Решение по делу № 2-2739/2024 от 21.05.2024

дело

УИД - 26RS0-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2024 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Набокова Т.Э., при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО4,представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес>ФИО2, представителя третьего лица комитета финансов и бюджета администрации <адрес>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес>, Комитету образования администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия,

установил:

<адрес>, действую в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес> (далее по тексту – МБОУ СОШ <адрес>), Комитету образования администрации <адрес>, в котором просил:

- обязать МБОУ СОШ <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы;

- обязать комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от МБОУ СОШ <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>;

- обязать комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ СОШ <адрес> денежные средства на установку одной индукционной системы;

- обязать МБОУ СОШ <адрес> в течение 3 месяцев после выделения денежных средств установить одну индукционную систему.

В обоснование заявленных требований указано на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства по обеспечению инвалидов доступной средой для их жизнедеятельности в образовательных организациях, расположенных на территории <адрес>.

Установлено, что в МБОУ СОШ <адрес> указанные требования законодательства выполняются ненадлежащим образом, так, вопреки требованиям законодательства, МБОУ СОШ <адрес> не оборудовано одной индукционной системой.

Истцом также указано на то, что обращение в суд с настоящим исковым заявлением вызвано необходимостью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, из числа инвалидов, количество которых постоянно меняется в течение осуществления образовательного процесса, в том числе несовершеннолетних обучающихся инвалидов в настоящее время и тех лиц, у которых в будущем возникнет право на обучение, чьи права и законные интересы на доступную среду для их жизнедеятельности нарушены.

в судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО4заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ СОШ <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме, в том числе по доводам представленных суду письменных возражений, из содержания которых следует, что истцом не уточнено какое именно помещение МБОУ СОШ <адрес> должно быть оборудовано индукционной петлей. Кроме того, для каждого учреждения вопросы обеспечения доступной среды решаются индивидуально. Для этого создаются комиссии, которые проводят обследования, потом создается паспорт доступности среды, в котором отражают момент, которые необходимо дооснастить в каждом конкретном учреждении, разрабатываются программы на текущий (капитальный) ремонт, закладывается финансирование. Программы утверждаются Учредителем. То есть вопросы решаются комиссионно, с приглашением к участию обществ инвалидов и других заинтересованных лиц. В этой связи ответчик полагает, что вопросы, которые решаются комиссионно по каждому конкретному учреждению, не могут быть заявлены прокурором как обязательное требование к любому учреждению.

Представитель ответчика Комитета образования администрации <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщал, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Представитель третьего лица комитета финансов и бюджета администрации <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании также просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, представив суду письменные возражения, из содержания которых следует, что для выделения дополнительных денежных средств на установку индукционных петель необходимо выделение дополнительных бюджетных ассигнований в текущем финансовом году, что возможно только после сокращения бюджетных ассигнований на других статьях расходов бюджета, что может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования.

Кроме того, принятие решения об удовлетворении исковых требований истца является понуждением органа местного самоуправления к выделению финансирования, что является ограничением права главного распорядителя средств бюджета <адрес> на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления и нарушает принцип разделения властей.

Помимо изложенного, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Подпунктом «г» пункта 4 указанного Порядка предписано, что руководителями организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативно-правовыми актами, в том числе путем обеспечения в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукицонных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Представители третьих лиц: администрации <адрес>, Министерства финансов <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Министерством финансов <адрес> заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствии его представителя.

Из представленных суду письменных пояснений Министерства финансов <адрес> следует, что обязанность по материально-техническому обеспечению образовательного процесса возложена непосредственно на образовательное учреждение.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотрение данного гражданского дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одними из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в области образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, а также гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Таким образом, законом обязанность по материально-техническому обеспечению образовательного процесса возложена непосредственно на образовательное учреждение.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу части 7 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.

В разделе 6 «Дополнительная информация» в паспорте национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, в 2019-2024 годах планируется осуществить комплекс мероприятий, направленных на создание равных условий в социализации, развитии творческого потенциала, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерное и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В силу положений пунктов 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Приказом Министерств образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Подпунктом «г» пункта 4 указанного Порядка предписано, что руководителями организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативно-правовыми актами, в том числе путем обеспечения в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства по обеспечению инвалидов доступной средой для их жизнедеятельности в образовательных организациях, расположенных на территории <адрес>.

Установлено, что в МБОУ СОШ <адрес> вышеуказанные требования законодательства выполняются ненадлежащим образом, так, вопреки требованиям законодательства, МБОУ СОШ <адрес> не оборудовано индукционной системой.

Отсутствие соответствующего специального оборудования стороной ответчика - МБОУ СОШ <адрес> не оспаривалось.

Таким образом, проведенной прокуратурой <адрес> проверкой, а равно в ходе судебного разбирательства установлено нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц из числа инвалидов, в том числе несовершеннолетних обучающихся инвалидов, в том числе тех, у кого право на получение образования возникнет в будущем, на доступную среду для их жизнедеятельности, что является недопустимым и противоречит действующему правовому регулированию.

В соответствии с пунктами 1, 7, 9, 10 Положения о комитете образования администрации <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , комитет образования администрации <адрес> является отраслевым (функциональным) органом администрации <адрес> с правами юридического лица и исполняет функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере образования в пределах своей компетенции. Комитет является юридическим лицом и обладает всеми правами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации для юридических лиц, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке, печать, штампы, бланки со своим наименованием.

Имущество Комитета является муниципальной собственностью <адрес> и закреплено за Комитетом на праве оперативного управления. Комитет отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества. Комитет вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика.

Из Устава МБОУ СОШ <адрес> следует, что обучающая организация осуществляет деятельность, приносящую доходы и вправе размещать заказы на приобретение товаров, выполнения работ, оказания услуг, заключать гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Устава МБОУ СОШ <адрес> установлено, что источниками финансового обеспечения деятельности учебного учреждении являются средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «Об образовании» к полномочиям <адрес> относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций бюджетам; муниципальных округов и городских округов <адрес>, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с устанавливаемыми им нормативами.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет средств бюджета <адрес> в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Методика распределения субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных округов и городских округов <адрес> из бюджета <адрес> на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, а также обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, определена <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Таким образом, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти <адрес> и осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> посредством предоставления субвенций местным бюджетам.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанности на МБОУ СОШ <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы; возложения обязанности на комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от МБОУ СОШ <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>; возложения обязанности на комитет образования администрации <адрес> выделить МБОУ СОШ <адрес> денежные средства на установку одной индукционной системы; возложения обязанности на МБОУ СОШ <адрес> установить одну индукционную систему.

Между тем, разрешая заявленные исковые требования в части установления сроков исполнения возлагаемых обязательств, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

В силу положений пунктов 9 и 10 того же Порядка для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом органа или организации, предоставляющих услуги в сфере образования, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), утверждаются ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии. В состав Комиссии включаются (по согласованию) представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации.

Из содержания пункта 16 порядка также следует, что органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии сПравиламиразработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 599 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 26, ст. 3894).

Таким образом, законодателем предусмотрен особый порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, соблюдение которого презюмируется.

Кроме того, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» определено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Как указано в статье 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 53 названного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с данным Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Таким образом, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в текущем финансовом году возможно только после сокращения бюджетных ассигнований на других статьях расходов бюджета, что может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования.

Принимая во внимание изложенное, суд исходит из того, что возложение обязанности на ответчиков в определенные сроки обратиться с соответствующей заявкой, а также выделить денежные средства на приобретение и установку индукционной системы является понуждением органа местного самоуправления к выделению финансирования и ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание муниципальных образований, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Возложение на комитет образования администрации <адрес> такой обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, принятие такого решения не будет способствовать соблюдению установленного порядка определения необходимых условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

В этой связи, заявленные исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес>, Комитету образования администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия, – удовлетворить в части.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы и установить одну индукционную систему после выделения денежных средств.

Обязать комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>, а также выделить денежные средства на установку одной индукционной системы после поступления средств дополнительного финансирования.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований об установлении сроков исполнения возложенных на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <адрес> и комитет образования администрации <адрес> обязанностей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Т.Э. Набоков

дело

УИД - 26RS0-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2024 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края в составе: председательствующего судьи Набокова Т.Э., при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием представителя истца – помощника прокурора <адрес> ФИО4,представителя ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес>ФИО2, представителя третьего лица комитета финансов и бюджета администрации <адрес>ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес>, Комитету образования администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия,

установил:

<адрес>, действую в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес> (далее по тексту – МБОУ СОШ <адрес>), Комитету образования администрации <адрес>, в котором просил:

- обязать МБОУ СОШ <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы;

- обязать комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от МБОУ СОШ <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>;

- обязать комитет образования администрации <адрес> в течение 10 дней со дня поступления средств дополнительного финансирования выделить МБОУ СОШ <адрес> денежные средства на установку одной индукционной системы;

- обязать МБОУ СОШ <адрес> в течение 3 месяцев после выделения денежных средств установить одну индукционную систему.

В обоснование заявленных требований указано на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства по обеспечению инвалидов доступной средой для их жизнедеятельности в образовательных организациях, расположенных на территории <адрес>.

Установлено, что в МБОУ СОШ <адрес> указанные требования законодательства выполняются ненадлежащим образом, так, вопреки требованиям законодательства, МБОУ СОШ <адрес> не оборудовано одной индукционной системой.

Истцом также указано на то, что обращение в суд с настоящим исковым заявлением вызвано необходимостью защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, из числа инвалидов, количество которых постоянно меняется в течение осуществления образовательного процесса, в том числе несовершеннолетних обучающихся инвалидов в настоящее время и тех лиц, у которых в будущем возникнет право на обучение, чьи права и законные интересы на доступную среду для их жизнедеятельности нарушены.

в судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО4заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить по доводам, изложенным в уточненном исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ СОШ <адрес> по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме, в том числе по доводам представленных суду письменных возражений, из содержания которых следует, что истцом не уточнено какое именно помещение МБОУ СОШ <адрес> должно быть оборудовано индукционной петлей. Кроме того, для каждого учреждения вопросы обеспечения доступной среды решаются индивидуально. Для этого создаются комиссии, которые проводят обследования, потом создается паспорт доступности среды, в котором отражают момент, которые необходимо дооснастить в каждом конкретном учреждении, разрабатываются программы на текущий (капитальный) ремонт, закладывается финансирование. Программы утверждаются Учредителем. То есть вопросы решаются комиссионно, с приглашением к участию обществ инвалидов и других заинтересованных лиц. В этой связи ответчик полагает, что вопросы, которые решаются комиссионно по каждому конкретному учреждению, не могут быть заявлены прокурором как обязательное требование к любому учреждению.

Представитель ответчика Комитета образования администрации <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщал, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.

Представитель третьего лица комитета финансов и бюджета администрации <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании также просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме, представив суду письменные возражения, из содержания которых следует, что для выделения дополнительных денежных средств на установку индукционных петель необходимо выделение дополнительных бюджетных ассигнований в текущем финансовом году, что возможно только после сокращения бюджетных ассигнований на других статьях расходов бюджета, что может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования.

Кроме того, принятие решения об удовлетворении исковых требований истца является понуждением органа местного самоуправления к выделению финансирования, что является ограничением права главного распорядителя средств бюджета <адрес> на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления и нарушает принцип разделения властей.

Помимо изложенного, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Подпунктом «г» пункта 4 указанного Порядка предписано, что руководителями организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативно-правовыми актами, в том числе путем обеспечения в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукицонных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Представители третьих лиц: администрации <адрес>, Министерства финансов <адрес>, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Министерством финансов <адрес> заявлено ходатайство о рассмотрении настоящего гражданского дела в отсутствии его представителя.

Из представленных суду письменных пояснений Министерства финансов <адрес> следует, что обязанность по материально-техническому обеспечению образовательного процесса возложена непосредственно на образовательное учреждение.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотрение данного гражданского дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в части по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одними из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в области образования являются обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, а также гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Таким образом, законом обязанность по материально-техническому обеспечению образовательного процесса возложена непосредственно на образовательное учреждение.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу части 7 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся.

В разделе 6 «Дополнительная информация» в паспорте национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, в 2019-2024 годах планируется осуществить комплекс мероприятий, направленных на создание равных условий в социализации, развитии творческого потенциала, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе: надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерное и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

В силу положений пунктов 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Приказом Министерств образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.

Подпунктом «г» пункта 4 указанного Порядка предписано, что руководителями организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативно-правовыми актами, в том числе путем обеспечения в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований законодательства по обеспечению инвалидов доступной средой для их жизнедеятельности в образовательных организациях, расположенных на территории <адрес>.

Установлено, что в МБОУ СОШ <адрес> вышеуказанные требования законодательства выполняются ненадлежащим образом, так, вопреки требованиям законодательства, МБОУ СОШ <адрес> не оборудовано индукционной системой.

Отсутствие соответствующего специального оборудования стороной ответчика - МБОУ СОШ <адрес> не оспаривалось.

Таким образом, проведенной прокуратурой <адрес> проверкой, а равно в ходе судебного разбирательства установлено нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц из числа инвалидов, в том числе несовершеннолетних обучающихся инвалидов, в том числе тех, у кого право на получение образования возникнет в будущем, на доступную среду для их жизнедеятельности, что является недопустимым и противоречит действующему правовому регулированию.

В соответствии с пунктами 1, 7, 9, 10 Положения о комитете образования администрации <адрес>, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , комитет образования администрации <адрес> является отраслевым (функциональным) органом администрации <адрес> с правами юридического лица и исполняет функции и полномочия органов местного самоуправления в сфере образования в пределах своей компетенции. Комитет является юридическим лицом и обладает всеми правами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации для юридических лиц, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке, печать, штампы, бланки со своим наименованием.

Имущество Комитета является муниципальной собственностью <адрес> и закреплено за Комитетом на праве оперативного управления. Комитет отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества. Комитет вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, самостоятельно выступать в суде в качестве истца и ответчика.

Из Устава МБОУ СОШ <адрес> следует, что обучающая организация осуществляет деятельность, приносящую доходы и вправе размещать заказы на приобретение товаров, выполнения работ, оказания услуг, заключать гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Устава МБОУ СОШ <адрес> установлено, что источниками финансового обеспечения деятельности учебного учреждении являются средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных источников, не запрещенных действующим законодательством.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5, частью 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «Об образовании» к полномочиям <адрес> относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций бюджетам; муниципальных округов и городских округов <адрес>, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с устанавливаемыми им нормативами.

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет средств бюджета <адрес> в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Методика распределения субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных округов и городских округов <адрес> из бюджета <адрес> на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, а также обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях <адрес>, определена <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Таким образом, обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях относится к полномочиям органов государственной власти <адрес> и осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> посредством предоставления субвенций местным бюджетам.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанности на МБОУ СОШ <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы; возложения обязанности на комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от МБОУ СОШ <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>; возложения обязанности на комитет образования администрации <адрес> выделить МБОУ СОШ <адрес> денежные средства на установку одной индукционной системы; возложения обязанности на МБОУ СОШ <адрес> установить одну индукционную систему.

Между тем, разрешая заявленные исковые требования в части установления сроков исполнения возлагаемых обязательств, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 7 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг проводят обследование данных объектов и предоставляемых услуг, по результатам которого составляется паспорт доступности для инвалидов объекта и услуг (далее соответственно - обследование и паспортизация, Паспорт доступности).

В силу положений пунктов 9 и 10 того же Порядка для проведения обследования и паспортизации распорядительным актом органа или организации, предоставляющих услуги в сфере образования, создается комиссия по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг (далее - Комиссия), утверждаются ее состав, план-график проведения обследования и паспортизации, а также организуется работа Комиссии. В состав Комиссии включаются (по согласованию) представители общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, где расположен объект, на котором планируется проведение обследования и паспортизации.

Из содержания пункта 16 порядка также следует, что органы и организации, предоставляющие услуги в сфере образования, с использованием показателей, предусмотренных пунктами 11 и 12 настоящего Порядка, а также на основании представленных Паспортов доступности разрабатывают и утверждают планы мероприятий (далее - "дорожные карты") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в соответствии сПравиламиразработки федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов и услуг в установленных сферах деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 599 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 26, ст. 3894).

Таким образом, законодателем предусмотрен особый порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, соблюдение которого презюмируется.

Кроме того, Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» определено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Как указано в статье 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 2 статьи 53 названного Федерального закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Согласно статьям 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с данным Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Таким образом, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств в текущем финансовом году возможно только после сокращения бюджетных ассигнований на других статьях расходов бюджета, что может повлечь неисполнение действующих расходных обязательств муниципального образования.

Принимая во внимание изложенное, суд исходит из того, что возложение обязанности на ответчиков в определенные сроки обратиться с соответствующей заявкой, а также выделить денежные средства на приобретение и установку индукционной системы является понуждением органа местного самоуправления к выделению финансирования и ограничением права главного распорядителя средств местного бюджета, предусмотренных на содержание муниципальных образований, и реализацию возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции РФ принцип разделения властей. Возложение на комитет образования администрации <адрес> такой обязанности является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, принятие такого решения не будет способствовать соблюдению установленного порядка определения необходимых условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования.

В этой связи, заявленные исковые требования в данной части не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средней общеобразовательной школе <адрес>, Комитету образования администрации <адрес> об обязании совершить определенные действия, – удовлетворить в части.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <адрес> направить в комитет образования администрации <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы и установить одну индукционную систему после выделения денежных средств.

Обязать комитет образования администрации <адрес> направить поступившую от Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы <адрес> заявку на дополнительное финансирование мероприятий по установке одной индукционной системы в администрацию <адрес>, а также выделить денежные средства на установку одной индукционной системы после поступления средств дополнительного финансирования.

В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований об установлении сроков исполнения возложенных на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу <адрес> и комитет образования администрации <адрес> обязанностей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись Т.Э. Набоков

2-2739/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Комитет образования администрации г. Ставрополя
МБОУ СОШ №28 г. Ставрополя
Другие
Администрация г. Ставрополя
Комитет финансов и бюджета администрации г. Ставрополя
Министерство финансов Ставропольского края
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Судья
Набоков Тимур Эдуардович
Дело на сайте суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
21.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2024Передача материалов судье
28.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.06.2024Предварительное судебное заседание
01.07.2024Судебное заседание
17.07.2024Судебное заседание
21.08.2024Судебное заседание
28.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее