Дело №2-4644/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 сентября 2019 года г.Махачкала
Советский районный суд г.Махачкалы в составе председательствующего судьи Махатиловой П.А., при секретаре Манатилове М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ибрагимовой У.А. к Администрации МО ГО «г.Махачкала» об установлении факта владения имуществом и признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Ибрагимова У.А. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «г.Махачкала» об установлении факта владения имуществом и признании права собственности, в обосновании иска указывая, что ее супругу Ибрагимову МА, принадлежал земельный участок общей площадью 800 кв.м. по адресу: <адрес>, на указанном участке супругом Ибрагимовым М.А. еще при жизни было построено домовладение площадью 311 кв.м., в котором проживала их семья. Однако право собственности ни на земельный участок, ни на дом в установленном законом порядке за супругом не было зарегистрировано, ввиду незнания ими правовых последствий. Он ограничился получением технического паспорта и домовой книги в БТИ <адрес>. Ее супруг Ибрагимов М.А. ДД.ММ.ГГГГ скончался. Факт смерти подтверждается свидетельством о смерти серии П-БД № от ДД.ММ.ГГГГ. На дату открытия наследства она является единственным наследником по закону первой очереди. Завещание Ибрагимовым М.А. не составил. После смерти ее супруга открылось указанное выше наследство. В начале мая 2019 г. она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Нотариус в выдаче свидетельства о праве на наследство на земельный участок и дом ей отказал, в связи с отсутствием зарегистрированного права на дом и участок в ЕГРН, предложил ей обратиться в суд с заявлением для включения имущества в виде земельного участка и жилого дома в состав наследства и признания права собственности. Земельный участок, на котором ее супругом возведен жилой дом находится в зоне индивидуального жилищного строительства, никаких претензий от органов власти на протяжении более 47 лет относительно права на земельный участок и домовладения не предъявляли. Напротив, решением горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ разрешили регистрацию первых членов семьи в указанном выше доме. Земельный участок Ибрагимову М. был предоставлен в собственность, на праве собственности ему принадлежало возведенное им на участке строение под литером «А» площадью 311,3 кв.м. Факт принадлежности ее супругу Ибрагимову М. строения и земельного участка на праве собственности подтверждается квитанциями об оплате коммунальных услуг, земельного налога, технической документацией и т.д.
В судебном заседании Ибрагимова У.А. поддержала исковые требования и просила удовлетворить, установить факт владения и пользования на праве собственности Ибрагимовым МА, умершим ДД.ММ.ГГГГ земельным участком и домовладением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 311,3 кв.м., признать наследственным имуществом и признать за ней, Ибрагимовой УА, право собственности на земельный участок и домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 311,3 кв.м. в порядке наследования по закону.
Ответчик будучи извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в зал суда не явился.
Нотариус Ахмедов М.У., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в зал суда не явился.
Выслушав истца, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из технического паспорта на жилой <адрес> пос Тарки следует, что юридические документы на дом отсутствуют, пользователем является Ибрагимов М.А.
Согласно Заключения филиала по РД АО «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ домостроение № в <адрес> возведено Ибрагимовым М.А. в ДД.ММ.ГГГГ г. самовольно. Площадь земельного участка 800 кв.м.
В судебном заседании Ибрагимова У. пояснила, что земельный участок под строением ее мужу не предоставлялся и каких либо документов на земельный участок и строение не имеется.
Согласно ст.222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на то необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии с п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Строение № в <адрес> является самовольным, расположено на земельном участке, который наследодателю в установленном порядке не предоставлялся. Объект недвижимости возведен в отсутствие разрешительных документов, в связи с чем не может быть включен в наследственную массу и как следствие перейти в собственность истца в порядке наследования.
Право собственности на земельный участок также не может быть признано за истцом в порядке наследования, поскольку наследодателю при жизни земельный участок не предоставлялся
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Между тем, как установлено судом наследодатель не имел государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю.
Заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению, поскольку наследодатель при жизни не предпринял меры к легализации самовольного строения и самовольно захваченного земельного участка в связи с чем основания для их включения в наследственную массу отсутствуют.
Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе дела об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом.
Суд признает, что установление факта владения самовольным строением и земельным участком без юридических документов наследодателем Ибрагимовым М.А. не порождает для заявителя правовых последствий в связи с чем в удовлетворении требования об установлении юридического факта владения также следует отказать.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-198, Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ибрагимовой УА к Администрации МО ГО «г.Махачкала» об установлении факта владения строением и земельным участком, признании права собственности на земельный участок и домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 311,3 кв.м., в порядке наследования по закону - отказать.
Мотивированное решение составлено 10 сентября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья П.А. Махатилова
Отпечатано в совещательной комнате.