Судья Желудкова С.А.
Дело № 33-9597/2021
УИД: 59RS0001-01-2021-002577-38
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда всоставе председательствующего Ворониной Е.И.,
судей Лапухиной Е.А., Лобанова В.В.,
при секретаре Ивановой К.А.
рассмотрела 22 сентября 2021 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика муниципального образования город Пермь в лице администрации города Перми на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 1 июля 2021года по гражданскому делу № 2-2514/2021, которым постановлено:
удовлетворить исковые требования прокурора Дзержинского района г.Перми,
обязать муниципальное образование город Пермь в лице администрации города Перми осуществить финансирование мероприятий муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 103» г. Перми по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
обязать муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 103» г. Перми устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанных в пункте 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, пункте 5.1.3 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утверждённых приказом МЧС России от 19 марта 2020 года № 194, выразившихся в нарушении принципа эвакуации из помещений групп второго этажа в здании детского сада, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 39а, - в течение трёх месяцев со дня исполнения муниципальным образованием «Город Пермь» в лице администрации города Перми обязанности по выделению необходимого финансирования.
Заслушав доклад судьи Лобанова В.В., объяснения представителя ответчика администрации города Перми и третьего лица Департамента образования администрации города Перми Швецовой Т.Л., представителя третьего лица Главного управления МЧС России по Пермскому краю Ознобишина С.В., исследовав материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
5 апреля 2021 года прокурор Дзержинского района г. Перми обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ответчикам муниципальному образованию город Пермь в лице администрации города Перми (далее по тексту – МО «Город Пермь»), муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению администрации города Перми (далее по тексту – МАДОУ «Детский сад №103» г. Перми или Учреждение), просил (с учётом изменения исковых требований):
1. Возложить обязанности на МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми устранить нарушения требований пожарной безопасности, указанных в пункте 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, в пункте 5.1.3 СП 1.13130 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утверждённых приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, выразившихся в нарушении принципа эвакуации из помещений групп второго этажа в здании детского сада, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 39а, - в течение трёх месяцев со дня исполнения МО «Город Пермь» обязанности по выделению необходимого финансирования.
2. Возложить обязанности на МО «Город Пермь» осуществить финансирование мероприятий МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми по устранению указанных нарушений законодательства о пожарной безопасности в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе ответчик МО «Город Пермь» в лице администрации города Перми просит решение суда в части удовлетворения иска к МО «Город Пермь» отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска к МО «Город Пермь» полностью, считает, что выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения суда,
представитель ответчика МО «Город Пермь» в лице администрации города Перми и третьего лица Департамента образования администрации города Перми (далее по тексту – Департамент) в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица ГУМЧС России по Пермскому краю в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми не явился, о времени и месте судебного заседания он был извещен заблаговременно и надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил, об уважительных причинах неявки не сообщил, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя, руководствуясь статьёй 167Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене или изменению решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судебной коллегией на основании имеющихся в деле доказательств, 27.04.2018 старшим инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 Отдела надзорной деятельности по г.Перми Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена плановая выездная проверка МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми в сфере пожарной безопасности.
В ходе проведения проверки, согласно акту проверки от 27.04.2018 №130, выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно, в корпусе № 2, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 39а, нарушен принцип эвакуации из помещений групп второго этажа (эвакуация осуществляется через помещения соседней группы и через одну лестничную клетку, отсутствуют вторые выходы из групп второго этажа).
В адрес МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми выдано предписание №130/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, которым предписывалось в срок до 01.05.2020 устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности.
Из Устава МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми, утверждённого распоряжением начальника Департамента образования администрации городаПерми следует, что учредителем Учреждения является муниципальное образование город Пермь, полномочия и функции учредителя от имени муниципального образования город Пермь осуществляет администрация городаПерми, отдельные полномочия и функции учредителя по его поручению осуществляет Департамент образования администрации города Перми (п.1.4),
собственник имущества Учреждения – муниципальное образование город Пермь, полномочия собственника осуществляет Департамент имущественных отношений администрации города Перми на основании правовых актов органов местного самоуправления г. Перми (п. 1.7 Устава),
учредитель Учреждения обеспечивает содержание зданий и сооружений Учреждения, обустройство прилегающей к нему территории (п.3.2.6 Устава),
имущество закрепляется за Учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества Учреждения является муниципального образование город Пермь. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения в случаях, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, несёт собственник соответствующего имущества (п. 5.1 Устава).
Решением главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору, начальника 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю от 27.07.2020 удовлетворено ходатайство МАДОУ «Детский сад №103» г.Перми об отсрочке исполнения предписания от 27.04.2018 сроком до 01.12.2020.
21.12.2020 старшим инспектором отделения надзорной деятельности и профилактической работы г. Перми по Дзержинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУМЧСРоссии по Пермскому краю проведена внеплановая выездная проверка МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми по соблюдению требований пожарной безопасности, в ходе которой, согласно акту проверки от 21.12.2020 № 365, выявлены нарушения обязательных требований, а именно, в помещении МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 39а, - нарушен принцип эвакуации из помещений групп второго этажа (эвакуация осуществляется через помещения соседней группы и через одну лестничную клетку, отсутствуют вторые выходы из групп второго этажа),
установлен факт неисполнения в установленный срок предписания от 27.04.2018 № 130/1/1.
МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми выдано предписание № 365/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, которым предписывалось в срок до 01.02.2022 устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 19.01.2021 № 150-115Д-20 МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за нарушение требований пожарной безопасности.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Дзержинского судебного района г. Перми по делу об административном правонарушении от 10.02.2021 МАДОУ «Детский сад № 103» г. Пермь привлечено к административной ответственности по части 13 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации за невыполнение в установленный срок законного предписания от 27.04.2018 об устранении нарушения требований пожарной безопасности.
Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что на основании приказа начальника Департамента от 16.09.2009, двухэтажное кирпичное здание детского сада с подвалом и тёплыми пристроями (лит. А, А1 - А4), общей площадью 922,7 кв.м и служебными строениями: трансформаторная подстанция (лит. Г), четыре веранды (лит. Г1 - Г4), два склада (лит. Г5, Г6), ограждения (1), ворота (2), замощение (1), адрес объекта: Пермский край, г. Пермь, Дзержинский район, ул. Крисанова, д. 39а, - передано МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми в оперативное управление.
Установив приведённые выше обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2, 6, 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статей 4, 5, 80, 81 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статей 16, 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 28, 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пришёл к правильным выводам о том, что следует возложить обязанности:
на администрацию города Перми обеспечить выделение финансирования МАОУ «Детский сад № 103» г. Перми для исполнения мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
на МАОУ «Детский сад № 103» г. Перми устранить нарушения требований пожарной безопасности, выразившихся в нарушении принципа эвакуации из помещений групп второго этажа в здании детского сада, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 39а, - в течение трёх месяцев с момента получения необходимого финансирования от МО «Город Пермь».
Делая выводы об удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что ответчики МАОУ «Детский сад № 103» г.Перми, МО «Город Пермь» нарушили требования пожарной безопасности, выразившееся в нарушении МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми принципа эвакуации из помещений групп второго этажа, расположенного по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Крисанова, 39а, - принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию город Пермь, и переданных в установленном порядке на праве оперативного управления МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми,
в силу бездействия ответчиков МАДОУ «Детский сад № 103» г. Перми, МО «Город Пермь» допущены нарушения требований пожарной безопасности, которые не устранены на момент рассмотрения дела, при том, что ответчики обязаны соблюдать указанные обязательные нормы и требования пожарной безопасности,
поскольку нарушения пожарной безопасности допущены в образовательном учреждении, что является существенным обстоятельством, поэтому требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, необходимость соблюдения баланса интересов сторон, необходимых подготовительных мероприятий, суд установил ответчикам срок для исполнения решения суда в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок является разумным.
Судебная коллегия полагает, что разрешая спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного дела, и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.
Доводами апелляционной жалобы ответчика муниципального образования город Пермь в лице администрации города Перми эти выводы не опровергнуты.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что:
- он является ненадлежащим ответчиком по заявленным к нему исковым требованиям, так как МО «Город Пермь» как учредитель не отвечает по обязательствам юридического лица МАОУ «Детский сад № 103» г. Перми,
- МАОУ «Детский сад № 103» г. Перми отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами,
- при недостаточности денежных средств МАОУ «Детский сад № 103» г.Перми собственник несёт субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, факт недостаточности имущества не установлен,
- обязанность МО «Город Пермь» по финансированию и обеспечению деятельности МАОУ «Детский сад № 103» г. Перми исполнена в полном объёме,
- обязанность по содержанию имущества в нормативном состоянии, а также по устранению нарушений требований законодательства по пожарной безопасности возложена на Учреждение, -
отклоняются судебной коллегией как несостоятельные, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, имеющимся в дела доказательствам и нормам материального и процессуального права.
Доводы жалобы о том, что МО «Город Пермь» в лице администрации города Перми является ненадлежащим ответчиком, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в соответствии с пунктом 1.7 Устава Учреждения собственником имущества МАОУ «Детский сад № 103» г.Перми является МО «Город Пермь», а в силу пункта 1 статьи 209 ГК Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом указанные правомочия собственник должен осуществлять в соответствии с требованиями действующего законодательства, нахождение спорных помещений в оперативном управлении МАОУ «Детский сад № 103» г. Перми не освобождает МО «Город Пермь» от соблюдения требований закона,
несоответствие здания муниципального образовательного учреждения по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 39а, - обязательным требованиям противопожарной безопасности свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиком данных публично-правовых обязанностей, что нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, создаёт угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу, и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчика устранить допущенные нарушения.
В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции,
таким образом, ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут как собственники имущества, так и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом,
поэтому суд обоснованно возложил обязанности на МО «Город Пермь» в лице администрации города Перми по финансированию мероприятий по устранению нарушений противопожарных норм при эксплуатации здания, как собственника.
Подлежат отклонению как несостоятельные доводы апелляционной жалобы о том, что МО «Город Пермь» не отвечает по обязательствам МАОУ «Детский сад № 103» г. Перми денежными средствами, обязанность МО «Город Пермь» по финансированию и обеспечению деятельности МАОУ «Детский сад № 103» г. Перми исполнена в полном объёме, поскольку опровергается материалами дела,
недостаточность финансирования МАОУ «Детский сад № 103» г.Перми установлена представленными доказательствами.
Как следует из материалов гражданского дела, заведующей МАОУ «Детский сад № 103» г. Перми в адрес администрации города Перми неоднократно отправлялись обращения от 21.06.2018, 21.09.2019, 02.12.2019 с просьбой о выделении дополнительных денежных средств на выполнение проектно-сметной документации и оборудование наружных эвакуационных выходов в здании МАОУ «Детский сад № 103» г. Перми, расположенном по адресу: г. Пермь, ул. Крисанова, 39а, - однако администрацией города Перми было отказано в этом со ссылкой на то, что денежные средства, предусмотренные в бюджете города Перми, распределены преимущественно на ремонт зданий, находящихся в ограниченно работоспособном состоянии (т.1 л. д. 17, 19, 23),
Поскольку администрация города Перми является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования, выступает учредителем в отношении МАОУ «Детский сад № 103» г. Перми, непосредственно управляет имуществом, находящимся в муниципальной собственности МО «Город Пермь», возложение на администрацию города Перми обязанности по обеспечению финансирования названных мероприятий не противоречит действующему законодательству и соответствует компетенции администрации города Перми.
Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены или изменения решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 1 июля 2021года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования город Пермь в лице администрации города Перми оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи