Дело №
34RS0№-17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «20» августа 2021 года
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Денисова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пряхиной И.А.,
с участием истца Медведицкова Н.П., его представителя Ковалева Е.А.,
ответчика представителя государственного учреждения – Центра установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №, АИ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Медведицкова НП к государственному учреждению – Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 3 о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Медведицков Н.П. обратился в суд с иском к государственному учреждению – Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 3 (далее по тексту Центр ПФР № 3 по установлению пенсий в Волгоградской области) о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера страховой пенсии.
В обоснование иска указано, что истец имеет необходимый страховой стаж, учитываемый при назначении страховой части трудовой пенсии. Согласно пенсионному делу с октября 1985 года по июнь 1992 года истец работал в Панфиловском филиале Филоновской нефтебазы, с июня 1992 года был переведен в Усть-Бузулукскую нефтебазу Волгоградского управления Госкомнефтепродукт. Однако документы, подтверждающие размер полученной истцом заработной платы за 1990-1991 годы, не сохранились, так как на хранение не поступали. ГУ УПФР РФ по Новоаннинскому району Волгоградской области истцу назначена пенсия без учета получения заработной платы за период 1990-1991 года. Согласно ответу ООО ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт предприятия и их правопреемники ликвидированы. По запросу Росстат предоставил истцу сведения о начислении заработной платы работников организаций за период с 01.01.1990 по 31.12.1990 в сумме 273,3 рубля ежемесячно, за период с 01.01.1991 по 31.12.1991 в сумме 490,4 рублей ежемесячно. Обратившись с указанной справкой Росстата к ответчику, Медведицкову Н.П. было отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости с указанием на отсутствие первичной документации по получению заработной платы. Ссылаясь на доказанность факта его трудоустройства в спорные периоды и невозможность получения в ином порядке документов, подтверждающих размер его заработной платы за 1990-1991 годы, Медведицков Н.П. просит суд: - признать отказ ответчика в перерасчете пенсии от 01.06.2021 года незаконным; - обязать ответчика произвести перерасчет Медведицкову Н.П. пенсии с учетом получения им заработной платы в качестве оператора 3 разряда в Филоновском предприятии Панфиловский филиал в период с 01.01.1990 по 31.12.1990 в сумме 272,3 рублей ежемесячно, с 01.01.1991 по 31.12.1991 в сумме 490,4 рублей ежемесячно.
Истец Медведицков Н.П. в судебном заседании иск поддержал, просит суд удовлетворить его.
Представитель истца Ковалев Е.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам и основаниям искового заявления, просит суд удовлетворить их, пояснив, что в ином порядке получить документы, подтверждающие размер полученной истцом заработной платы за 1990-1991 годы, невозможно, поскольку они не сохранились, так как организация и её правопреемники ликвидированы.
Ответчик – представитель Центра ПФР № 3 по установлению пенсий в Волгоградской области Усачева А.И. в судебном заседании в режиме видео-конференц-связи иск не признала, возражала в удовлетворении требований Медведицкова Н.П. по доводам представленных ею в дело письменных возражений (л.д. 31-35), пояснив, что представленная истцом информация из территориального органа статистики о средней заработной плате на территории страны по отрасли народного хозяйства «Промышленность» не может быть принята территориальными органами Пенсионного фонда РФ в качестве доказательств, подтверждающих индивидуальный размер заработной платы Медведицкова Н.П., поскольку размер страховой пенсии по старости определяется индивидуально, с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой деятельности.
Свидетель НА в судебном заседании пояснила, что знакома с истцом Медведицковым Н.П. по совместной работе в Панфиловском филиале Филоновской нефтебазы в период с 1990-1991 годов. Размер получаемой Медведицковым Н.П. в тот период заработной платы ей неизвестен.
Выслушав участвующих в деле лиц, оценив доводы искового заявления и возражений на него, исследовав представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Медведицков Н.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 23.08.2019 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости был принят во внимание среднемесячный заработок на основании справок работодателей о размере заработной платы за период с 13.09.1985 г. по 01.07.1992 г. (за 60 месяцев). При этом периоды с 1990 по 1991 г.г. не были приняты во внимание в связи с отсутствием документов, подтверждающих размер полученной истцом за указанный период заработной платы.
Медведицков Н.П. обратился в Центр ПФР № 3 по установлению пенсий в Волгоградской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости, представив справку ООО ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 17-18) и справку от <данные изъяты> о среднемесячной начисленной заработной плате работников организаций Волгоградской области, в том числе по отрасли народного хозяйства «Промышленность», за период 1990-1991 г., выданную территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (л.д. 19).
Центром ПФР № 3 по установлению пенсий в Волгоградской области в письме от 01.06.2021 г. (л.д. 20-22) истцу сообщено, что справка Волгоградстата от <данные изъяты> не может быть принята, поскольку не подтверждает индивидуальный характер заработка гражданина, в связи с чем, оснований для перерасчета размера пенсии не имеется. Фактически указанным письмом Медведицкову Н.П. отказано в перерасчете страховой пенсии по старости.
Не соглашаясь с данным отказом, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», действующего с 01 января 2015 года, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу ч. 3 ст. 36 Федерального закона № 400-ФЗ со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу п. п. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии в связи с оценкой пенсионных прав застрахованных лиц учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01 января 2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
В соответствии с п. 6 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Аналогичные положения были закреплены и в п. 2 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 16/19па (действовал до 01 января 2015 года), определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000 - 2001 гг. подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. Это могут быть расчетные книжки или справки, выданные профсоюзными органами, с участием которых были заключены договоры о работе лиц у отдельных граждан, с указанием заработка рабочих и служащих соответствующей профессии и квалификации, занятых на государственных предприятиях и в организациях бытового обслуживания населения; копии лицевых счетов, выдаваемые архивными организациями.
Согласно письму Минтруда России <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в случае утраты в государственных и муниципальных органах и организациях, расположенных на территории России, первичных документов о заработке работников, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
При оценке пенсионных прав, в соответствии с абз. 4 п. 12 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе, стажа на соответствующих видах работ, а в необходимых случаях заработка застрахованного лица, который был установлен для назначения и перерасчета государственной пенсии и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств - количества отработанного времени, объема проделанной работы, квалификации (разряда) работника, режима работы, временной нетрудоспособности, обучения, выполнения необходимого объема работы, различных системы оплаты труда и премирования и иных обстоятельств.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что пенсионное законодательство предполагает, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника. Однако таких документов, а также документов, косвенно подтверждающих фактический заработок истца в должности оператора 3 разряда на Филоновской нефтебазе за период 1990-1991 годов, Медведицковым Н.П. представлено не было.
Как отмечалось выше, истец обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии, представив справку территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области (Волгоградстата) от <данные изъяты>
Согласно представленным Федеральной службой государственной статистики сведениям, Волгоградстат не располагает информацией о заработной плате оператора 3 разряда нефтебаз <адрес> в период с января 1990 года по декабрь 1991 года. Приведены данные о среднемесячной начисленной заработной плате работников организаций <адрес> за 1990-1991 годы в рублях, в масштабе цен соответствующих лет: в 1990 году 272,3 руб.; в 1991 году – 490,4 руб.; в том числе по отрасли народного хозяйства «Промышленность»: в 1990 году 279,1 руб.; в 1991 году – 533,9 руб. (л.д. 19).
Вместе с тем, представленная Медведицковым Н.П. справка подтверждает лишь размер среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций, в том числе по отрасли народного хозяйства «Промышленность», в целом по Волгоградской области за 1990-1991 годы, но не подтверждает конкретный размер заработной платы истца, не содержит данных, достоверно свидетельствующих об индивидуальном характере его заработка, и, следовательно, не может служить основанием для перерасчета пенсии, исходя из размера заработной платы, указанной в справке.
При таких обстоятельствах суд находит решение пенсионного органа об отказе Медведицкову Н.П. в перерасчете размера страховой пенсии по старости законным и обоснованным, в связи с чем, приходит к выводу об отказе в удовлетворении его иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Медведицкова НП к государственному учреждению – Центру установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области № 3 о признании незаконным решения об отказе в перерасчете размера страховой пенсии, – отказать.
Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Новоаннинский районный суд Волгоградской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 августа 2021 года с использованием компьютера.
Председательствующий судья: ______________________ С.А. Денисов.