РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2021 г. с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-373/2021 по заявлению Администрации сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
Установил:
Администрация сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области (далее также - администрация сельского поселения) обратилась в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просила признать за сельским поселением право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества: нежилое здание (ангар) площадью 351,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что ДД.ММ.ГГГГ указанное выше нежилое здание поставлено Росреестром на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества с присвоением кадастрового номера №. Площадь нежилого здания составляет 351,7 кв.м., год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ Фактически объектом недвижимого имущества владеет сельское поселение Малячкино, иные владельцы не известны. В течение года с момента постановки спорного объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на него не заявил. Спор о праве отсутствует. Сведения о зарегистрированных правах на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствуют. В реестрах федерального имущества, имущества Самарской области и муниципальной собственности муниципального района Шигонский указанный объект недвижимого имущества не числится.
Представитель заявителя администрации сельского поселения в судебное заседание не явился, в заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные требования поддержал.
Представители заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений Самарской области, ТУ Росимущества в Самарской области, Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, КУМИ муниципального района Шигонский Самарской области в судебное заседание не явились, направив заявления о рассмотрении дела без их участия, разрешение заявленных требований оставили на усмотрение суда, возражений на них не представили.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Самарской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не уведомив о причинах неявки, возражений на заявление не представил.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заявителя и заинтересованных лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
По мнению суда, заявитель представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
В силу ч. 2 ст. 290 ГПК РФ заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом.
Согласно ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Как предусмотрено ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3).
Пунктом 1 статьи 130 ГК РФ установлено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Судом установлено, что нежилое здание (ангар), расположенное по адресу: <адрес> с кадастровым номером № площадью 351,7 кв.м., год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ является бесхозяйным и не имеет собственника.
Данное нежилое здание является объектом недвижимости. ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления администрации сельского поселения здание принято на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества. Права и обременения на него в ЕГРН не зарегистрированы. Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справок, выданных Отделом архитектуры и градостроительства Администрации муниципального района Шигонский ДД.ММ.ГГГГ и Архивным отделом Администрации муниципального района Шигонский ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что сведения о выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, проектная документация, а также сведения о владельце в отношении спорного объекта недвижимого имущества отсутствуют.
Согласно справке администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, акту обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленному инспектором по муниципальному земельному контролю муниципального района Шигонский, и заключению кадастрового инженера Кузнецова Ю.В. от ДД.ММ.ГГГГ, спорное нежилое здание располагается в границах населенного пункта <адрес>, в кадастровом квартале №, в территориальной зоне Сx1, на земельном участке площадью 644 кв.м., из земель, государственная собственность на который не разграничена, на землях производственной базы бывшего колхоза «Нива». Земельный участок под спорным зданием не сформирован и на кадастровый учет не поставлен.
Как следует из Правил землепользования и застройки сельского поселения Малячкино, в территориальной зоне Сx1 предусмотрен вид разрешенного использования ведение сельского хозяйства, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Из материалов дела следует, что предполагаемый предыдущий владелец спорного здания - колхоз «Нива» был реорганизован в СПК «Нива», который в ДД.ММ.ГГГГ был ликвидирован в связи с банкротством и исключен из ЕГРЮЛ.
В соответствии с ответом Арбитражного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ отчет конкурсного управляющего СПК «Нива» из дела о признании указанного СПК банкротом предоставить возможно в связи с уничтожением дела по истечении срока архивного хранения.
Из писем ТУ Росимущества в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, Минимущества Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, КУМИ муниципального района Шигонский от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное нежилое здание в реестре федерального имущества, реестре имущества Самарской области и реестре муниципальной собственности муниципального района Шигонский не числится.
Доводы заявителя об отсутствии собственника спорного имущества никем не оспариваются.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что указанный объект недвижимого имущества не имеет собственника.
Процедура учета недвижимого бесхозяйного имущества соблюдена, в течение года с момента постановки имущества на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, никто не заявил на него прав.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
В силу ч. 3 ст. 14 указанного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 37 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что в силу указанных положений законодательства спорное нежилое здание (ангар) может находиться в собственности сельского поселения, суд полагает необходимым признать право муниципальной собственности сельского поселения на указанный объект недвижимого имущества.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 293 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Администрации сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности сельского поселения Малячкино муниципального района Шигонский Самарской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества: нежилое здание (ангар) площадью 351,7 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю.Полянский