УИД № 14RS0016-01-2024-000329-79

Дело № 2 - 349/2024

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 мая 2024 года                                        г. Мирный РС (Я)

Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ж., при помощнике судьи Макаровой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамедова Тельмана Магомедали оглы к Отделению пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) об определении даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости и понуждении произвести перерасчет пенсии,

у с т а н о в и л :

Мамедов Т.М.о. обратился в суд с иском к Отделению пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), которым с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ просит признать датой возникновения права истца на назначение страховой пенсии по старости – 05.09.2021, обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с даты ее возникновения по дату ее назначения.

        В обоснование исковых требований указано, что 26.05.2021 истцом через работодателя было подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии в связи с достижением <данные изъяты> лет и выработкой трудового стажа, связанного с вредными условиями труда, по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ; все необходимые документы были представлены ответчику работодателем АК «АЛРОСА» (ПАО); ответа на заявление не последовало; 25.07.2022 клиентской службой в Мирнинском улусе сообщено о том, что истец на дату 22.07.2022 не является получателем пенсии или социальных выплат от ПФР; после обращения истца с иском в суд, вступившим в законную силу решением от 11.08.2023 исковые требования Мамедова Т.М.о. были удовлетворены частично: в общий стаж включены периоды его работы: с 09.09.1996 по 10.08.1998 в <данные изъяты>, с 12.09.1998 по 17.02.1999 в <данные изъяты>, с 22.02.1999 по 15.12.2000 в <данные изъяты> Таким образом, на дату первоначального обращения за назначением пенсии (26.05.2021) страховой стаж истца составлял <данные изъяты> в календарном исчислении, т.е. на указанную дату сформировалось полное право истца на назначение пенсии. В связи с чем, полагает, что в силу положений действующего законодательства датой возникновения права истца на назначение досрочной пенсии является 05.09.2021, а не 25.09.2023, что подтверждается его согласием от 26.05.2021.

    В ходе судебного заседания истец Мамедов Т.М.о., его представитель Борисов А.К. уточненные требования поддержали, просят иск удовлетворить.

Представитель ответчика ОСФР по РС(Я) Сантаева Т.А. в ходе судебного заседания с исковыми требованиями не согласилась, поддержав изложенные в письменном возражении на исковое заявление доводы, просит в удовлетворении требований истца отказать; дополнила, что пенсионным органом изначально правильно был подсчитан страховой стаж при назначении страховой пенсии (05.09.2025), спорные периоды установлены вступившим в законную силу решением суда, которое пенсионным органом исполнено (в страховой стаж включены спорные периоды); заявление о назначении страховой пенсии подано 25.09.2023 в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ; решением ОСФР по РС(Я) от 29.09.2023 истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Представитель третьего лица АК «АЛРОСА» (ПАО) Симоненко А.Н., поддержав доводы стороны ответчика, суду пояснил, что истец Мамедов Т.М.о. через АК «АЛРОСА» (ПАО) с заявлением об установлении пенсии в Управление ПФР по РС(Я) не обращался; в соответствии с Соглашением между АК «АЛРОСА» (ПАО) и ГУ ОПФР по РС(Я) 31.05.2021, для проведения заблаговременной работы по оценке пенсионных прав Мамедова Т.М.о., по защищенным каналам связи в Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц № 6 (г. Мирный) Управления установления пенсий ОПФР по РС(Я) были направлены документы истца; вместе с тем такое направление документов не является заявлением об установлении страховой пенсии; после соответствующей оценки пенсионных прав Мамедова Т.М.о., ему был выдан консультационный лист от 21.08.2021, в котором, в том числе указано, что ему до 25 лет не хватает страхового стажа, а также указана предварительная дата наступления пенсионного права – 05.09.2025; таким образом, свои обязательства по направлению документов, необходимых для установления страховой пенсии своему работнику, АК «АЛРОСА» (ПАО) исполнила.

    Выслушав доводы и мнения участников процесса, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого осуществляется посредством обязательного пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

Согласно статье 4 Федерального закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (часть 2 статьи 33 названного Федерального закона).

    Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет; в случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

    Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

    Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона № 400-ФЗ.

    В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2).

    При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).

    Положениями части 3 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

    Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ, правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

    В силу пункта 4 указанных Правил при подсчете страхового стажа периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

    Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н.

    Таким образом, по общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (например, архивными справками, справками работодателя, уточняющими занятость работника в соответствующих должностях и учреждениях, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае возникновения спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, в том числе в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу статьи 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

    В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

    Частью 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

    Согласно части 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ, правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н в соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

    Указанные Правила № 884н действовали до 31.12.2021 г.

    Согласно пункту 19 Правил № 884н, заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

    Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

    Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.08.2021 № 546н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 546н).

    Указанные Правила № 546н действуют с 01.01.2022 г.

    Согласно пункту 13 Правил № 546н, заявление о назначении пенсии по старости, накопительной пенсии может быть принято территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

    Пунктом 19 Правил № 546н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

    В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

    Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).

    Из приведенного правового регулирования и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости по общему правилу назначается со дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию, при этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

    Системное толкование вышеназванных положений закона позволяют сделать вывод о том, что назначение пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию как такового, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.

    Таким образом, одним из обязательных условий для назначения пенсии по старости является подача в территориальный орган пенсионного фонда заявления о назначении пенсии.

    Как следует из материалов дела, а также гражданского дела № 2-10008/2023, 29.06.2023 Мамедов Т.М.о. обращался в суд с иском к Отделению пенсионного фонда и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), которым с учетом уточненных требований просил включить в общий трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по п. п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период обучения в <данные изъяты> с 30.09.1991 по 30.06.1992, а также периоды работы: в <данные изъяты> с 09.09.1996 по 10.08.1998, в <данные изъяты> с 12.09.1998 по 17.02.1999, в <данные изъяты> с 29.02.1999 по 15.12.2000; назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

        Решением Мирнинского районного суда РС(Я) от 11.08.2023 исковые требования Мамедова Т.М.о. удовлетворены частично, судом постановлено:

        «Включить в общий трудовой стаж Мамедова Тельмана Магомедали оглы, периоды работы: с 09 сентября 1996 г. (приказ <данные изъяты> по 10 августа 1998 г. (приказ <данные изъяты>) в <данные изъяты> с 12 сентября 1998 г. (приказ <данные изъяты> по 17 февраля 1999 г. <данные изъяты> в <данные изъяты>; с 22 февраля 1999 г. (приказ <данные изъяты>) по 15 декабря 2000 г. (<данные изъяты> в <данные изъяты>

        В остальной части требований отказать» (л.д. 88-98).

    При рассмотрении вышеуказанного спора между сторонами судом было установлено, в том числе, что «истец Мамедов Т.М.о. в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован 05.02.2002 (СНИЛС 107-789-206 87). 21.08.2021 обратился в Отдел оценки пенсионных прав ОСФР по Республике Саха (Якутия) для уточнения стажа, дающего права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. По результатам рассмотрения документов истца пенсионный орган пришел к выводу о недостаточности страхового стажа до 25 лет, назначение пенсии по п. п. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникнет (предварительно) 05.09.2025, срок подачи заявления о назначении пенсии с 05.08.2025 по 05.09.2025. Таким образом, достоверно установлено, что истец с заявлением о назначении страховой пенсии в ОСФР по Республике Саха (Якутия) не обращался, соответственно решения об отказе в назначении страховой пенсии ответчиком не принималось. При этом спорные периоды работы истца имели место до его регистрации в качестве застрахованного лица, в связи с чем, подлежат подтверждению документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами».

    Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11.08.2023 в апелляционном порядке не обжаловалось и 25.09.2023 вступило в законную силу.

    В силу положений статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    Согласно части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных Кодексом.

    Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 21.12.2011 № 30-П, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения и исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.

    В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.

    В силу приведенных положений закона преюдициальность означает не только отсутствие необходимости доказывать установленные ранее обстоятельства, но и запрещает их опровержение лицами, участвовавшими в рассмотрении предыдущего дела. Такое положение существует до тех пор, пока судебный акт, в котором установлены эти факты, не будет отменен или изменен в установленном законом порядке.

    Из вышеизложенного следует, что истец Мамедов Т.М.о. не вправе оспаривать в настоящем гражданском процессе установленные судом факты и обстоятельства, в том числе о том, что на момент обращения и рассмотрения спора по гражданскому делу (№ 2-1008/2023) истец с заявлением о назначении страховой пенсии в ОСФР по Республике Саха (Якутия) в соответствии со ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ не обращался, соответственно решения об отказе в назначении страховой пенсии ответчиком не принималось; в связи с чем, основания для признания датой возникновения права истца на назначение страховой пенсии по старости – 05.09.2021 и соответственно для понуждения ответчика произвести перерасчет пенсии с указанной даты по дату назначения пенсии отсутствуют.

В силу вышеизложенного и установленного суд находит обоснованными доводы стороны ответчика и третьего лица (работодателя) об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Мамедова Т.М.о., т.к. пенсионным органом изначально правильно был подсчитан страховой стаж при назначении страховой пенсии (05.09.2025), спорные периоды были подтверждены в ходе рассмотрения дела документами, выданными в установленном порядке работодателями, имели место до его регистрации в качестве застрахованного лица (дата регистрации 05.02.2002) и установлены вступившим в законную силу решением суда, которое пенсионным органом исполнено, на основании заявления о назначении страховой пенсии от 25.09.2023 (в соответствии с п. п. 1, 2 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ) решением ОСФР по РС(Я) от 29.09.2023 истцу назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом, обращаясь в суд с данным иском истец, по сути, выражает частичное несогласие с выводом, содержащимся в ранее вынесенном по его иску судебном акте относительно возникновения права на досрочную страховую пенсию по старости.

Изложенные стороной истца в ходе судебного разбирательства доводы стороны истца подлежат отклонению в силу следующего.

15.04.2015 между Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (Страховщик) и АК «АЛРОСА» (ОАО) (Страхователь) заключено Соглашение об информационном взаимодействии (20.01.2017 заключено дополнительное соглашение), целью которого является осуществление совместной деятельности Сторон Соглашения по подготовке документов, необходимых для назначения пенсии, а также организации и проведения заблаговременной работы в отношении работающих застрахованных лиц, приобретающих в предстоящие периоды (ближайшее время) право на страховую пенсию по старости, направленной на своевременное и правильное назначение пенсии (п. 1.1). Взаимодействие Сторон по Соглашению направлено на создание условий для своевременной реализации работниками права на пенсионное обеспечение, возможности представления ими требуемых документов без отрыва от производства, сокращения сроков установления страховых пенсий путем качественного оформления требуемых документов (п. 1.2). Страхователь обязан, в том числе: осуществлять организационные мероприятия, в том числе предоставлять помещение, для проведения информационно-разъяснительной работы, консультаций по пенсионным вопросам с ответственными лицами бухгалтерской и кадровой службы Страхователя. Проводить информационно-разъяснительную работу среди работников по вопросам, связанным с пенсионным обеспечением. Доводить до своих сотрудников информационные материалы (п. 4.1.1); ежегодно в срок до конца декабря представлять Страховщику в электронном виде по установленной форме Списки лиц, уходящих на пенсию в ближайший год, в том числе досрочную (п. 4.1.2); на основании письменного согласия гражданина и документа, подтверждающего, что гражданин состоит в трудовых отношениях с работодателем, представлять страховщику заявление и документы, необходимые для назначения пенсии, и электронном виде по защищенным каналам связи, заверенные усиленной цифровой подписью (п. 4.1.6); при наличии технической возможности организовать выделенную точку доступа в сеть интернет для оказания содействия работникам в посещении Портала государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и сайта Пенсионного фонда РФ - Личный кабинет гражданина (www.pfrf.ru)» (п. 4.1.7).

Таким образом, в данном случае из заключенного между Страховщиком и Страхователем (ответчик и работодатель истца) Соглашения, а также пояснений представителя работодателя АК «АЛРОСА» (ПАО) следует, что названное Соглашение было заключено в целях совместной деятельности по подготовке документов, необходимых для назначения пенсии, а также организации и проведения заблаговременной работы в отношении работающих в Компании застрахованных лиц, приобретающих в предстоящие периоды (ближайшее время) право на страховую пенсию по старости, направленной на своевременное и правильное назначение пенсии, тем самым взаимодействие сторон по Соглашению направлено на создание условий для своевременной реализации работниками права на пенсионное обеспечение, возможности представления ими требуемых документов без отрыва от производства, сокращения сроков установления страховых пенсий путем качественного оформления требуемых документов.

В связи с чем, состоятельны доводы стороны ответчика о том, что заявление Мамедова Т.М.о. от 26.05.2021, представленное работодателем на основании заключенного Соглашения от 15.04.2015, не является заявлением об установлении ему досрочной страховой пенсии по старости и не свидетельствует о том, что им в установленном порядке путем подачи заявления реализовано право на назначение пенсии, что также подтверждено представителем работодателя истца (АК «АЛРОСА» (ПАО)), который пояснил, что АК «АЛРОСА» (ПАО) в соответствии с Соглашением исполнила свои обязательства по направлению документов, необходимых для установления страховой пенсии своему работнику, направленные Компанией на основании согласия истца заявление и документы не являются заявлением об установлении ему страховой пенсии, при том, что согласно выданному работнику консультационному листу от 21.08.2021 № 32/5997, работодателем была указана предварительная дата наступления пенсионного права истца - 05.09.2025 (до 25 лет не хватает страхового стажа).

При изложенных и установленных обстоятельствах, принимая во внимание требования действующего законодательства, представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, с учетом вступившего в законную силу судебного акта от 11.08.2023, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований стороны истца об определении даты возникновения права на назначение страховой пенсии по старости с 05.09.2021 и перерасчете пенсии по старости с 05.09.2021 до 29.09.2023.

    Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).

        В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

        ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                        ░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.06.2024 ░.

2-349/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Мамедов Тельман Магомедали оглы
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда России в Мирнинском районе
Другие
АК "АЛРОСА" (ПАО)
Борисов Александр Константинович
Суд
Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Иванова Саяна Жоржиевна
Дело на сайте суда
mirny.jak.sudrf.ru
18.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2024Передача материалов судье
22.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2024Подготовка дела (собеседование)
04.04.2024Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.04.2024Предварительное судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
16.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
23.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
29.10.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
07.11.2024Судебное заседание
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее