Судья: Косенко Ю.В. Дело № 33а-871/2019 (33а-16616/2018)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 января 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Шилова А.Е.,
судей – Вачковой И.Г., Желтышевой А.И.,
при секретаре – Сукмановой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г. Самара от 10 августа 2018 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Департамента градостроительства г.о.Самара Бачинского Д.В. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Еремина Н.В. и его представителя Бурцева С.С. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Еремин Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным решения органа местного самоуправления, указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Для оформления прилегающего земельного участка площадью 297 кв.м в собственность через процедуру перераспределения 01.03.2018 административный истец обратился с соответствующим заявлением № СП-9/1021 в Департамент градостроительства г.о.Самара. Распоряжением от 19.04.2018 №РД-527 Еремину Н.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по основаниям, указанным в пп. 2 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, а именно в связи с непредставлением в письменной форме согласия лиц, указанных в п.4 ст. 11.2 настоящего Кодекса (а именно, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков), если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц. С данным отказом административный истец не согласен, поскольку на земельном участке из земель, государственная собственность на который не разграничена и земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют какие-либо ограждения, постройки, объекты капитального строительства, данные участки фактически расположены на открытой местности и имеют свободный доступ, согласно публичной кадастровой карте и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории границы земельного участка из земель, государственная собственность на который не разграничена в точках 15- 14- 13- 2- 1 - 11-10-17-16-15 не имеют пересечений с границами других земельных участков.
Ссылаясь на то, что основания для отказа в перераспределении земельного участка отсутствуют, Еремин Н.В. с учетом уточнений просил суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.04.2018 № РД-527 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков», обязать административного ответчика возобновить работу по его заявлению от 01.03.2018 № СП-9/1021 о заключении соглашения о перераспределении земельных участков, сообщив административному истцу о принятом решении в течение одного месяца.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 10 августа 2018 года требования Еремина Н.В. удовлетворены. Признано незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.04.2018 № РД-527 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. На Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность возобновить работу по заявлению Еремина Н.В. от 01.03.2018 № СП-9/1021 о перераспределении земельных участков в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, о чем незамедлительно сообщить в суд и административному истцу.
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о.Самара просит решение суда отменить как незаконное, постановленное ввиду неправильного применения норм материального права.
В заседании судебной коллегии представитель Департамента градостроительства г.о. Самара Бачинский Д.В. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Еремин Н.В. и его представитель Бурцев С.С. (по доверенности) в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч.3 ст. 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Основания для отказа в перераспределении предусмотрены пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ и являются исчерпывающими.
Согласно п. п.2 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в том числе если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Согласно п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Из материалов дела следует, что Еремин Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 400 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
01.03.2018 Еремин Н.В. обратился к Главе г.о. Самара Фурсову О.Б. с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена площадью, и земельного участка с кадастровым номером № находящегося в его собственности. К заявлению приложил схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 697 кв.м в результате присоединения к земельному участку с кадастровым номером № площадью 400 кв.м прилегающего земельного участка площадью 297 кв.м.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.04.2018 № РД-527 Еремину Н.В. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по основаниям, указанным в пп. 2 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, а именно в связи с непредставлением в письменной форме согласия лиц, указанных в п.4 ст. 11.2 настоящего Кодекса (а именно, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков), если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц.
Отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков мотивирован тем, что согласно топографическим материалам Департамента градостроительства г.о.Самара, границы образуемого земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользований.
Вместе с тем, судом установлено, подтверждено материалами дела, что наложение либо пересечение границ испрашиваемого земельного участка со смежными землепользователями не имеется, испрашиваемый земельный участок либо его части в границах красных линий не находятся.
Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара и выкопировке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД), испрашиваемый земельный участок не принадлежит территории общего пользования, информация об утвержденных проектах планировки территории отсутствует.
Из заключения кадастрового инженера ООО «БТИ Самара» Скрипкина С.А. от 08.06.2018 следует, что в результате проведения кадастровых работ (обследования) выявлено, что на земельном участке из земель, государственная собственность на которые не разграничена и на земельном участке с кадастровым номером № отсутствуют какие-либо ограждения, постройки, объекты капитального строительства; земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена и земельный участок с кадастровым номером № фактически расположены на открытой местности и имеют свободный доступ. Согласно публичной кадастровой карте и схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, граница земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена в точках 15 - 14-13-2-1-11-10-17-16-15 не имеет пересечений с границами других земельных участков.
Доказательств, опровергающие указанные обстоятельства, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, оснований для отказа Еремину Н.В. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по указанным мотивам не имелось, ввиду чего решение суда о признании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.04.2018 г. №РД-527 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» незаконным является правильным.
Принятая судом первой инстанции восстановительная мера в виде возложения на Департамент градостроительства г.о.Самара обязанности возобновить рассмотрение заявления административного истца о перераспределении земельных участков, является исполнимой в рамках предоставленных административному ответчику полномочий, соответствует предмету заявленных требований, направлена на восстановление нарушенных прав истца и соответствует вышеизложенным нормам права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно принял во внимание заключение кадастрового инженера ООО «БТИ Самара» Скрипкина С.А. от 08.06.2018, выполненное после вынесения оспариваемого распоряжения, не могут служить основанием для отмены решения суда, так как не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дел, либо ошибочном применении норм права.
Обстоятельства, установленные в заключении кадастрового инженера ООО «БТИ Самара» Скрипкина С.А. от 08.06.2018, также подтверждаются фотоматериалами, представленными в материалы дела, ответом Департамента управления имуществом г.о. Самара, направленным в адрес Департамента градостроительства г.о. Самара от 23.03.2018, в котором указано, что в информационной системе отсутствуют сведения об изъятии и резервировании данного земельного участка для государственных или муниципальных нужд, данный земельный участок расположен вне элемента границ планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, а также границ объектов культурного наследования, не относится к садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям, не является предметом аукциона. Также в служебной записке Департамента градостроительства указано на то, что сведения о действующих договоров аренды отсутствуют, проект планировки на территории, где расположен указанный выше земельный участок, не разрабатывался, разрешения на подготовку документации по планировке территории не выдавалось, зоны с особыми условиями использования отсутствуют, линейные объекты не размещены, сведения об утвержденных схемах расположения земельных участков на кадастровом плане территории отсутствуют.
При оценке указанных доводов, судебная коллегия также учитывает, что в судебном заседании суда первой инстанции представитель Департамента градостроительства г.о.Самара не смог пояснить суду с границами какого именно земельного участка имеет место пересечение границы образуемого земельного.
Из содержания подп. 1 п. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, совокупность условий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ, для признания незаконным оспариваемого распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от 19.04.2018 г. №РД-527 «Об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков» судом первой инстанции достоверно установлена и подтверждается материалами дела.
Ссылки в апелляционных жалобах на судебную практику несостоятельны. В соответствии со ст. 15 КАС РФ, суд обязан разрешать административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов. Судебная практика к источникам права не относится и руководящего значения для судов общей юрисдикции при рассмотрении административных дел не имеет.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным.
В целом доводы апелляционной жалобы Департамента градостроительства г.о.Самара, аналогичны доводам, изложенным в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Самара от 10 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о. Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –