Дело № 2-4695/2024
УИД 14RS0035-01-2024-007143-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Якутск 02 августа 2024 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Новиковой Н.И., при секретаре Скрябиной В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краснова Алексея Владимировича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Республики Саха (Якутия) об установлении районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, взыскании задолженности по пенсии за выслугу лет, надбавки к пенсии за выслугу лет, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Краснов А.В. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование требований указывая на то, что проходил службу в органах прокуратуры в Республике Саха (Якутия) с 26.05.2017 по 06.07.2023. С 06.07.2023 Краснов А.В. освобожден от должности ___), уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2023 №. После неоднократных обращений, истцу установлена пенсия за выслугу лет с 07.07.2023 года, при этом, пенсия установлена без учета районного коэффициента. Ответчиком необоснованно не принято не внимание, что Краснов А.В. проживает в ____ Просит: возложить обязанность на прокуратуру Республики Саха (Якутия) установить Краснову А.В. выплату районного коэффициента в размере 2,0 к пенсии за выслугу лет с 06.07.2023 года; взыскать с прокуратуры Республики Саха (Якутия) в пользу Краснова А.В. невыплаченную пенсию в размере 430 651,67 рублей, в том числе: не выплаченный районный коэффициент к пенсии – 405 377,74 рублей, не выплаченная надбавка на иждивенцев к пенсии в размере 25 273,93 рублей; взыскать с прокуратуры Республики Саха (Якутия) проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 42 791,80 рублей; взыскать компенсацию морального вреда в размере 300 000 рублей.
Определением от 05.06.2024 года в качестве соответчика по данному делу привлечена Генеральная прокуратура Российской Федерации.
В судебном заседании истец Краснов А.В. не явился, направил своего представителя Смирникова А.Г.
Представитель истца Смирников А.Г. (по ордеру) исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представители ответчиков Малышев А.А., действующий на основании доверенности в интересах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратуры Республики Саха (Якутия), Холмогорова В.А., Щекалева Е.А., действующие на основании доверенностей в интересах прокуратуры Республики Саха (Якутия), в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились. Полагают, что Краснову А.В. пенсия за выслугу лет назначена в соответствии с действующим законодательством, оснований для установления районного коэффициента в размере 2,0 не имеется, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что истец преимущественно проживает в п. Айхал материалы дела не содержат, с заявлением о назначении надбавки к пенсии на иждивенцев, предусмотренной п. «б» ст. 17 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Краснов А.В. не обращался. Просили в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Суд, заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей (за исключением положений ч. 2 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»), с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные ст. ст. 17, 24 и 38 данного Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях» в п. Айхал Мирнинского района установлен районный коэффициент в размере 2,0.
Общий порядок выплаты пенсий установлен ст. 56 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в частности, выплата пенсий, предусмотренных данным Законом, осуществляется по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, указанных в ст. 11 данного Закона, через публичное акционерное общество «Сбербанк России» путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.
Порядок организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников, пенсионное обеспечение которых возложено на органы прокуратуры, установлен Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников, военнослужащих органов и организаций прокуратуры и членов их семей, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 04.12.2009 № 374.
Работа по пенсионному обеспечению включает в себя, в том числе своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию выплаты пенсий.
Из материалов дела установлено, что истец Краснов А.В. проходил службу в органах прокуратуры в Республике Саха (Якутия) в период с 26.05.2017 по 06.07.2023.
С 06.07.2023 Краснов А.В. освобожден от должности ___), уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию за выслугу лет на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 03.07.2023 №
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что истцу установлена пенсия за выслугу лет с 07.07.2023 года без учета районного коэффициента.
Согласно заключению № о назначении пенсии за выслугу лет размер ежемесячных выплат Краснова А.В. составил 40 408,76 рублей.
Согласно заключению № о перерасчете размера пенсии сумма пенсии Краснова А.В. составила 44 710,78 рублей.
На момент подачи заявления об увольнении и назначении пенсии Краснов А.В. был зарегистрирован в служебном жилом помещении по адресу: ____. Краснов А.В. и члены его семьи были зарегистрированы по указанному адресу в период с 28.08.2018 по 13.11.2023 года.
Из заявления от 02.10.2023 следует, что Краснов А.В. в период с 11.07.2023 по 23.08.2023 находился на отдыхе в ___
26.09.2023 года истец зарегистрировал право собственности на квартиру с кадастровым номером №, по адресу: ____
Истец зарегистрирован по данному адресу со 02.10.2023 года, что подтверждается материалами дела.
Согласно п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами (постановления от 24.11.1995 года N 14-П, от 04.04.1996 года N 9-П, от 15.01.1998 года N 2-П, от 02.2.1998 года N 4-П, от 30.06.2011 года N 13-П; определения от 13.07.2000 года N 185-О, от 06.10.2008 года N 619-О-П, от 13.10.2009 года N 1309-О-О и др.).
В нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено достаточных, допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что он на момент назначения пенсии и на момент рассмотрения настоящего спора фактически проживает в п. Айхал Мирнинского района Республики Саха (Якутия).
Из представленных в материалы дела сведений о передвижении Краснова А.В. авиа и железнодорожным транспортом в период с 17.07.2024 по настоящее время (составлено 14.03.2024 года) свидетельствует о том, что истец преимущественно пребывает в г___
Так, истец Краснов А.В. совершил следующие авиаперелеты:
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
Вопреки доводам стороны истца, представленные в материалы дела судебные акты, не свидетельствуют о том, что истец преимущественно проживает в ____
Напротив, сопоставление даты вынесенных итоговых судебных актов с датами перелетов истца, свидетельствует о том, что поездки на территорию Республики Саха (Якутия) были связаны с адвокатской деятельность истца, а именно представительством истцом поверенных в судебных заседаниях, поскольку после оглашения приговоров, вынесения судебных постановлений, истец сразу убывал из Республики Саха (Якутия) в ____.
Кроме того, из ответа на поступившее в Айхальское ОП ОМВД России по Мирнинскому району поручение следует, что в ходе посещения квартиры по адресу: ____, дверь никто не открыл. В ходе опроса свидетелей, проживающих в доме 8 ____, К., С., Б установлено, что в квартире № проживает мужчина по имени Алексей, которого опрошенные лица видели несколько раз в конце 2023 года и один раз в начале 2024 года.
Из письменных объяснений Б. следует, что сосед Алексей, проживающий в квартире №, сообщил, что бывает в квартире редко, просил связаться с ним в случае аварийной ситуации, оставил свой номер телефона.
Факт того, что все члены семьи Краснова А.В. переехали ____ и проживают с лета 2023 года в ____, стороной истца не оспаривается.
Вопреки доводам истца факт наличия у истца регистрации по месту жительства на территории п. Айхал Мирнинского района Республики Саха (Якутия) сам по себе не является доказательством его проживания в указанном поселке исходя из положений статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Истцом не учтено, что выплата денежного довольствия с учетом коэффициентов производится со дня прибытия сотрудника в район (местность) и прекращается со дня, следующего за днем убытия из этого района (местности).
Таким образом, специальная норма, определяет порядок применения коэффициентов к пенсиям уволенных прокурорских работников и устанавливает, что применение коэффициента прекращается со дня убытия пенсионера с района (местности). Районный коэффициент применяется к пенсии в период фактического проживания пенсионера органов внутренних дел в данном районе (местности).
Истцом не представлено достаточных допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что он с момента назначения пенсии фактически преимущественно проживает в ____
Таким образом, вопреки доводам искового заявления, нарушений прав и законных интересов Краснова А.В. не установлено, районный коэффициент к пенсии Краснова А.В. не применен ответчиком правомерно и обоснованно.
Требования истца о взыскании надбавки для неработающих пенсионеров, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, также не подлежат удовлетворению ввиду следующего.
На основании пункта "б" части 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-I к пенсии за выслугу лет, назначаемой лицам, указанным в статье 1 этого закона (в том числе исчисленной в минимальном размере), начисляется надбавка, предусмотренная для неработающих пенсионеров, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах "а", "б" и "г" части 3 статьи 29, статьях 31, 33 и 34 названного закона.
Пенсионерам, поступившим на работу или имеющим доход от занятия предпринимательской деятельностью, надбавка к пенсии, предусмотренная пунктом "б" статьи 17 не выплачивается.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть третья статьи 51 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1).
Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (часть первая статьи 54 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1).
В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 перерасчет размеров пенсий производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1).
Из материалов дела следует, что с соответствующим заявлением истец не обращался.
Судом установлено, что истцу были разъяснены правила получения надбавки к пенсии на нетрудоспособных иждивенцев, что подтверждается, в том числе письмом от 23.01.2024 года №
Учитывая, что такая надбавка положена только для неработающих пенсионеров, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, для ее получения заявителю следовало обратиться в соответствующий орган и подтвердить помимо факта наличия иждивенцев, также и то, что в определенный период он не работал, не имел дохода от занятия предпринимательской деятельностью (данная правовая позиция подтверждается определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2022 N 88-1530/2022).
Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что права и законные интересы Краснова А.В. прокуратурой Республики Саха (Якутия) не нарушены, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, включая производные, суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении иска Краснова Алексея Владимировича к Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Прокуратуре Республики Саха (Якутия) об установлении районного коэффициента к пенсии за выслугу лет, взыскании задолженности по пенсии за выслугу лет, надбавки к пенсии за выслугу лет, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.
Судья п/п Н.И. Новикова
Копия верна, судья Н.И. Новикова
Секретарь с/з В.Е. Скрябина
Решение изготовлено 09.08.2024