Решение по делу № 66а-1266/2020 от 13.10.2020

                                                                                                       № 66а-1266 /2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Сочи                                                                                    18 ноября 2020 года

Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего - судьи Печуриной Ю.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бахтиновой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД по административному исковому заявлению ООО «Рентинг» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной

    по апелляционной жалобе Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Краснодарского краевого суда от 7 июля 2020 года.

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Рентинг» обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2240 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости. Исковые требования мотивированы тем, что Общество оплачивает земельный налог, рассчитываемый от кадастровой стоимости объекта недвижимости. Оспариваемая кадастровая стоимость недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, что приводит к необоснованному увеличению земельного налога и нарушению прав административного истца.

Обжалуемым решением Краснодарского краевого суда от 7 июля 2020 года заявленные требования административного истца удовлетворены. Установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2240 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в размере равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2016 года в сумме 5 257 138 рублей.

Этим же решением датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости определено считать 23 октября 2019 года.

Не согласившись с решением суда, Департамент имущественных отношений Краснодарского края подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований административного истца отказать. Считает, что кадастровая стоимость указанного земельного участка была установлена на основании и в полном соответствии с действующими нормами, регулирующими порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.

Представитель административного ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края ФИО2 в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение Краснодарского краевого суда от 7 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.

На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности), подлежащей применению в спорных правоотношениях, предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, предметом спора является кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 2240 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для размещения магазина. Указанный земельный участок принадлежит истцу на праве собственности.

С учетом изложенного, суд первой инстанции в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 28) пришел к обоснованному выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества затрагивают права административного истца, могут быть оспорены им в установленном законом порядке.

В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость спорного земельного участка определена уполномоченным органом на 1 января 2016 года в размере 9 355 203 рублей 20 копеек, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 2 декабря 2019 года.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 248 КАС РФ установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 КАС РФ, лежит на административном истце.

Оспаривая достоверность кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , административный истец представил отчет об оценке от 1 августа 2019 , составленный оценщиком ФИО3, согласно которому рыночная стоимость объекта на 1 января 2016 года составила 4 440 000 рублей.

В соответствии с положениями статьей 12 Закона Об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, пока в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Отчет должен соответствовать требованиям Закона Об оценочной деятельности в Российской Федерации, а также требованиям Федерального стандарта оценки (ФСО). В отчете должны быть отражены содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов. К отчету должны быть приложены материалы, иллюстрирующие выводы оценщика.

Объектом-аналогом для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам, определяющим его стоимость (пункт 10 ФСО № 1).

В связи с тем, что в отчете о результатах оценки рыночной стоимости спорного земельного участка суд первой инстанции усмотрел нарушения правил федеральных стандартов оценки, судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года.

В соответствие с заключением эксперта ФИО4 от 27 марта 2020 года , являющейся сотрудником ООО «Артилком», рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером составила 5 257 138 рублей.

Оценив данное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции вынес обжалуемое решение, указав на то, что оснований не доверять выводам эксперта не имеется.

Из содержания заключения следует, что исследование проводилось с применением сравнительного подхода методом прямого сравнения продаж.

В соответствии с требованиями пунктов 10, 12 - 14 Федерального стандарта оценки ФСО № 1, пункта 11 Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», пунктов 22, 25 ФСО № 7 с учетом целей оценки на ретроспективную дату экспертом было произведено исследование рынка в сегменте, соответствующем фактическому, наиболее эффективному использованию и условиям рынка продажи земель соответствующего назначения.

Отбор объектов-аналогов соответствует требованиям подпункта «б» пункта 11 ФСО № 7.

В заключении приведено обоснование соответствия корректировок, введенных на основании экспертного мнения, рыночным условиям, обоснование в соответствии с федеральными стандартами оценки и принципами в рамках выбранного подхода (принцип существенности, обоснованности, однозначности, проверяемости и достаточности). Анализ полученных результатов произведен в соответствии с пунктом 22 ФСО № 7.

В совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы сомнений в достоверности у суда апелляционной инстанции также не вызывает.

Эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дал подписку; последняя представлена вместе с заключением по результатам оценочной экспертизы и приобщена к материалам дела; в заключении эксперт ответил на поставленный вопрос.

Учитывая изложенное, в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 КАС РФ заключение судебной экспертизы сомнений в достоверности у суда апелляционной инстанции не вызывает.

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вышеуказанный срок по настоящему делу не пропущен, поскольку оспариваемые результаты кадастровой стоимости были внесены в Единый государственный реестр недвижимости 1 января 2016 года, в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости административный истец обратился 23 октября 2019 года, то есть в пределах установленного законом срока.

Суд апелляционной инстанции находит указанный вывод законным и обоснованным.

Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил положения федерального законодательства, установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения административного иска.

В остальном доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции и не могут быть признаны состоятельными, поскольку сводятся по существу к иной оценке установленных по делу обстоятельств, представленных доказательств.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены решения суда судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил :

решение Краснодарского краевого суда от 7 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения определения.

Председательствующий                        Ю.А. Печурина

66а-1266/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Рентинг"
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Краснодарскому краю
Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Другие
Администрация Тихорецкого городского поселения и Тихорецкого района
администрация МО Тихорецкого района
Суд
Третий апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Печурина Юлия Александровна
Дело на сайте суда
3ap.sudrf.ru
14.10.2020Передача дела судье
18.11.2020Судебное заседание
03.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2020Передано в экспедицию
18.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее