УИД:№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 июня 2024 года г. Ярославль
Ленинский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Соколовой Н.А.,
при секретаре Седовой А.М.,
с участием:
представителя истца Веденеева И.А.,
представителя ответчика Варакулиной Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ефремовой Марии Алексеевны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» о восстановлении меры социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг,
установил:
Ефремова М.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», в котором, с учетом уточнения иска в окончательной редакции, просила восстановить ей меры социальной поддержки населения в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающего совместно с ней члена семьи: сына ФИО произведя выплату компенсации в установленном законом порядке с 29 апреля 2019 года.
В обоснование иска указано, что Ефремова М.А. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности. До 31 декабря 2018 года истцу предоставлялась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая рассчитывалась с учетом проживающего совместно с ней указанноговыше члена семьи. С 29 апреля 2019 года льгота предоставляется только на истца.
Истец Ефремова М.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в деле участвовал ее представитель по доверенности Веденеев И.А.
Представитель истца Веденеев И.А. в суде исковые требования поддержал, указав, что у истца право на льготу возникло в 2012 году, поскольку она работала и проживала в сельской местности, компенсацию получала в натуральной форме - коммунальные услуги за жилое помещение не оплачивала. В апреле 2019 года была вынуждена обратиться в Управление труда и социальной поддержки населения Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки населения в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, поскольку встал вопрос о том, что она лично должна оплачивать коммунальные услуги за жилое помещение, предоставленное ей по договору социального найма, а ей будет выплачиваться компенсация, в связи с чем и было написано заявление о предоставлении компенсации.
Представитель ответчика по доверенности Варакулина Г.Р. в суде исковые требования не признала, указав, что Ефремовой М.А.в соответствии с нормами действующего законодательства с 29 апреля 2019 года назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности без учета проживающих совместно с ней членов семьи, ранее указанное даты истец с заявлением о предоставлении данной компенсации не обращалась.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, Администрация сельского поселения Красный Профинтерн, Департамент по социальной поддержке населения и охране труда мэрии г. Ярославля, Управление труда и социальной поддержки населения Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области просили рассмотреть дело в отсутствии представителей; Министерство образования Ярославской области, Министерство труда и социальной поддержки населения Ярославской области представили отзывы на иск, в которых просили рассмотреть дело в отсутствии представителей, в удовлетворении иска отказать.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Ефремова М.А. является педагогическим работником, работает преподавателем в <данные изъяты> с 27 августа 2012 года, проживает в сельской местности.
С 06 ноября 2012 года Ефремовой М.А. было предоставлено по договору социального найма жилое помещение по адресу: <адрес> Истец зарегистрирована по указанному адресу с 05 июня 2013 года.
Совместно с ней зарегистрирован и проживает член ее семьи – сын ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из объяснений в суде стороны истца, при предоставлении указанного жилого помещения, Ефремова М.А. жилищно-коммунальные услуги не оплачивала, так как их несла в полном объеме школа, в том числе по отоплению. Доказательств обратного суду представлено не было.
Следовательно, мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялась истице в натуральной форме путем предоставления бесплатного жилого помещения.
29 апреля 2019 года истец обратилась в Управление социальной поддержки населения и труда Администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области с заявлением, в котором просила назначить ей компенсацию как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности.
Поэтому с 29 апреля 2019 года Ефремова М.А. состоит на учете в ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области», как получатель мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», вступившим в силу с 01 сентября 2013 года. До принятия указанного Федерального закона и на момент возникновения спорных правоотношений на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании».
В соответствии с абз. 3 п. 5 ст.55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.
Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании» закреплял право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение, что подтверждено и нормой ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшая до 01 сентября 2013 года), согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.
Ныне действующее законодательство также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В силу ч. 8 ст. 47 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области, работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области (далее - в сельской местности), имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса.
На основании ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).
В соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области предусмотренные частью 6<1> настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.
Из материалов дела следует, что Ефремова М.А. работает и проживает в сельской местности с 2012 года, жилищно-коммунальные услуги по адресу: <адрес>, до апреля 2019 года не оплачивала, ей предоставлялось бесплатное жилое помещение, в связи с чем суд приходит к выводу, что истцу и членам ее семьи предоставлялась компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
С 29 апреля 2019 года Ефремовой М.А. была назначена компенсация без учета проживающих совместно с ней членов семьи.
В соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действующей до 01 января 2019 года) предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).
Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з в ч. 6.2 ст. 72 внесены изменения, в соответствии с которым предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.
Из приведенных положений следует, что они не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 01 января 2019 года.
Из положений ст. 51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.
Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплено, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены. В случае отмены какой-либо меры социальной поддержки граждане, которым она была установлена, сохраняют право на ее получение в размере не ниже ранее установленного в течение всего срока, на который им была установлена мера социальной поддержки.
Как следует из п. 13 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 года, субъекту Российской Федерации, установившему в нормативных правовых актах условия и порядок представления нуждающимся в обеспечении жильем гражданам мер социальной поддержки (денежные выплаты), и предоставившему ранее этим гражданам меры социальной поддержки, необходимо сохранять разумную стабильность правового регулирования в этой сфере общественных отношений и в случае принятия решения о приостановлении предоставления названных мер социальной поддержки, вызванных недостаточностью бюджетных средств, следует решить вопрос о правах лиц, получавших такие меры социальной поддержки и рассчитывавших на их получение в будущем в соответствии с действующим правовым регулированием в том числе путем установления компенсаторного механизма, смягчающего неблагоприятные последствия такого приостановления.
Такого компенсаторного механизма субъектом Российской Федерации для лиц, имевших право на получение мер социальной поддержки и реализовавших такое право, при принятии Закона Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з предусмотрено не было.
Таким образом, оснований для не начисления истцу компенсации расходов на оплату коммунальных услуг с учетом зарегистрированного и проживающего совместно с ней члена семьи не имелось, в связи с чем указанная мера социальной поддержки подлежит восстановлению и выплате с учетом проживающих совместно с истцом члена ее семьи.
В силу п. 3.2 Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28 октября 2009 года № 1070-П (далее – Порядок № 1070-П), назначенная, но не полученная своевременно льготополучателем компенсация выплачивается за весь период неполучения компенсации.
Нарушенное прав истца подлежит восстановлению путем возложения на ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» обязанности восстановить истцу как педагогу из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, произведя выплату компенсации в установленном законом порядке за период с 29 апреля 2019 года.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковое заявление Ефремовой Марии Алексеевны <данные изъяты> к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» <данные изъяты> удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» <данные изъяты> восстановить Ефремовой Марии Алексеевне <данные изъяты> меры социальной поддержки населения в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающего совместно с ней члена семьи: сына ФИО произведя выплату компенсации в установленном законом порядке с 29 апреля 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ленинский районный суд г. Ярославля путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.А.Соколова