Дело № 2а-1011/2021
УИД 56RS0024-01-2021-001654-14
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п.Новосергиевка Оренбургской области 29 сентября 2021 г.
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Бредихиной И.В.,
при секретаре Поповой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области к Дорофееву Валентину Витальевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 6 по Оренбургской области к Дорофееву В.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, В обоснование иска указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дорофееву В.В. на праве собственности принадлежали транспортные средства КАЗ 608, гос.рег №, мощностью <данные изъяты> л.с. Расчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ: <данные изъяты> (налоговая база-количество л.с.)х40,00 (налоговая ставка) х12 (количество месс владения)/12 =6000 рублей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик владел транспортным средством ФОРД-СКОРПИО, гос.рег №, мощность <данные изъяты> л.с. Расчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ: 105.00 (налоговая база –количество л.с)х 15,00 (налоговая ставка)Х 12 (количество месс владения)/12=1575,00 рублей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время владеет на праве собственности жилым домом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Расчет налога за ДД.ММ.ГГГГ 113666 (налоговая база-кадастровая стоимость) х1 (доля в праве) х0,1 % (налоговая ставка) х12 мес (количество месяцев владения)/ 12=114 рублей.
Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ с необходимостью уплаты налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в указанные сроки должник не уплатил сумму налога, ему была начислена пеня в размере 0,36 рублей по налогу на имущество физических лиц, пеня по транспортному налогу в сумме 81,43 рублей. Позже в адрес налогоплательщика было выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ №, где предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить задолженность, требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком гашения до ДД.ММ.ГГГГ. В адрес мирового судьи судебного участка № 2 Новосергиевского района Оренбургской области было направлено заявление о выдаче судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ Дорофеевым В.В. была принесена кассационная жалоба, которая была удовлетворена Шестым кассационным судом общей юрисдикции определением от ДД.ММ.ГГГГ.Просит взыскать с Дорофеева В.В. в свою пользу вышеуказанную задолженность.
В связи с проведенной реорганизацией Межрайонная ИФНС России № 6 по Оренбургской области на основании ч.1 ст.44 КАС РФ и по заявлению истца заменено правопреемником в лице Межрайонной ИФНС № 7 по Оренбургской области.
В судебное заседание представитель истца, извещенный о месте и времени судебного заседания, не участвовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание ответчик Дорофеев В.В., извещенный о месте и времени судебного заседания, не явился, не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дорофееву В.В. на праве собственности принадлежали транспортные средства КАЗ 608, гос.рег №, мощностью <данные изъяты> л.с. Расчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ: 150,00 (налоговая база-количество л.с.)х40,00 (налоговая ставка) х12 (количество месс владения)/12 =6000 рублей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик владел транспортным средством ФОРД-СКОРПИО, гос.рег №, мощность <данные изъяты> л.с. Расчет транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ: 105.00 (налоговая база –количество л.с)х 15,00 (налоговая ставка)Х 12 (количество месс владения)/12=1575,00 рублей.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время владеет на праве собственности жилым домом с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Расчет налога за ДД.ММ.ГГГГ: 113666 (налоговая база-кадастровая стоимость) х1 (доля в праве) х0,1 % (налоговая ставка) х12 мес (количество месяцев владения)/ 12=114 рублей.
Налоговый орган направил в адрес налогоплательщика налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ с необходимостью уплаты налога не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку в указанные сроки должник не уплатил сумму налога, ему была начислена пеня в размере 0,36 рублей по налогу на имущество физических лиц, пеня по транспортному налогу в сумме 81,43 рублей. Позже в адрес налогоплательщика было выставлено требование от ДД.ММ.ГГГГ №, где предлагалось в срок до ДД.ММ.ГГГГ погасить задолженность, требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ со сроком гашения до ДД.ММ.ГГГГ. В адрес мирового судьи судебного участка № 2 Новосергиевского района Оренбургской области было направлено заявление о выдаче судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ Дорофеевым В.В. была принесена кассационная жалоба, которая была удовлетворена Шестым кассационным судом общей юрисдикции определением от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, административный ответчик как собственник объектов налогообложения в ДД.ММ.ГГГГ, являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, в установленные законом сроки данные налоги не уплатил, требование об уплате налогов в указанный в требовании срок не исполнил, расчет задолженности произведен правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления собственника о необходимости погасить задолженность, предшествующая обращению в суд, соблюдена.
На основании статьи 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Согласно статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация автомототранспортных средств и других видов самоходной техники осуществляется в соответствии и в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (действующим до 01 января 2021 года), которым предусмотрено, что к органам, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств, относятся подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. На них в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность, в том числе, сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые инспекции органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
По смыслу вышеупомянутых положений законодательства, основанием для начисления налоговым органом транспортного налога является предоставленная в Инспекцию Государственной инспекцией безопасности дорожного движения выписка из электронной базы данных владельцев автотранспортных средств.
