Председательствующий по делусудья Помулева Н.А. | Дело № 33-1790/2023(дело в суде первой инстанции № 2-68/2023)УИД 75RS0029-01-2022-002169-73 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Казакевич Ю.А.,
судей Подшиваловой Н.С., Радюк С.Ю.,
при секретаре Вашуриной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 8 июня 2023 г. гражданское дело по иску заместителя прокурора Нерчинского района в интересах Бобришева А. Ю., Лесковой Л. В., Лесковой Л. В., Бобришева К. А., Б., Б. к администрации городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплат на приобретение жилого помещения, возложении обязанностей включить в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, произвести выплату на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Лыткиной А.С.
на решение Нерчинского районного суда Забайкальского края от 13 февраля 2023 г., которым постановлено:
«Иск прокурора Нерчинского района в порядке ст. 45 ГПАК РФ в интересах Бобришева А. Ю., Лесковой Л. В., Лесковой Л. В., Бобришева К. А., Б., Б. к администрации городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплат на приобретение жилого помещения, обязании включить в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат на приобретение жилого помещения, обязании произвести выплату на приобретение жилого помещения – удовлетворить.
Признать за Бобришевым А. Ю., <Дата> г.р. (ИНН №), Лесковой Л. В., <Дата> г.р. (ИНН №), Лесковой Л. В., <Дата> г.р. (ИНН №), Бобришевым К. А. <Дата> г.р. (ИНН №), Б., Б.) право на получение выплат на приобретение жилого помещения.
Обязать администрацию городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» включить Бобришева А. Ю., <Дата> г.р. (ИНН №), Лескову Л. В., <Дата> г.р. (ИНН №), Лескову Л. В., <Дата> г.р. (ИНН №), Бобришева К. А., <Дата> г.р. (ИНН №), Б., Б. в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат на приобретение жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести Бобришеву А. Ю., <Дата> г.р. (ИНН №), Лесковой Л. В., <Дата> г.р. (ИНН №), Лесковой Л. В., <Дата> г.р. (ИНН №), Бобришеву К. А. <Дата> г.р. (ИНН №), Б., Б. выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) пресечения террористических актов правомерными действиями».
Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Нерчинского района в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском в интересах Бобришева А.Ю., Бобришевой Т.М., Лесковой Л.В., Лесковой Л.В., Бобришева К.А., Б., Б., в обоснование которого указал, что истцы постоянно проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве собственности истцу Бобришеву А.Ю. В связи с подтоплением жилых домов подземными водами (разлив подземного рудника) в феврале 2022 г. на территории муниципального района «Нерчинский район» введен режим чрезвычайной ситуации. 9 марта 2022 г. вышеуказанное жилое помещение попало в зону подтопления. Заключением межведомственной комиссии от 12 мая 2022 г. жилой дом признан аварийным. Вместе с тем, истцы в соответствующий список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, включены не были. С учетом уточнений, прокурор просил суд признать за истцами Бобришевым А.Ю., Лесковой Л.В., Лесковой Л.В., Бобришевым К.А., Б., Б.. право на получение выплат на приобретение жилого помещения, обязать администрацию городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» включить истцов в список граждан, лишившихся жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат на приобретение жилого помещения, обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести истцам соответствующие выплаты в соответствии с постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 (л.д. 4-5, 102-103).
Определением суда от <Дата> произведена замена ненадлежащего ответчика администрации муниципального района «<адрес>» <адрес> на надлежащего – администрацию городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края (л.д. 107-108).
Определением суда от 13 февраля 2023 г. производство по делу в части требований, заявленных прокурором в интересах Бобришевой Т.М., прекращено в связи с заявленным отказом от исковых требований в указанной части (л.д. 135-138).
Решением Нерчинского районного суда Забайкальского края от 13 февраля 2023 г. иск прокурора удовлетворен (л.д.139-147).
С постановленным решением не согласился ответчик Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, в апелляционной жалобе представитель по доверенности Лыткина А.С. ставит вопрос о его отмене. В обоснование доводов жалобы указывает, что протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 марта 2022 г. № 1 принято решении отнести обстановку, обусловленную паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в мае-августе 2021 г. на территориях Забайкальского края, а также наледными явлениями в ноябре – декабре 2021 г. на территории, в том числе Нерчинского района, к чрезвычайной ситуации федерального характера. Между тем, обстановка, сложившаяся в результате выхода грунтовых вод и образования наледных явлений с января по май 2022 года на территории Забайкальского края не отнесена к чрезвычайным ситуациям федерального характера, что подтверждается письмом МЧС России от 09.06.2022. В связи с указанным, оказать истцам заявленную меру социальной поддержки в соответствии с Правилами № 362 от 14.09.2021 не представляется возможным. Режим чрезвычайной ситуации в данном случае был введен постановлением администрации муниципального района, чрезвычайная ситуации имела местное значение (л.д. 155-156).
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокурора Нерчинского района Дашинимаев Б.М. просит решение суда оставить без изменения, указывая на необоснованность приведенных в жалобе доводов (л.д. 196).
Истцы Бобришев А.Ю., Лескова Л.В., Лескова Л.В., Бобришев К.А., Б., Б.., представители ответчиков администрации городского поселения «Приисковское» муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края, Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела не заявили.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя процессуального истца Казанцеву Л.И., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Согласно части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера определены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Действие данного Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (статья 1 Федерального закона № 68-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края от 19.02.2022 № 6 в связи со складывающейся неблагоприятной гидрологической обстановкой на территории муниципального района «Нерчинский район» и возможным подтоплением жилых домов в связи с естественным выходом подземных вод на земную поверхность (разливом подземного родника) с 19 февраля 2022 г. в границах муниципального района «Нерчинский район» введен режим чрезвычайной ситуации с установлением местного уровня реагирования (т. 1 л.д. 9-10).
Постановлением администрации муниципального района «Нерчинский район» Забайкальского края от 15.03.2022 № 13 в пункт 1 вышеназванного постановления внесены дополнения с указанием границ зоны чрезвычайной ситуации (подтопления), в которые вошло, в том числе жилое помещение № по <адрес>» (т.1 л.д. 11).
Указанное жилое помещение, как следует из материалов дела, принадлежит на праве собственности истцу Бобришеву А.Ю. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке <Дата> (т. 1 л.д. 48, 59).
Совместно с Бобришевым А.Ю. в данном жилом помещении зарегистрированы и проживают <данные изъяты> Лескова Л.В., их <данные изъяты> Б., Б.., Б., <данные изъяты>. - Лескова Л.В. (л.д. 55-56, 60, 62-63, 71, 74, 76-77).
Из материалов дела также следует, что 24 марта 2022 г. комиссией в составе главы администрации городского поселения «Приисковское», делопроизводителя и землеустроителя администрации поселения составлен акт обследования жилого дома по адресу: <адрес>, согласно которому в результате выхода подземного ключа 9 марта 2022 г. подполье жилого помещения затопило, фундамент дома дал трещину, из-под крыльца бежит вода, дом ведет, со стороны леса ушел под землю, в котельной лопнул фундамент, в помещении запах сырости, обои порвались и отошли от стен. На момент обследования жилья воды на поверхности пола не было, вода стоит в подполе на уровне нижней лаги пола и выходит через трещину лопнувшего фундамента дома. Территория приусадебного участка в наледи (т. 1 л.д. 41).
По результатам обследования, проведенного межведомственной комиссией администрации муниципального района «Нерчинский район», 12 мая 2022 г. дано заключение о непригодности указанного жилого помещения для проживания в результате чрезвычайной ситуации (т. 1 л.д. 82, 84, 85-87).
Из заключения ООО <данные изъяты>» № следует, что жилое помещение повреждено во время чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в 2022 году, вызванной подтоплением грунтовых вод и образованием наледей, состояние аварийное, степень износа в процентном соотношении 62%, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1327 от 16.10.2019 в результате выхода грунтовых вод и образованием наледных явлений 2021-2022 года относится к утраченным жилым помещениям (т. 1 л.д. 12-21).
Судом первой инстанции также установлено, что собственник жилого помещения Бобришев А.Ю. и члены его семьи Лескова Л.В., Лескова Л.В., Бобришев К.А., Б., Б.. зарегистрированы и постоянно проживают в утраченном в результате чрезвычайной ситуации жилом помещении, иных пригодных для проживания жилых помещений в собственности не имеют (л.д. 48-54, 55-56, 60, 62-63, 71, 74, 76-77).
Согласно ответу администрации муниципального района «Нерчинский район» в адрес прокурора района в июле 2022 г. администрацией в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края направлены Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации, связанной с выходом грунтовых вод, и Список семей для включения в соответствующий список. 5 октября 2022 г. поступил ответ Министерства о невозможности включения пострадавших граждан в список для предоставления мер социальной поддержки. На момент дачи ответа граждане пяти пострадавших жилых помещений переселены в свободные дома, имеющиеся на территории поселения. Две семьи в с.Калинино не расселены ввиду отсутствия свободного жилья (т. 1 л.д. 8).
На обращение в Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Бобришева А.Ю. 28 сентября 2022 г. также получен ответ об отсутствии возможности предоставления меры государственной поддержки гражданам, пострадавшим в результате выхода грунтовых вод и образования наледных явлений на территории Забайкальского края в период с января по май 2022 г., мотивированный тем, что протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 18 марта 2022 г. № 1 принято решении отнести обстановку, обусловленную паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в мае-августе 2021 г. на территориях Забайкальского края, а также наледными явлениями в ноябре – декабре 2021 г. на территории, в том числе Нерчинского района, к чрезвычайной ситуации федерального характера (т. 1 л.д. 43).
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362.
При этом, суд первой инстанции исходил из того, что истцы, как члены одной семьи постоянно проживали и были зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности одному из них, и утраченном в результате чрезвычайной ситуации, иных жилых помещений, пригодных для проживания в собственности не имеют, в связи с чем имеют право на получение такой меры социальной поддержки, как выплата на приобретение жилого помещения.
Оспаривая выводы суда, в апелляционной жалобе и дополнениях к ней ответчик Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края указывает на невозможность оказания истцам заявленной в исковом заявлении меры социальной поддержки в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362, поскольку режим чрезвычайной ситуации, в результате которой истцами было утрачено жилое помещение, был введен постановлением администрации муниципального района, сама чрезвычайная ситуация носила муниципальный характер, на которую указанное постановление не распространяет свое действие.
Вместе с тем, оснований для принятия указанных доводов и отмены постановленного решения, о чем поставлен вопрос в апелляционной жалобе ответчика, судебная коллегия не усматривает, при этом исходит из следующего.
В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как было указано выше, общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации среди прочего имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ).
Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями".
Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий (пункт 1 Правил).
Таким образом, предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета предусмотрено не только бюджетам субъектов Российской Федерации, но и бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
В Забайкальском крае отношения в области компенсаций и социальных гарантии, предоставляемых гражданам Российской Федерации, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций установлены Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362.
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (пункт 1 Правил № 362).
Оказание мер социальной поддержки осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Забайкальского края в виде иного межбюджетного трансферта (далее - трансферт) в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327 (пункт 1 Правил № 362).
Вопреки суждениям ответчика, каких-либо оговорок относительно того, что указанные Правила не применяются к отношениям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, которой присвоен муниципальный характер, данные Правила не содержат, как не содержат указания на их применение только в отношении чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального характера.
При этом, ссылка в дополнениях к апелляционной жалобе на статью 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", об обратном не свидетельствует.
В частности, согласно положениям данной статьи Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Таким образом, в данной норме идет речь о финансовом обеспечении мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а не о мерах социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций.
Нормативного правового акта, который бы по-иному регулировал вопросы возмещения ущерба, причиненного гражданам в результате чрезвычайной ситуации муниципального характера, в том числе данной конкретной чрезвычайной ситуации, в которой имуществу истцов причинен ущерб, не имеется, что следует из ответов исполняющего обязанности заместителя председателя Правительства Забайкальского края, Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, администрации муниципального района «Нерчинский район», администрации городского поселения «Приисковское», данных по запросу суда апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, суд первой инстанции при разрешении заявленных требований правомерно руководствовался положениями Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362.
При этом, пунктом 4 Правил № 362 предусмотрено, что право на получение мер социальной поддержки в виде выплат на приобретение одного или нескольких жилых помещений имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подпункт 1).
Также указанным правом обладают граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное ░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ 3).
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 ░░░░░░ № 362 ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 4 ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 16.10. 2019 № 1327, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░-░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 328 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 13 ░░░░░░░ 2023 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░, ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░░
░.░. ░░░░░