Дело № 2-151/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Красный 19 июля 2018 года
Краснинский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Перовой Е.В.,
при секретаре Киргетовой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калужского газового и энергетического акционерного банка «Газэнергобанк» АО к Гамершмидт <данные изъяты>, Гамершмидт <данные изъяты>, Ожеред <данные изъяты> о взыскании задолженности по кредитному договору с наследников,
УСТАНОВИЛ:
Калужский газовый и энергетический акционерный банк «Газэнергобанк» АО (далее по тексту Банк) обратился в суд с исковыми требованиями к Гамершмидт С.В. о взыскании задолженности по кредитному договору. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что между ОАО «Газэнергобанк» и Гамершмидт <данные изъяты> был заключен кредитный договор №ф от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Гамершмидт А.А. был выдан кредит в сумме 240000 рублей. Согласно кредитному договору, сумма кредита и сумма процентов за пользование кредитом подлежит внесению в Банк Заемщиком не позднее чем через 60 месяцев с даты фактической выдачи кредита. Согласно поступившей в Банк информации, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер. В связи с чем, просят взыскать с его жены Гамершмидт <данные изъяты> как с наследника первой очереди, задолженность по кредитному договору в размере <данные изъяты> и расходы по уплате госпошлины в размере <данные изъяты>
08.06.2018 судом в качестве соответчиков привлечены дети наследодателя Гамершмидт <данные изъяты> и Ожеред <данные изъяты>
В судебное заседание представитель истца не явился. В заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело без его участия, требования поддержал.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее, принимая участие в судебном заседании, требования не признала, пояснила, что после смерти мужа обратилась в службу безопасности Банка и сообщила о смерти мужа. Самостоятельно оплачивать кредит мужа не имеет возможности, так как получает минимальную пенсию, имущества у покойного мужа в собственности не имеется, в связи с чем, наследственные права не оформляла. Поскольку при заключении кредитного договора мужем был заключен договор страхования от несчастных случаев и болезней на сумму 264 000 рублей, полагает, что в сложившейся ситуации страховая компания ЗАО «СК Благосостояние» должна возместить Банку страховую выплату при наступлении страхового случая по риску смерти.
Привлеченные судом в качестве соответчиков Гамершмидт П.А, и Ожеред Н.А., в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще, возражений относительно заявленных Банком требований суду не представили.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Газэнергобанк» и ФИО4 заключен кредитный договор №ф, в соответствии с которым банк обязался предоставить последнему денежные средства в размере 240 000 рублей, а должник обязался возвратить полученную сумму и уплатить проценты. Банк выполнил свои обязательства и предоставил заёмщику денежные средства.
Пунктом 4.4 Кредитного договора предусмотрено, что срок Договора считается оконченным в случае смерти заемщика. При этом окончание Кредитного договора наступает с даты наступления смерти, и в соответствии с п.3 ст.125 ГК РФ, влечет прекращение со дня окончания срока Договора обязательств Заемщика по уплате процентов за пользование кредитом.
Согласно справе о смерти №122 от 20.04.2018, выданной отделом ЗАГС Администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о чем составлена актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки администрации Мерлинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области № 344 от 07.06.2018 следует, что на момент смерти ФИО4 - ДД.ММ.ГГГГ, совместно с ним по адресу: ул<данные изъяты> район, Смоленская область были зарегистрированы: жена - ФИО1, сын - ФИО2, внук - ФИО5.
Из ответа нотариуса Краснинского нотариального округа от 20.04.2018 года №83 следует, что наследственного дела после умершего ФИО4 в производстве нотариальной конторы нет.
Таким образом, ответчики Гамершмидт С.В., Гамаршмидт П.А., Ожеред Н.А. на имущество умершего ФИО4 в наследство не вступили.
Сведений о наличии у ФИО4 какого-либо имущества истцом суду не представлено.
Как следует из ответа Управления ГИБДД УМВД России по Смоленской области от 19.07.2018, за ФИО4 в Управлении ГИБДД зарегистрированы два транспортных средства – <данные изъяты>.
По сведениям ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области) №15/11193 от 17.07.2018, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных на праве собственности на имя ФИО4 объектов недвижимого имущества.
Согласно п.1 ст.961 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователь по договору имущественного страхования после того, как ему стало известно о наступлении страхового случая, обязан незамедлительно уведомить о его наступлении страховщика или его представителя. Если договором предусмотрен срок и (или) способ уведомления, оно должно быть сделано в условленный срок и указанным в договоре способом.
Такая же обязанность лежит на выгодоприобретателе, которому известно о заключении договора страхования в его пользу, если он намерен воспользоваться правом на страховое возмещение.
Согласно п.2 ст.961 Гражданского кодекса Российской Федерации, неисполнение обязанности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, дает страховщику право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.
Согласно п.3 ст.961 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, соответственно применяются к договору личного страхования, если страховым случаем является смерть застрахованного лица или причинение вреда его здоровью. При этом устанавливаемый договором срок уведомления страховщика не может быть менее тридцати дней.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года № 20 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан", статьей 961 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность страхователя (выгодоприобретателя) уведомить страховщика о наступлении страхового случая в порядке и сроки, которые установлены договором. На страхователя возлагается обязанность лишь по уведомлению о наступлении страхового случая определенным способом и в определенные сроки. Обязанность по представлению одновременно с этим уведомлением всех необходимых документов на страхователя (выгодоприобретателя) законом не возлагается.
Согласно полису № GTD-022268/2014 от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 является застрахованным лицом по договору страхования от несчастных случаев и болезней. Выгодоприобретателем по риску смерти является Банк – кредитор (ОАО Газэнергобанк) в размере задолженности страхователя на дату страхового случая по кредитному договору/договору на выпуск и обслуживание кредитной карты №ф от ДД.ММ.ГГГГ, увеличенной на 10%. Страховая сумма по риску смерти устанавливается единой и составляет 264 000 рублей. Страховая выплата при наступлении страхового случая по рискам смерти осуществляется в размере 100% страховой суммы (л.д.60).
Таким образом, выгодоприобретателем по страховому случаю является АО «Газэнергобанк».
Из пояснений ответчика Гамершмидт С.В. следует, что она обращалась в Банк и сообщала о смерти супруга ФИО4, кроме того, при подаче искового заявления в суд истцом приложена копия свидетельства о смерти ФИО4, что свидетельствует о том, что Банк ранее располагал сведениями о смерти заемщика и о наступлении страхового случая по риску смерти Страхователя.
Таким образом, суд считает, что ответчиком Гамершмидт С.В. не нарушены условия страхования, ею незамедлительно истец был извещен и уведомлен о страховом событии.
Следовательно, Банк имел возможность обратиться к Страховщику за получением страхового возмещения.
При этом, ЗАО «СК Благосостояние» 03.07.2018 сообщает, что страховая выплата по договору №GTD-022268/2014 не производилась, в виду отсутствия обращения за получением страховой выплаты.
Фактически истец, являясь выгодоприобретателем, должен был обратиться в страховую компанию с момента получения уведомления о смерти заемщика, на обстоятельства, препятствующие ему обратиться в страховую компанию, истец не ссылался и соответствующие доказательства суду не представил.
При этом, наследники заемщика, к которым в порядке универсального правопреемства перешли не только имущественные обязанности, но и имущественные права наследодателя, при страховании риска невозврата кредита по причине смерти заемщика вправе рассчитывать на погашение задолженности по кредитному договору за счет страхового возмещения.
Поскольку действий, необходимых для получения страхового возмещения, ОАО «Газэнергобанк» (после изменения организационно-правовой формы сокращенное фирменное наименование АО «Газэнергобанк») не произведено, и вопрос о признании страхового события страховым случаем страховой компанией не разрешен, взыскание задолженности по кредитному договору с наследников заемщика приведет к нарушению их прав.
В случае отказа в выплате страхового возмещения по обстоятельствам, освобождающим страховщика от производства выплаты, истец вправе вновь обратиться в суд с иском о взыскании задолженности с наследников заемщика.
Таким образом, исходя из положений ст.961 Гражданского Кодекса Российской Федерации и фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств в совокупности, суд приходит к выводу, что на АО «Газэнергобанк» лежит обязанность сообщить в страховую компанию о наступлении страхового случая и представить соответствующие документы, а также получить страховое возмещение. Клиент (застрахованное лицо, либо его представитель) должны лишь сообщить в Банк о смерти застрахованного лица и также представить документы.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований Банка к Гамершмидт С.В., Гамершмидт П.А., Ожеред Н.А. не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №░, ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░