Решение по делу № 2-1181/2016 от 22.09.2016

Дело № 2- 1181/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2016 года с. Корткерос

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Федотовой М.В.,

при секретаре Сивкове Д.Н.,

с участием представителя истцов Айдашевой Л.Н.,

представителя ответчика Андреева И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Королевой Л.Н. и Смилингиса А.с.А. к администрации сельского поселения «Корткерос», администрации муниципального района «Корткеросский» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Королева Л.Н. обратилась в суд с иском об обязании администрации сельского поселения «Корткерос» и администрации муниципального района «Корткеросский» предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населенного пункта с. Корткерос, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и находящееся в черте с. Корткерос, включив в договор социального найма в качестве членов семьи Смилингиса А.А..

Требования мотивированы тем, что истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью <...> кв.м. Кроме неё в жилом помещении проживает её муж – Смилингис А.А. С <дата> года они обращались в органы власти района, поселения с просьбой о предоставлении соответствующего жилого помещения, в чем было отказано по причине планируемого капитального района многоквартирного дома с благоустройством. В <дата> году также было направлено обращение с указанием на то, что полы провалились, окна и двери перекошены, но ответа не получили. В <дата> после обращения к ВриО Главы Республики Коми было проведено обследование дома и квартиры, по итогам которого жилое помещение признано непригодным для постоянного проживания. Однако ответчик – администрация сельского поселения «Корткерос», как наймодатель, не предпринимает никаких мер по переселению её семьи из ветхого жилья. Полагает, что состояние жилого помещения создает угрозу жизни и здоровью, получения серьезных травм, учитывая их возраст.

Определением суда от <дата> принято измененное заявление Королевой Л.Н. к администрации сельского поселения «Корткерос» и администрации муниципального района «Корткеросский» об обязании предоставить Королевой Л.Н. и Смилингису А.А. вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение на территории с. Корткерос общей площадью не менее <...> кв.м.

Определением суда от <дата> Смилингис А.А., в соответствии с поступившим уточнением иска, признан соистцом по данному гражданскому делу.

В последующем, в ходе судебного заседания <дата>, принято уточненное исковое заявление истцов с указанием верного наименования фамилии, имени и отчества соистца Смилингиса.

Истцы Королева Л.Н., Смилингис А.с.А., представитель администрации МР «Корткеросский» в суд не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Представитель истцов Айдашева Л.Н. в судебном заседании на требовании иска настаивала. Суду пояснила, что квартира истцов является аварийной и непригодной для проживания, опасна для проживания, капитальный ремонт дома не проводился и, соответственно, взамен должно быть предоставлено иное равнозначное жилое помещение, что до сих пор не исполнено.

Истец Королева Л.Н. в предыдущих судебных заседаниях на завяленных требованиях настаивала, суду пояснила, что Смилингис А.с.А. уже в <дата> году обращался в администрацию с заявлением о постановке на учет, в жилом помещении невозможно проживать.

В судебном заседании представитель ответчика Андреев И.А. с иском не согласился, пояснил, что по результатам комиссионного обследования жилое помещение истцов признано непригодным для проживания из-за плохого состояния полов. После ремонта полов жилое помещение будет пригодно для проживания. Оснований для предоставления жилья не имеется, истцы ни разу не обращались с заявлениями о проведении ремонта помещения или предоставлении жилья, о постановке на учет. Кроме того, истцы не являются малоимущими. Сам жилой дом, в котором находится квартира, аварийным и непригодным для проживания не признан. Квартиранты сами не ремонтировали жилое помещение и довели его до плохого состояния. На предложение о проведении ремонта, при наличии финансовых средств у администрации и составленной сметы, Королева и Смилингис отказались, мотивируя тем, что некуда выносить вещи.

Представитель администрации МР «Корткеросский» Мальцев В.А. в судебном заседании <дата> по иску выразил несогласие, суду пояснил, что у администрации района в настоящее время нет полномочий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма, истцы не заключали договор социального найма с администрацией района, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, на балансе администрации не состоит.

Суд, с учетом положений ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, в том числе с учетом отклонения ходатайства об отложении судебного заседания.

Суд, заслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу <дата>, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Согласно справкам администрации сельского поселения «Корткерос» от <дата> ХХХ, ХХХ, адресным справкам Отдела УФМС в Корткеросском районе от <дата> истцы зарегистрированы в муниципальной квартире по адресу: <адрес>, общая площадь которой составляет <...> кв.м. В данной квартире последние проживают на основании заключенного с администрацией сельского поселения «Корткерос» договора социального найма ХХХ от <дата>.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истцы в качестве ответчиков указали как администрацию сельского поселения «Корткерос», так и администрацию муниципального района «Корткеросский».

В соответствии с пунктом 6 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Коми от 09.12.2014 N 148-РЗ «О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми» к вопросам местного значения сельского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные вопросы местного значения сельского поселения «Корткерос» закреплены и в Уставе сельского поселения «Корткерос».

Администрация муниципального района «Корткеросский», исходя приведенных норм законодательства, не обладает полномочиями по предоставлению жилых помещений гражданам по договорам социального найма, в том числе вне очереди.