Из материалов дела следует, что Дорофеев В.В. возражает против исчисления налога по автомобилю КАЗ 608,г/н №, поскольку он им сдан на металлолом.
Тем не менее, законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.
Обязанность по уплате транспортного налога находится в зависимости от факта регистрации транспортного средства. Налогоплательщиком признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство. Уплата транспортного налога поставлена в зависимость и осуществляется именно по факту регистрации транспортного средства.
Кроме того, продажа либо утрата транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (действующим до 01 января 2021 года) юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
В соответствии с пунктами 60, 60.4 Административного регламента МВД Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД Российской Федерации от 07 августа 2013 года N 605 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), регистрация транспортного средства прекращается по следующим основаниям: заявление прежнего владельца транспортного средства и предъявление им документов о заключении сделок, направленных на отчуждение транспортного средства, по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки при условии отсутствия подтверждения регистрации за новым владельцем.
Подтверждая законность пункта 60.4 Административного регламента Верховный Суд Российской Федерации указал в Апелляционном определении 06 ноября 2014 года N АПЛ14-508, что приведенное правовое регулирование предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества посредством возложения на собственников дополнительных обязанностей и обременения, связанных с обладанием этим имуществом, имеющим особые характеристики и использование которого связано с повышенной опасностью для окружающих.
Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима, обеспечивающего безопасность дорожного движения, а также специальных правил их допуска к эксплуатации, который связывается с регистрацией транспортного средства в соответствующих подразделениях.
Поскольку вышеуказанные транспортные средства в указанные истцом периоды были зарегистрированы за Дорофеевым В.В., у него возникла обязанность по уплате транспортного налога. которая им в установленный законом срок исполнена не была.
Доказательств, что Дорофеев В.В. обращался в регистрирующий орган по вопросу снятия транспортного средства с регистрационного учета, не представлено.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) исчисляется на основании сведений органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансового платежа по налогу) самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Пунктом 3.1 ст. 362 НК РФ установлено, что в отношении транспортного средства, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган.
С заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. В случае если такие документы отсутствуют в налоговом органе, он запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.
Таким образом, при рассмотрении заявления налоговый орган должен выявить документированные сведения, подтверждающие факт прекращения существования транспортного средства, либо отсутствие таковых.
По мнению ФНС, представленному в Письме от 06.07.2021 N БС-4-21/9471@, в ситуации, когда прекращение существования транспортного средства как объекта налогообложения обусловлено волеизъявлением его собственника (то есть происходит не в результате стихийных бедствий, аварий, иной непреодолимой силы, обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), для установления оснований, подтверждающих уничтожение транспортного средства, должны применяться аналогичные нормы об основаниях снятия транспортного средства с государственного учета.
Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае прекращения существования транспортное средство подлежит снятию с государственного учета по заявлению его владельца или организации, уполномоченной в установленном Правительством РФ порядке, после утилизации транспортного средства.
Согласно п. 71 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ (утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764) снятие с государственного учета транспортного средства после утилизации осуществляется при предъявлении с заявлением заинтересованного лица свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. Иных оснований для снятия в заявительном порядке транспортного средства с государственного учета в связи с прекращением его существования законодательством не установлено.
Таким образом, для прекращения налогообложения транспортного средства в связи с прекращением его существования по волеизъявлению его собственника налоговыми органами в качестве основания должно рассматриваться свидетельство (акт) об утилизации, подтверждающее факт уничтожения транспортного средства, выданное лицом, выполнившим данные действия. Эта позиция поддержана Минфином (Письмо от 06.07.2021 N 03-05-04-04/53356).
Ответчиком не представлено доказательств о предоставлении налоговому органу доказательств утилизации транспортного средства.
Учитывая, что сроки, установленные налоговому органу для обращения в суд также не истекли, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной ИФНС России № 7 по Оренбургской области к Дорофееву Валентину Витальевичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, пени удовлетворить.
Взыскать с Дорофеева Валентина Витальевича, ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС № 7 по Оренбургской области задолженность по налогам в общей сумме 13176,46 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц, взимаемый со ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 100,67 рублей, <данные изъяты>; пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемый со ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в сумме 0,36 рублей, <данные изъяты>; транспортный налог с физических лиц в сумме 12994,00 рублей, <данные изъяты>, пени по транспортному налогу в сумме 81,43 рубля, <данные изъяты>.
Взыскать с Дорофеева Валентина Витальевича, ДД.ММ.ГГГГ, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу бюджета МО Новосергиевский район Оренбургской области государственную пошлину в сумме 527 рублей.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 13.10.2021
Председательствующий