Дело № 2-1171/2022
22RS0015-01-2022-001012-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Новоалтайск 30 марта 2022 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Владимировой Е.Г,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудриной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Фишер Ю. В. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным действий, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
Фишер Ю.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о включении периодов работы в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии.
Свои требования мотивировала тем, что ДАТА истцу была назначена страховая пенсия по старости, затем выплата пенсии была приостановлена в 2020 году и вновь назначена с ДАТА. При повторном назначении страховой пенсии, из страхового стажа истца, без указания причины, было исключено часть периодов работы, а именно: с ДАТА по ДАТА в качестве зам. директора- гл. технолога хлебоприемного пункта «Заря»;с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА в качестве старшего инженера, инженера первой категории, ведущего специалиста, главного специалиста в Целиноградской лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой.Считает, что данныедействия пенсионного органа являются незаконными, в подтверждение трудового стажа для назначения пенсии ею были представлены трудовая книжка, а также архивные справки. В связи с чем, истец просила включить вышеуказанные периоды работы в стаж для назначения страховой пенсии.
Истец Фишер Ю.В., представитель истца по ходатайству Решетова О.М. в судебном заседании исковые требования полностью поддержали по тем же основаниям.
Представитель ответчика Соболева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:
В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу с п.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ«О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Частью 2 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, пункта 6 раздела II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, пункта 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР от 04.10.1991 N 190, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, признавалась и признается трудовая книжка установленного образца.
Согласно п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 4.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190, установлено, что документы, представляемые для подтверждения трудового стажа, должны быть подписаны руководителями предприятий, организаций (кадровых служб) и заверены печатью. Записи в трудовой книжке должны быть оформлены в соответствии с требованиями Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, действовавшей на момент заполнения и внесения данной записи. В том случае, если записи в трудовых книжках и других документах сделаны с отступлением от установленных правил, вопрос о возможности их принятия в качестве доказательства трудового стажа решается коллегиально органами социального обеспечения.
В спорный период времени заполнение трудовых книжек в учреждениях и организациях производилось на основании Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и в организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 N 162 и утратившей силу в связи с изданием Постановления Минтруда РФ от 10.10.2003 N 69.
Данной Инструкцией предусмотрено, что все записи в трудовой книжке производятся аккуратно, перьевой или шариковой ручкой, чернилами черного, синего или фиолетового цвета. При увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждении и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы в данном предприятии, заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров. Сведения о работнике записываются на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Фамилия, имя и отчество (полностью, без сокращения или замены имени и отчества инициалами) и дата рождения указываются на основании паспорта или свидетельства о рождении.
Согласно 2.2. Инструкции заполнение трудовой книжки впервые производится администрацией предприятия в присутствии работника не позднее недельного срока со дня приема на работу.
Пунктом 2.12. Инструкции установлено, что изменения записей в трудовых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения производятся администрацией по последнему месту работы на основании документов (паспорта, свидетельства о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и др.) и со ссылкой на номер и дату этих документов. Указанные изменения вносятся на первой странице (титульном листе) трудовой книжки. Одной чертой зачеркивается, например, прежняя фамилия или имя, отчество, дата рождения и записываются новые данные. Ссылки на соответствующие документы записываются на внутренней стороне обложки и заверяются подписью руководителя предприятия или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров.
Одним из оснований для отказа во включении периодов работы в специальный стаж истца Пенсионным органом послужили те обстоятельства, что истец работал в спорный период на территории другого государства – Республики Казахстан, в связи с чем правовое регулирование назначения пенсии указанной категории работников имеет определенные особенности.
Спорные периоды трудовой деятельности истца проходили на территории Казахстана, как до распада СССР, так и после, соответственно, к спорным правоотношениям применяются правила международного договора Российской Федерации, что не противоречит требованиям части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2002 года и действовал до 1 января 2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
13 марта 1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Киргизской Республики, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии со ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Применительно к переселенцам из государств-участников Соглашения государство, назначившее пенсию, может продолжать выплату пенсии переселившемуся пенсионеру до приобретения им права на пенсию соответствующего вида в Российской Федерации.
Как разъяснил Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении N 01-1/1-09 от 28 сентября 2009 г., осуществляя толкование содержащегося в части первой статьи 7 Соглашения термина "пенсия того же вида", полагает, что пенсия может быть отнесена к "пенсии того же вида", если законодательством государства нового места жительства пенсионера установлены такие же основания (условия) назначения данной пенсии.
Таким образом, приведенная норма ст. 7 Соглашения связывает сохранение права на пенсию в государстве нового места жительства с наличием пенсии того же вида в законодательстве государства, куда гражданин переехал на постоянное жительство.
В соответствии со статьей 10 Соглашения компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Поскольку после подписания международного договора - Соглашения от 13 марта 1992 года Киргизская Республика является самостоятельным государством, то возможность включения в страховой стаж периодов работы после 13.03.1992 может быть урегулирована только законодательными актами Российской Федерации либо международным договором.
Однако, каких-либо изменений и дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в Соглашение от 13 марта 1992 года не вносилось. Другие международные соглашения по вопросу назначения пенсии не заключались.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01.01.2002 (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Истцом в подтверждение факта работы в спорные периоды представлена трудовая книжка.
Все записи о периодах работы, не засчитанных специалистами ПФР в страховой стаж, внесены в трудовую книжку в соответствии с Инструкцией по ведению трудовых книжек надлежащим образом (записи о приеме и увольнении внесены на основании приказов, записи об увольнении заверены подписями ответственных лиц и печатями организаций) и нет оснований не доверять этим записям в трудовой книжке, которая является основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору.
Согласно таблице трудовой деятельности застрахованного лица в страховой стаж Фишер Ю.В. были включены периоды учебы и работы: с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА. Стаж для права на пенсию – 32 года 4 месяца 27 дней.
Между тем, согласно сведениям, представленным ГУ – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю от ДАТА, а также пояснениями Фишер Ю.В., в страховой стаж истца не включены следующие периоды работы: с ДАТА по ДАТА в качестве зам. директора- гл. технолога хлебоприемного пункта «Заря»;с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА в качестве старшего инженера, инженера первой категории, ведущего специалиста, главного специалиста в Целиноградской лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой.
Из трудовой книжки Фишер Ю.В. следует, что ДАТА по ДАТА она назначена зам. директора - гл. технолога хлебоприемного пункта «Заря», с ДАТА – освобождена от занимаемой должности в связи с переводом в распоряжение Целиноградского комбината хлебопродуктов. С ДАТА Фишер Ю.В. принята на должность лаборантки Целиноградского комбината хлебопродуктов, ДАТА – переведена на должность заведующей лаборатории на крупоцех, ДАТА – переведена и.о. начальника ОТХК, ДАТА – уволена, согласно поданного заявления.
ДАТА Фишер Ю.В. принята на должность ст. инженера в отдел стандартизации Целиноградской областной лаборатории за стандартами и измерительной техникой, ДАТА – переведена на должность инженера первой категории. ДАТА – переведена ведущим специалистом в Акмолинское государственное предприятие «Центр стандартизации, метрологии и сертификации», ДАТА – переведена главным специалистом Акмолинского территориального подразделения по государственному надзору Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации, ДАТА – уволена по собственному желанию.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Законом на орган Пенсионного фонда РФ возлагается обязанность дать истцу разъяснение, какие конкретные документы о периодах работы, заработной плате, обязательных пенсионных взносах он должен представить дополнительно до истечения срока рассмотрения его заявления о назначении пенсии.
Ответчик не разъяснял истцу право предоставить дополнительные документы, подтверждающие наименование работодателя, ответчиком не были самостоятельно запрошены недостающие документы, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Истцом была запрошена архивная справка о трудовой деятельности в спорный период.
Как следует из архивной справки, представленной КГУ «Государственный архив Акмолинской области» Управления культуры, архивов и документации Акмолинской области от ДАТА, в документах по личному составу Целиноградского областного производственного управления хлебопродуктов за 1969 годы имеются сведения о работнике Фишер Ю.В. Приказ от ДАТА НОМЕР: «Окончившую Джамбульский технологический институт тов. Фишер Ю.В. назначить зам. директором – главным технологом хлебоприемного пункта «Заря» с окладом по штатному расписанию с ДАТА. В документах по личному составу Астанинского филиала республиканского предприятия «Казахстанский центр стандартизации, метрологии и сертификации» Фишер Ю.В. значится в должности ст. инженера, ведущим специалистом, гл. специалистом с января 1977 года по декабрь 1978 года, с января 1990 года по декабрь 1994 года, с января 1996 года по декабрь 1998 года.
Суд приходит к выводу, что названными доказательствами подтвержден факт работы Фишер Ю.В. с ДАТА по ДАТА в качестве зам. директора- гл. технолога хлебоприемного пункта «Заря»; с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА в качестве старшего инженера, инженера первой категории, ведущего специалиста, главного специалиста в Целиноградской лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой.
Данные периоды трудовой деятельности истца подлежат включению в страховой стаж с момента назначения страховой пенсии по старости – с ДАТА.
Более того, указанные спорные периоды были уже ранее оценены пенсионным фондом и приняты для назначения пенсии. Однако в последующем выплата пенсии была приостановлена. В связи с чем оснований для невключения указанных периодов у ответчика не имелось.
В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку на момент обращения истец обладал правом на назначение пенсии в размере, соответствующем стажу работы с учетом спорных периодов, а трудовая пенсия в таком размере не была начислена истцу по вине ответчика, на основании его необоснованными действиями, то в связи с включением дополнительных периодов работы в страховой стаж, исковые требования о перерасчете пенсии подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными действия ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоалтайске и Первомайском районе Алтайского края в части невключения в страховой стаж периодов работы с ДАТА по ДАТА в качестве зам. Директора- гл. технолога хлебоприемного пункта «Заря»; с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА в качестве старшего инженера, инженера первой категории, ведущего специалиста, главного специалиста в Целиноградской лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой.
Обязать Государственное Учреждение – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Алтайскому краю включить в страховой стаж Фишер Ю. В. периодов работы: с ДАТА по ДАТА в качестве зам. Директора- гл. технолога хлебоприемного пункта «Заря»; с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА в качестве старшего инженера, инженера первой категории, ведущего специалиста, главного специалиста в Целиноградской лаборатории госнадзора за стандартами и измерительной техникой с ДАТА и произвести перерасчет пенсии.
Взыскать с Государственного Учреждения – Отделение Пенсионного Фонда РФ по Алтайскому краю в пользу Фишер Ю. В. в счет возврата оплаченной государственной пошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Председательствующий Е.Г. Владимирова