дело № 2-187/2020
11RS0019-01-2020-000274-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Калининой А.В., с участием помощника прокурора Удорского района Шубиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 04 сентября 2020 года гражданское дело по иску прокурора Удорского района Республики Коми к администрации муниципального образования городского поселения «Благоево» о возложении обязанности обратиться в госорганы для постановки на учет автомобильной дороги «Благоево – Нюхча» в качестве бесхозяйного имущества
установил:
прокурор, обратившись в суд, указал, что на основании поступившей из ОМВД России по Удорскому району информации проведена проверка, по результатам которой выявлены факты нарушения законодательства в сфере принятия на учет недвижимого имущества и обеспечения безопасности дорожного движения. Установлено, что в ходе обследования автомобильной дороги «Благоево – Нюхча» (в пределах муниципального района «Удорский») протяженностью 29,7 км от автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «Усогорск - Благоево – Чупрово» установлено, что автодорога берет свое начало от автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «Усогорск – Благоево - Чупрово» 69 км. + 918 м., проходит до границы Удорского района Республики Коми с Архангельской областью. Данный объект транспортной инфраструктуры расположен в пределах городского поселения «Благоево» муниципального района «Удорский», используется для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, имеет структурные элементы объекта дорожного хозяйства - проезжую часть, асфальтобетонное дорожное покрытие проезжей части, в последствии переходящее в грунтовый тип покрытия, имеет искусственные дорожные сооружения (мосты в деревянном и в железобетонном исполнении), т.е. отвечает признакам дороги, установленными в соответствии с требованиями п. 1 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ и в силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ относится к категории автомобильных дорог общего пользования. Вместе с тем, проверкой установлено, что указанная автомобильная дорога в реестр муниципального имущества городского поселения «Благоево» не включена, право муниципальной собственности на указанную дорогу не зарегистрировано, в реестре муниципальной собственности отсутствует. К автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данная дорога не отнесена и не является частной автомобильной дорогой. В связи с этим, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Благоево» обратиться в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением и необходимыми документами для постановки автомобильной дороги «Благоево – Нюхча» протяженностью 29,7 км на государственный учет в качестве бесхозяйного имущества.
В судебном заседании прокурор доводы и требования искового заявления поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.
Ответчик – администрация ГП «Благоево» в лице руководителя администрации ГП «Благоево» Клюенко О.М., в судебном заседании с исковыми требованиями согласился в полном объеме.
Третьи лица Министерство строительства дорожного хозяйства Республики Коми и Управление Росреестра по <адрес>, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, представили заявления, согласно которым просили рассмотреть дело без участия их представителей.
Выслушав доводы прокурора, мнение представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Статьей 225 Гражданского кодекса РФ установлено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение закреплено в статье 5 Устава муниципального образования городского поселения «Благоево».
На основании статьи 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ), определяющего правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, относит к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в границах поселения.
В соответствии с п.п. 1,6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В свою очередь, дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.Согласно ч. 9 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, на территории муниципального образования ГП «Благоево» имеются следующие автомобильные дороги «Благоево – Нюхча» (в пределах муниципального района «Удорский») протяженностью 29,7 км от автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «Усогорск - Благоево – Чупрово» установлено, что автодорога берет свое начало от автомобильной дороги общего пользования республиканского значения «Усогорск – Благоево - Чупрово» 69 км. + 918 м., проходит до границы Удорского района Республики Коми с Архангельской областью.
Данный объект транспортной инфраструктуры расположен в пределах городского поселения «Благоево» муниципального района «Удорский», используется для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, имеет структурные элементы объекта дорожного хозяйства - проезжую часть, асфальтобетонное дорожное покрытие проезжей части, в последствии переходящее в грунтовый тип покрытия, имеет искусственные дорожные сооружения (мосты в деревянном и в железобетонном исполнении), т.е. отвечает признакам дороги, установленными в соответствии с требованиями п. 1 ст.3 Федерального закона № 257-ФЗ и в силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ относится к категории автомобильных дорог общего пользования.
Вместе с тем, проверкой установлено, что указанная автомобильная дорога в реестр муниципального имущества городского поселения «Благоево» не включена, право муниципальной собственности на указанную дорогу не зарегистрировано, в реестре муниципальной собственности отсутствует.
К автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данная дорога не отнесена и не является частной автомобильной дорогой.
Частью 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ определено понятие бесхозяйной вещи, которой является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.
Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с положениями ст.ст. 130 и 225 Гражданского кодекса РФ данный объект транспортной инфраструктуры представляет собой бесхозяйное недвижимое имущество.
Данный факт подтверждается сведениями Министерства строительства дорожного хозяйства Республики Коми и Управлением автомобильных дорог Республики Коми.
Актом осмотра автомобильной дороги под условным наименованием «Благоево-Нюхча» от автомобильной дороги общего Республиканского значения «Усогорск-Благоево-Чупрово» на территории Удорского района Республики Коми, а также технических средств организации дорожного значения, объектов дорожного и придорожного сервиса, дорожных и инженерных сооружений на ней с целью проверки их эксплуатационного состояния выявлено, что исследуемый участок, протяженностью 29 километров + 700 метров автомобильной дороги под условным наименованием «Благоево - Нюхча» от автомобильной дороги общего пользования Республиканского значения «Усогорск - Благоево - Чупрово», расположенных на территории Удорского района Республики Коми является объектом транспортной инфраструктуры, используемый неограниченным кругом лиц, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, на основании изложенного в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится к категории – автомобильная дорога общего пользования.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования ГП «Благоево», выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – автомобильной дороги «Благоево – Нюхча» влечет невозможность обеспечения сохранности указанной автомобильной дороги, а также обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения.
Бездействие ответчика нарушает права и законные интересы граждан, права на жизнь, охрану здоровья может привести к тяжким последствиям, в том числе к аварийным ситуациям, дорожно-транспортным происшествиям с причинением вреда здоровью граждан, что является недопустимым.
С учетом установленных обстоятельств, и исследованных материалов дела, принимая во внимание, что ответчиком выявленные нарушения не устранены, а также признание иска, суд, оценив все доказательства по делу, пришел к выводу, что требования прокурора основаны на законе, обоснованны, и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░ – ░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░ – ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░ 29, 7 ░░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 18 ░░░░░ 00 ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░░ 2020 ░░░░.