен дополнительный подпункт «в», согласно которому самостоятельным основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты является невозможность целевого использования социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения в связи с отсутствием права собственности на него.

Таким образом, совокупность условий, при наличии которых гражданам предоставляются меры социальной поддержки, требуется на момент предоставления указанных мер.    

В случае, если на день объявления ЧС, либо на дату обращения гражданина с заявлением о предоставлении выплаты, либо на дату перечисления ему социальной выплаты хотя бы одно из вышеназванных условий отсутствует, право на социальную выплату для проведения капитального ремонта поврежденного жилого помещения не возникает.

Согласно абзацу 2 пункта 8 Порядка в целях исключения фактов выдачи социальной выплаты гражданам, не являющимся на дату подачи заявления и документов собственниками поврежденных жилых помещений, орган местного самоуправления запрашивает в течение 2 рабочих дней со дня обращения в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю информацию о наличии жилого помещения в собственности гражданина.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, жилое помещение – дом по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> принадлежало ответчику по праву собственности с 29 декабря 2008г. на основании договора купли-продажи, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.12.2008г., и выписками из ЕГРП, представленными Управлением Росреестра по Алтайскому краю.

10 марта 2015г. данное право Чепрасовой Е.А. было прекращено на основании договора дарения от 02.03.2015г., заключенного между ответчиком и Ч. с выдачей Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю на имя последней свидетельства о государственной регистрации права.

Актом обследования поврежденного индивидуального жилого дома без номера от 26 сентября 2014 года, составленного межведомственной комиссией при администрации Быстроистокского района, согласованного с начальником отдела ГО и ЧС администрации района и утвержденного главой администрации Быстроистокского района, установлено, что указанный жилой дом был поврежден в результате паводка в мае-июне 2014 года и для его восстановления требуется капитальный ремонт.

ДД.ММ.ГГГГ. Росреестром было зарегистрировано право общей долевой собственности ответчика Чепрасовой Е.А. и Х. и У. на жилой дом расположенный по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> и соответствующий земельный участок, о чем выданы свидетельства на основании договора купли-продажи, с ограничением (обременением) права в виде ипотеки в силу закона.

Таким образом, на день объявления ЧС в собственности Чепрасовой Е.А. находилось два жилых помещения: дом по <адрес> и дом по <адрес>

22 сентября 2014 года ответчица обратилась в администрацию Быстроистокского района с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения – дома по <адрес>, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года, и включении её в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае-июне 2014 года и требуют проведения капитального ремонта.

07 июля 2015 года Чепрасова Е.А. обратилась в администрацию Быстроистокского района с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Решением межведомственной комиссии администрации Быстроистокского района от 16 июля 2015г. заявление Чепрасовой Е.А. было удовлетворено; 23.07.2015г. истцом в адрес Управления социальной защиты населения по Быстроистокскому району на согласование был направлен Список № 4 граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта пострадавших от паводка жилых помещений, в котором под № 67 значилась ответчица с указанием размера причитающихся ей денежных средств - <данные изъяты> Данная сумма 24.07.2015г. была полностью перечислена на банковский счет ответчика, указанный ею, по платежному поручению .

Принимая такое решение, межведомственная комиссия исходила из наличия у Чепрасовой Е.А. права собственности на жилой дом по <адрес>, имея копию свидетельства о регистрации права на данный объект недвижимости от 29.12.2008г., которое было представлено ответчиком в сентябре 2014г. как приложение к заявлению от 22.09.2014г.

Между тем в выписке из ЕГРП, полученной истцом 13.07.2015г. на основании запроса от 11.07.2015г., то есть до принятия решения, указано, что право собственности Чепрасовой Е.А. на дом по <адрес> прекращено 10 марта 2015г., и этой же даты собственником стала Ч., на что комиссия внимания не обратила.

Таким образом, право на получение социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилого помещения – дома по <адрес>, пострадавшего в результате паводка, ответчик после 10.03.2015г. утратил, прекратив на него право собственности путем отчуждения другому лицу, в связи с чем получение суммы социальной выплаты является необоснованным.

В соответствии с п.10 Порядка гражданин несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов, за целевое использование социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации; социальная выплата подлежит возврату в краевой бюджет в случае представления гражданином неполных и (или) заведомо недостоверных сведений, а также её нецелевого использования; при уклонении от добровольного возврата полученной социальной выплаты её взыскание производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подпунктом 7 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве самостоятельного основания возникновения гражданских прав и обязанностей предусмотрено неосновательное обогащение, приводящее к возникновению отдельной разновидности внедоговорного обязательства, регулируемого нормами главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 1102 - 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

В пункте 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации специально оговорено, что данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

    При изложенных обстоятельствах исковые требования администрации Быстроистокского района являются обоснованными и подлежат удовлетворению, полученное ответчиком Чепрасовой Е.А. неосновательное обогащение в размере <данные изъяты> подлежит полному взысканию.

    В соответствии с ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
    Согласно п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации размер государственной пошлины при подаче данного иска в суд общей юрисдикции составляет <данные изъяты>

    В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
    На основании пункта 2 ст.333.20 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

    Поскольку судом установлено, что семья ответчика Чепрасовой Е.А. <данные изъяты>, незаконных действий, направленных на неправомерное получение социальной выплаты, не совершала, она подлежит освобождению от взыскания в доход местного бюджета <данные изъяты> государственной пошлины, от уплаты которой законом также освобожден и истец.

    Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования администрации Быстроистокского района Алтайского края удовлетворить.

Взыскать в пользу субъекта Российской Федерации – Алтайского края в лице Управления социальной защиты населения по Быстроистокскому району с Чепрасовой Е.А. <данные изъяты>. неосновательного обогащения, полученного в качестве социальной выплаты на проведение капитального ремонта поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014г. жилого помещения по адресу: <адрес> (реквизиты платежа: <данные изъяты>).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда через Быстроистокский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

    Решение в окончательной форме изготовлено 02.12.2015г.

Судья С.В. Соловаров

2-327/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Быстроистокского района
Ответчики
Чепрасова Е.А.
Другие
Управление социальной защиты населения по Быстроистокскому району
Шапорев В.А.
Главстрой
ГУ АК по труду и социальной защиты
Суд
Быстроистокский районный суд Алтайского края
Дело на сайте суда
istoksky.alt.sudrf.ru
13.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2015Передача материалов судье
16.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2015Подготовка дела (собеседование)
12.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.11.2015Судебное заседание
02.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее