Дело № 2-948/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2021 год г. Балашиха
Железнодорожный городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Двуреченских С.Д., при секретаре Крупко М.В., с участием представителя истца Райковой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Межрайонной ИФНС России №20 по Московской области к Гавриловой Наталье Александровне о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ
Межрайонная ИФНС России №20 по Московской области обратилась в суд с названным иском указав, что Гаврилова Наталья Александровна, ИНН № от 25.11.20.2019г. представила в Межрайонную ИФНС России №20 по Московской области налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2016г.,2017г. и 2018г. В декларации 3-НДФЛ за 2016г. заявлен социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за медицинские услуги в размере 110080руб., и в сумме, уплаченной за дорогостоящее лечение в размере 426840руб. В декларации 3-НДФЛ за 2017г. заявлен социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за медицинские услуги в размере 105950руб., и в сумме, уплаченной по дорогостоящему лечению в размере 556900руб. В декларации 3-НДФЛ за 2018г. заявлен социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной за медицинские услуги в размере 111940руб., и в сумме, уплаченной по дорогостоящему лечению в размере 575990руб. Сумма к возврату по декларации за 2016г. составила -69799руб., за 2017г. - 86170руб., за 2018г. - 89431руб. 17.12.2019г. Гавриловой Н.А. были предоставлены заявления № о предоставлении социального налогового вычета подлежащего возврату из бюджета за 2016, 2017, 2018 г.г. в размере 245 400 руб., в связи с расходами по дорогостоящему лечению. Возврат денежных средств в размере - 69799руб. за 2016г., за 2017г. - 86170руб., за 2018г. - 89431руб. произведен 19.12.2019 г. на лицевой счет налогоплательщика. В подтверждение права на социальный налоговый вычет ответчик предоставил в Инспекцию справки от 23.10.2019 года по форме 2 НДФЛ за 2016, 2017, 2018 г, копии договоров: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от 17.01.2016, № от 02.03.2017, № от 26.03.2017, № от 20.05.2018, № от 13.06.2018 года на предоставление медицинских услуг, справки от 28.01.2016 года №, № от 23.06.2016, № от 14.03.2017, № от 18.08.2017, № от. 29.05.2018, № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате медицинских услуг, копии лицензии № ЛO-50-01-001564 от 20.01.2010 года на осуществление медицинской деятельности ООО «Профи Дент», квитанции №, №. Расходы на оплату дорогостоящего стоматологического лечения, в частности на имплантацию зубных протезов, включаются в состав социального налогового вычета в полной сумме. На основании вышеизложенного Межрайонной ИФНС России №20 по Московской области были приняты решения о возврате сумм излишне уплаченного налога из бюджета в размере 254 202 руб. Из представленных в налоговый орган документов следует, что данный налогоплательщик заключил договор об оказании стоматологического лечения с применением дентальных имплантатов с ООО «Профи Дент», однако при анализе Инспекцией информационного электронного сервиса Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения было выявлено, что разрешение на оказание дорогостоящих хирургических услуг и имплантологии у ООО «Профи Дент» отсутствовало. Согласно протоколу допроса, сотрудник ООО «Профи Дент» ФИО6 работал с 2002-2017 гг. терапевтом-стоматологом и дорогостоящих хирургических услуг по имплантологии данный сотрудник не оказывал, с сентября 2017г. уволен. Со слов ФИО6 (протокол допроса) - ортопед ФИО7 в организации ООО «Профи Дент» не работал и дорогостоящих услуг, а именно ортопедии и имплантологии не оказывал. Организация ООО «Профи Дент» справки по форме 2-НДФЛ за ФИО7 не представляла. Согласно банковским выпискам последнее перечисление денежных средств ООО «Профи Дент» за первое полугодие 2018 г. В 2018-2019 гг. перечисление денежных средств ООО «Профи Дент» отсутствовало. Регистрирующим органом Межрайонной ИФНС России № по <адрес> 11.09.2019г. в отношении ООО "ПРОФИ ДЕНТ", ИНН № принято решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего ЮЛ (ГРН №) на основании справок № от 30.08.2019 об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения по банковским счетам, № 30.08.2019 о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности. Договор «Об оказании стоматологического лечения с применением дентальных имплантатов» о предоставлении платных стоматологических услуг также составлен с нарушениями. На основании имеющихся протоколов допроса сотрудников ООО «Профи Дент» в бланках строгой отчетности (платежных документах) подпись ФИО2 не соответствует действительности. В связи с вышеизложенным, социальный налоговый вычет Гавриловой Н.А. заявлен неправомерно и его получение рассматривается как неосновательное обогащение.
Просит суд взыскать с Гавриловой Н.А. в свою пользу задолженность по налогу на доходы.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении требований настаивал, доводы изложенные в иске подтвердил, пояснил что взысканию подлежат неосновательно приобретённые денежные средства в сумме 245 400 рублей.
Ответчик Гаврилова Н.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещен, о чем свидетельствует, в соответствии со ст. 165.1 ГК РФ, возврат конверта по причине истечения срока хранения.
В соответствии с п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ответчик является извещенным о месте и времени рассмотрения дела, не явившимся в судебное заседание и не сообщившим о причинах своей неявки, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
3-е лицо ООО «Профи Дент» в судебное заседание своего представителя не направило, извещалось по последнему известному адресу местонахождения.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 219 НК РФ социальный налоговый вычет на лечение может получить физическое лицо, оплатившее медицинские услуги, оказанные ему самому.
На основании в абз. 5 пп.З п. 1 ст. 219 НК РФ для подтверждения права на социальный налоговый вычет требуются копии платежных документов об оплате лечения, лекарств -кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, банковские выписки о безналичном перечислении денег.
При оплате лечения так же необходимо предоставить копию договора на оказание медицинских услуг; копию лицензии медицинской организации; оригинал справки медицинской организации об оплате медицинских услуг.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ; Перечню, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 «Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» о предоставлении социального вычета по НДФЛ по расходам на лечение для получения социального вычета в части расходов на оплату медицинских услуг необходимо, чтобы оплаченное лечение входило в установленные перечни медицинских услуг или дорогостоящих видов лечения. При этом принятие решений об отнесении тех или иных видов услуг по лечению, предоставленных налогоплательщику медицинским учреждением, к конкретным видам лечения, включенным или не включенным в указанные Перечни, не входит в компетенцию налоговых органов.
Вопрос об отнесении оказанных медицинских услуг к указанным Перечням решается медицинским учреждением путем указания стоимости медицинской услуги по коду 1 или дорогостоящего лечения по коду 2, оплаченных за счет средств налогоплательщика, в Справке об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы, форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.07.2001 № №
На основании абз. 5 пп. З п. 1 ст. 219 НК РФ для получения социального налогового вычета необходимо, чтобы медицинская организация, оказавшая медицинские услуги, имела российскую лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Согласно п. п. 2, 3 Перечня, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № (КПЕС 2008), утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст стоматологические услуги (лечение зубов) относятся к числу медицинских услуг, по расходам на которые можно получить социальный налоговый вычет.
Из материалов дела следует, что Гаврилова Н.А. обратилась за предоставлением социального налогового вычета подлежащего возврату из бюджета за 2016, 2017, 2018 г.г. в размере 245 400 руб., в связи с расходами по дорогостоящему лечению. Возврат денежных средств в размере - 69799руб. за 2016 г., за 2017г.- 86170руб., за 2018г. -89431руб. произведен 19.12.2019 г. на лицевой счет налогоплательщика. (л.д.65-66).
Из представленных в налоговый орган документов следует, что данный налогоплательщик заключил договор об оказании стоматологического лечения с применением дентальных имплантатов с ООО «Профи Дент», в лице генерального директора ФИО8 Согласно п. 1.1 данного договора предметом договора является проведение исполнителем - ООО «Профи Дент» диагностики и стоматологического лечения с применением дентальных имплантатов. На основании п.2.1 исполнитель обязуется провести стоматологическое лечение с опорой на дентальные имплантаты, в соответствии с планом лечения, составленным врачами: хирургом - имплантологом ФИО6 и ортопедом ФИО7 В соответствии с п. 2.2 стоматологическое лечение состоит из двух частей: а) хирургическая часть (вживление дентальных имплантатов), б) ортопедическая часть (изготовление зубных протезов с опором на дентальные имплантаты). На основании п.2.8 исполнитель устанавливает формы Xive Friadent (Германия). В п. 10 Договора «Об оказании стоматологического лечения с применением дентальных имплантатов» указан (при возникновении проблем или вопросов) номер телефона 43-30-80,43-81-00. Так как организация ООО «Профи Дент» состояла на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Московской области с 08.08.2001 г. по 09.01.2020 г., следовательно, у данной организации не могут быть номера телефонов других регионов, отличных от места постановки на учет организации. Данные номера телефонов указанные в п. 10 Договора «Об оказании стоматологического лечения с применением дентальных имплантатов» являются недействительными (л.д. 42-53).
В приложении к Лицензии № Л0-50-01-001564 от 20.01.2010г. на осуществление медицинской деятельности, представленной данными налогоплательщиками в номенклатуре работ и услуг указано: «при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: ортодонтии, стоматологии, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической, стоматологии хирургической» (л.д. 54-56), что не соответствует действительности, поскольку при анализе Инспекцией информационного электронного сервиса Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в лицензии номенклатура работ и услуг указано: «при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: ортодонтии, стоматологии, стоматологии ортопедической, стоматологии терапевтической» (л.д. 77).
Соответственно, разрешение на оказание дорогостоящих хирургических услуг и имплантологии у ООО «Профи Дент» отсутствовало.
Согласно протоколу допроса, сотрудник ООО «Профи Дент» ФИО6 работал с 2002-2017гг. терапевтом-стоматологом и дорогостоящих хирургических услуг по имплантологии данный сотрудник не оказывал, с сентября 2017г. уволен. В базе данных Инспекции имеются сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ ФИО6 за 2006-2017 гг. Со слов ФИО6 (протокол допроса) - ортопед ФИО7 в организации ООО «Профи Дент» не работал и дорогостоящих услуг, а именно ортопедии и имплантологии не оказывал. Организация ООО «Профи Дент» справки по форме 2-НДФЛ за ФИО7 не представляла. (л.д. 67-76)
Кроме того, в соответствии с п. 17 постановления Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» договор «Об оказании стоматологического лечения с применением дентальных имплантатов» о предоставлении платных стоматологических услуг составлен с нарушениями, а именно не указаны реквизиты лицензии, а также реквизиты ООО «Профи Дент».
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 24.03.2017 г. N 9-П, предоставление налогоплательщику имущественного налогового вычета, право на который предполагает безусловное соблюдение оснований, порядка и условий его получения, в нарушение предусмотренных законом требований, в частности вследствие допущенной налоговым органом ошибки, приводит к необоснованному занижению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и образованию имущественных потерь бюджета, что ставит вопрос о необходимости изъятия в бюджет соответствующих сумм, причитающихся государству в виде налога на доходы физических лиц. То обстоятельство, что налогоплательщик мог добросовестно заблуждаться относительно законности основания получения имущественного налогового вычета, а налоговый орган по тем или иным причинам не опроверг правомерность заявленных им требований, не может служить основанием для невозврата задолженности перед бюджетной системой, образовавшейся в результате неправомерного предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Исходя из вышеуказанного, получение имущественного вычета налогоплательщиком, не имеющего право на его получение, является получением необоснованной налоговой выгоды, в связи с чем, исковые требования МИФНС России № 20 по Московской области обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Иск Межрайонной ИФНС России №20 по Московской области к Гавриловой Наталье Александровне о взыскании неосновательного обогащения – удовлетворить.
Взыскать с Гавриловой Натальи Александровны в пользу Межрайонной ИФНС России №20 по Московской области неосновательное обогащение в размере 245 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.
Судья С.Д. Двуреченских
Решения в окончательной форме
изготовлено 15 апреля 2021 г.