Гражданское дело № 2-793/18
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2018 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Владимировой А.А.,
при секретаре Шергиной В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Данилова И.С. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования по Удмуртской Республике, Министерству финансов УР о взыскании единовременной компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился истец с иском к ответчикам Министерству здравоохранения УР (далее – Минздрав УР), Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования по УР (далее - ТФОМС), Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Министерству финансов УР (Минфин УР) о взыскании единовременной компенсационной выплаты. В обоснование исковых требований указано, что <дата> между Даниловым И.С., заключившим трудовой договор № от <дата>. с БУЗ УР «Киясовская РБ МЗ УР», и Министерством здравоохранения УР заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной ч.12.1 ст.51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» в размере 1000000 рублей.
В соответствии с п.8 договора и ч.12.1 ст.51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», финансовое обеспечение одновременной выплаты осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету ТФОМС УР из бюджета ФФОМС и средств бюджета УР в соотношении 60 и 40 процентов соответственно.
Подпунктом 1 пункта 2 договора установлена обязанность МЗ УР предоставить истцу компенсационную выплату в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора. Истец должен был получить выплату в срок до <дата>. В рамках указанного договора средства на счет Данилова И.С. не поступали, что является нарушением условий договора и действующего законодательства.
Просит взыскать с Минздрава УР в пользу Данилова И.С. единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 рублей, за счет средств ФФОМС и средств бюджета УР в соотношении 60 и 40 процентов соответственно.
Взыскать с ответчиков за счет соответствующих бюджетов в пользу Данилова И.С. расходы по оплате госпошлины в размере 13200 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 рублей.
Определением суда от <дата>. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено БУЗ УР «Киясовская РБМЗ УР».
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, просит также взыскать с Министерства здравоохранения за счет средств бюджета УР проценты в сумме 6234,24 руб., рассчитанные по ст.395 ГК РФ на сумму долга в размере 1000000 рублей за период просрочки с <дата>. по <дата>., исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, расходы на уплату госпошлины исходя из суммы новых исковых требований, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.
Определением суда от <дата>. прекращено производство по делу в части требований Данилова И.С. о взыскании процентов в соответствии со ст.395 ГК РФ в размере 6234,24 рубля, в связи с отказом от иска.
Истец Данилов И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, представил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель истца Мерзлякова Н.Н., действующая на основании доверенности, представила в суд ходатайство, согласно которого требования о взыскании 1000000 рублей истец не поддерживает в связи с добровольной выплатой. Требования о взыскании судебных издержек поддерживает в полном объеме. В судебном заседании пояснила, что Министерство здравоохранения УР основной ответчик и Министерство финансов УР его финансирует. Ответчик должен был исполнить свое обязательство в срок до <дата>. Так как на начало <дата> года не были исполнены данные обязательства, истец, являясь сотрудником Министерства здравоохранения УР подал иск. Ответчик просрочил исполнение своих обязательств. Истец был вынужден обратиться в суд с иском за защитой своего нарушенного права. Истец является медицинским работником, не обладает специальными познаниями, был вынужден обратиться за юридической помощью к представителю. Истец понес расходы 15000 руб. Просят взыскать с ответчиков судебные расходы в полном объеме.
Представитель ответчика ТФОМС УР Лютина Л.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. ТФОМС УР считает себя ненадлежащим ответчиком, так как не является стороной по договору. Свои обязанности они выполнили, <дата>. направили заявку в Федеральный фонд, при получении денежных средств направили в Министерство здравоохранения. Обязательства из договора вытекают в отношении Министерства здравоохранения УР, которое и является надлежащим ответчиком. Заявка подается в установленном порядке. Не они решают когда ее подавать. Они с ней работают после того, как она приходит из Минздрава УР на согласование. Срок рассмотрения от них не зависит.
Представитель ответчика ФФОМС в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Представил в суд отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в соответствии с действующим законодательством финансирование единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в <дата> осуществлялась за счет трансфертов из Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и средств бюджетов субъектов РФ в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Как следует из искового заявления, трудовой договор был заключен между медицинским учреждением и истцом <дата>., договор о предоставлении компенсационной выплаты с Минздравом УР был заключен истцом <дата>.
В соответствии с ч.12.4 ст.51 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» предоставление трансфертов возможно только при предоставлении отчетности по форме и в порядке, установленном Федеральным фондом. <дата>. в ФФОМС поступила заявка на получение трансфертов на единовременную компенсационную выплату, в том числе в отношении Данилова И.С. Платежным поручением от <дата>. № ФФОМС перечислил ТФОМС УР трансферт для последующего осуществления единовременной компенсационной выплаты Данилову И.С. Просят в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов УР в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представили в суд пояснения по иску, в котором указали, что Министерство финансов УР по данному делу является ненадлежащим ответчиком. В соответствии с Положением о министерстве финансов УР, утвержденным постановлением Правительства УР от 22.12.2014г. №522 в полномочия Министерства финансов УР не входит предоставление компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, работающих в сельских населенных пунктах, исполнительным органом в данном случае является Министерство здравоохранения УР- главный распорядитель бюджетных средств.
Кроме того, денежные средства по данным выплатам должны поступить из ФФОМС.
Согласно исполнению бюджета за <дата> по расходам на вышеуказанные компенсационные выплаты, Министерству здравоохранения УР лимиты на указанные расходы Министерством финансов УР доведены в полном объеме.
Считают судебные издержки завышенными. Просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика Минздрава УР в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена. Представила в суд ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном ходатайстве указала, что заявленные исковые требования Министерство здравоохранения УР не признает. Платежным поручением от <дата>. Данилову И.С. было перечислено 400000 руб., платежным поручением от <дата>. – 600000 руб. Денежные средства были перечислены после доведения до Министерства здравоохранения УР из бюджета УР и бюджета ФФОМС лимитов бюджетных обязательств. Таким образом, обязательства Министерства здравоохранения УР перед Даниловым И.С. исполнены в полном объеме.
Представитель третьего лица БУЗ УР «Киясовская РБМЗ УР» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав и проанализировав материалы гражданского дела, представленные сторонами доказательства, письменные возражения, суд установил следующие существенные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Судом установлено, что <дата> между БУЗ УР «Киясовская районная больница МЗ УР» (работодатель) и Даниловым И.С. (работник), заключен трудовой договор №, согласно которого Данилов И.С. принят на должность врача- анестезиолога-реаниматолога.
<дата> между Даниловым И.С. (медицинский работник) и Министерством здравоохранения УР (Министерство) был заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, предусмотренной ч.12.1 ст.51 Федерального Закона №326-ФЗ от 29.11.2010г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ».
По условиям договора Министерство обязалось предоставить Даниловой И.С. единовременную компенсационную выплату в размере 1000000 рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора на счет, открытый работником в кредитной организации (п.1. ч.I, п.п. 1 п.2 ч.II договора).
В соответствии с частью 12.1 ст.51 Федерального Закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» финансовое обеспечение выплаты осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год», федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», и средств бюджета Удмуртской Республики в соответствии с Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год», Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в соотношении 60 и 40 процентов соответственно (п.8. ч. V. договора).
<дата> Минздравом УР при согласовании с ТФОМС по УР оформлена заявка на получение иных межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам, в данную заявку включен, в том числе и Данилов И.С., заявка направлена в ФФОМС <дата>. Данные обстоятельства подтверждаются копией заявки и сопроводительного письма № от <дата>.
ФФОМС перечислил денежные средства (межбюджетные трансферты) в ТФОМС Удмуртской Республики.
ТФОМС УР перечислил межбюджетные трансферты на единые компенсационные выплаты медработникам согласно ч.12.1 ст.51 ФЗ №326-ФЗ от 29.11.2010г., на счет Министерства здравоохранения УР, что подтверждается платежным поручением № от <дата>
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона №323-ФЗ от <дата> «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона №326-ФЗ от 29.11.2010г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, далее – Закон №326-ФЗ) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 51 Закона №326-ФЗ, иные межбюджетные трансферты, предусмотренные частью 12.1 настоящей статьи, предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих: 1) предоставление медицинским работникам (в том числе указанным в части 12.1 настоящей статьи), имеющим высшее медицинское образование или среднее медицинское образование, работающим в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа и (или) переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта, жилого помещения, и (или) земельного участка для жилищного строительства, и (или) компенсации части процентной ставки по кредитам, предоставляемым на приобретение жилья, и (или) иных мер социальной поддержки; 2) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и территориального фонда ежемесячно представлять в Федеральный фонд заявки на получение иных межбюджетных трансфертов, предусмотренных частью 12.1 настоящей статьи, по форме, установленной Федеральным фондом; 3) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий: а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения; б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 рабочих дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду; г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта; 4) установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществлять контроль за соблюдением установленных настоящей статьей условий для осуществления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам.
В силу положений 307, 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из договора и подлежат исполнению в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона и других нормативных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерством здравоохранения УР и Даниловым И.С. соблюдены все условия для осуществления единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику. <дата>. между Даниловым И.С. и БУЗ УР «Киясовская РБ МЗ УР» заключен трудовой договор на неопределенный срок, по условиям которого истец принят на должность врача анестезиолога-реаниматолога. <дата>. между Минздравом УР и Даниловой И.С. заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей. Согласно п.п.1 п.2 договора Минздрав УР обязался осуществить выплату в течение 30 рабочих дней со дня его заключения, то есть до <дата>.
В указанный период времени обязательства Министерством здравоохранения УР не были исполнены.
На основании изложенных норм, суд приходит к выводу, что обязательства, принятые на себя сторонами договора, согласно ст.ст. 309, 310 ГК РФ, должны исполняться надлежащим образом.
Исковое заявление подано истцом <дата>.
Как установлено в судебном заседании, на момент рассмотрения дела по существу, единовременная компенсационная выплата медицинскому работнику в размере 1000000 рублей Данилову И.С. выплачена, что подтверждается копией платежного поручения № от <дата>. на сумму 400000 руб., копией платежного поручения № от <дата>. на сумму 600000 рублей.
Так как требования истца о взыскании с ответчика единовременной компенсационной выплаты в размере 1000000 рублей исполнено в добровольном порядке после подачи иска в суд, суд отказывает в удовлетворении данных требований истца.
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики.
При этом Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» является нормативным актом прямого действия и применяется непосредственно на всей территории Российской Федерации.
Отсутствие финансирования с правовой точки зрения само по себе не может означать фактического лишения медицинских работников с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, права на предоставление компенсационных выплат, предусмотренных указанным Федеральным законом, и рассматриваться в качестве отлагательного условия для исполнения вступившего в силу закона.
Суд не соглашается с доводами возражений ответчиков о том, что поскольку сторонами договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты являются орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Министерство здравоохранения УР - и медицинский работник –Данилов И.С., то Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не может быть признан надлежащим ответчиком по делу, ввиду следующего.
В силу части 12.1 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Таким образом, из содержания указанной нормы следует, что финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам стоит в прямой зависимости от бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, следовательно, данный орган обоснованно привлечен в качестве ответчика по делу.
При этом, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования по Удмуртской Республике, Министерство финансов УР являются ненадлежащими ответчика по делу.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела
В соответствии с ч.1 ст.101 ГПК РФ, в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика.
Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец просит взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15000 рублей, в обоснование представив: договор на оказание юридических услуг от <дата>. между Даниловым И.С.(заказчик) и Мерзляковой Н.Н. (исполнитель); расписку в получении денежных средств по договору от <дата>. в размере 15000 руб.
Суд, учитывая объем и характер услуг представителя истца, степень сложности гражданского дела, время участия представителя в судебных процессах, считает, что с ответчиков в пользу истца в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя необходимо взыскать 10000 рублей.
Так как денежные средства должны были поступить от ФФОМС и Министерства здравоохранения УР (бюджета УР) в соотношении 60 и 40% соответственно, суд распределяет взыскание расходов на оплату услуг представителя пропорционально выполненным обязательствам, то есть с ФФОМС в пользу Данилова И.С. следует взыскать расходы на представителя в размере 6000 рублей, с Министерства здравоохранения УР в пользу Данилова И.С. следует взыскать расходы на представителя в размере 4000 руб.
Согласно ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Ответчик Минздрав по УР в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, издержки по рассмотрению дела в отношении данного ответчика относятся на счет федерального бюджета, с ответчика ФФОМС в соответствии со ст.98 ГПК РФ необходимо взыскать государственную пошлину: в пользу истца в размере 7920 рублей. Также истцу необходимо выдать справку на возврат из бюджета уплаченной госпошлины в размере 5280 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Данилова И.С. к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, Федеральному Фонду обязательного медицинского страхования, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования по Удмуртской Республике, Министерству финансов УР о взыскании единовременной компенсационной выплаты – оставить без удовлетворения.
Взыскать с Министерства здравоохранения Удмуртской Республики в пользу Данилова И.С. расходы на оплату услуг представителя в размере 4000 рублей.
Взыскать с Федерального Фонда обязательного медицинского страхования в пользу Данилова И.С. расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 7920 рублей.
Выдать Данилову И.С. справку на возврат из бюджета уплаченной госпошлины в размере 5280 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г. Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья: А.А. Владимирова