Таким образом, требование истцов, заявленное к администрации муниципального района «Корткеросский», является не правомерным, поскольку заявлено к ненадлежащему ответчику.

Учитывая полномочия сельского поселения «Корткерос» в испрашиваемой истцами части, суд также не находит оснований для удовлетворения их иска по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ, Кодекс), если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее Положение). Непригодными для проживания признаются жилые дома (жилые помещения), находящиеся в ветхом или в аварийном состоянии либо в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания. Критерии и технические условия отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных утверждаются Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. Признание жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии.

В соответствии с пунктами 42 Положения комиссия проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям, по результатам которой выносит заключение: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания, о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями, о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания.

На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, решение межведомственной комиссии о признании жилого дома (помещения) непригодным для проживания является по своей природе юридическим фактом, при наступлении которого прекращаются жилищные правоотношения пользования жилым помещением.

Из заключения от <дата> ХХХ межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Корткерос» от <дата> ХХХ, и постановления администрации сельского поселения «Корткерос» от <дата> ХХХ «Об утверждении протокола заседания межведомственной комиссии по вопросам использования жилых и нежилых помещений (домов) на территории сельского поселения «Корткерос» следует, что жилое помещение истцов (<адрес>) на основании акта межведомственной комиссии от <дата> ХХХ признано непригодным к постоянному проживанию по п. 33 Положения.

Представителем ответчика факт принятия указанных актов по результатам работы межведомственной комиссии не оспаривался, как и заключение комиссии - непригодность спорного жилого помещения для постоянного проживания.

При этом доводы представителя ответчика Андреева И.А. о том, что квартира истцов признана непригодной для проживания лишь вследствие ненадлежащего состояния конструкций полов и после проведения ремонта полов жилое помещение будет пригодно для проживания, суд считает не состоятельными.

Так, из акта обследования помещения, заключения, постановления от <дата> не следует, что жилое помещение подлежит капитальному либо косметическому ремонту, несмотря на то, что Положением предусмотрено принятие комиссией и, в последующем, органом местного самоуправления - решения о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями.

Представленный суду протокол заседания комиссии от <дата> о рассмотрении вопроса о приведении в соответствии жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не может быть признан доказательством пригодности жилого помещения для проживания граждан, поскольку на момент принятия судом решения какие-либо ремонтные работы не проведены, как и повторное обследование; основания, послужившие основанием признания квартиры непригодной для проживания, не отпали.

На момент рассмотрения дела данные акты не отменены, не законными не признаны, сторонами не оспорены.

В соответствии со статьей 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Кодекса).

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Кодекса) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Кодекса).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 Кодекса).

Поскольку до <дата> (введения в действие ЖК РФ) истцы не состояли в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством является установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 ЖК РФ.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма непригодным для проживания и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке и нуждаемости в жилом помещении.

Данная позиция следует из практики Верховного суда Российской Федерации (например, определение от 07.06.2016 № 43-КГ16-5).

Истец Королева Л.Н. не отрицала, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся, в том числе в виду непригодности жилого помещения к проживанию ни она, ни ее супруг не обращались в адрес ответчика. При этом, доводы о том, Смилингис А.с.А. обращался с подобным заявлением еще в 1988 году и получил отказ, значения не имеет, как по причине давности такого обращения, так и ввиду отсутствия на тот момент у администрации поселения соответствующих полномочий.

Согласно справкам ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» от <дата>ХХХ и ХХХ истцам не присвоен статус малоимущих.

Об отнесении истцов к определенной категории граждан, которым на основании того или иного федерального закона, либо указа Президента Российской Федерации или закона субъекта Российской Федерации, с учетом нуждаемости их в жилом помещении, доказательств суду также не предоставлено.

Помимо этого, судом установлено наличие у Королевой Л.Н. на праве собственности другого жилого помещения – жилой дом общей площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, доля в праве <...> что подтверждается выпиской    из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от <дата> ХХХ.

С учетом доли Королевой Л.Н. в праве общей долевой собственности на указанный выше дом и его площади, семья истцов обеспечена жилой площадью в размере, превышающем учетную норму, установленную решением Совета сельского поселения «Корткерос» от <дата> ХХХ «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» (на одного человека в размере 11 квадратных метров общей площади).

Таким образом, истцами не доказан факт нуждаемости в жилом помещении.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оснований для предоставления администрацией сельского поселения «Корткерос» истцам вне очереди другого благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма, отвечающего требованиям, предусмотренным статьи 89 ЖК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Королевой Л.Н. и Смилингиса А.с.А. к администрации сельского поселения «Корткерос», администрации муниципального района «Корткеросский» об обязании предоставить вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение на территории с. Корткерос общей площадью не менее <...> кв.м., оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Корткеросский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья М.В. Федотова

Решение в окончательной форме изготовлено: 09.01.2017.

2-1181/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Королёва Л.Н.
Ответчики
Администрация МО МР "Корткеросский"
Администрация СП "Корткерос"
Другие
Смилингис А.А.
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Дело на странице суда
kortsud.komi.sudrf.ru
22.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2016Передача материалов судье
27.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2016Судебное заседание
02.11.2016Судебное заседание
12.12.2016Судебное заседание
28.12.2016Судебное заседание
09.01.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее