Дело № 2-2443/2024
УИД № 50RS0026-01-2023-019055-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2024 года г.о. Люберцы
18 марта 2024 года мотивированное решение
Люберецкий городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Неграмотнова А.А.,
при секретаре Гришиной Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства имущественных отношений Московской области к Громову А. АлексА.у о взыскании платы ща изменение вида разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в суд с указанным иском к Громову А.А., в обоснование своих требований истец указало, что Громов А.А.. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Истец осуществил расчет платы за изменение вида разрешенного использования участка и направил соответствующее уведомление от ДД.ММ.ГГ № на общую сумму 188 124, 16 руб. в адрес ответчика. Отправление вернулось ДД.ММ.ГГ.
В связи с непоступлением в бюджет Московской области платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка истца, ДД.ММ.ГГ в адрес ответчика направлена претензия № на сумму 188 124, 16 руб. До настоящего времени плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не поступила.
В связи с чем истец просит взыскать с ответчика плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в размере 188 124, 16 руб.
Представитель истца Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещен, при подаче иска просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик Громов А.А. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска по основаниям письменных возражений, в которых указывает, что взимаемая плата не соответствует нормам права, основной или вспомогательный вид разрешенного использования выбирается правообладателем земельного участка самостоятельно, сбор не установлен в Налоговом кодексе, плата не может быть оплатой государственных услуг, так как услуга сводится к тому, чтобы изменить вид разрешенного использования в ЕГРН и плата за него предусмотрена отдельно, в связи с чем просит в удовлетворении иска отказать.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав истца, оценив представленные доказательства в их совокупности, с учетом требований ст. 67 ГПК, находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выбор предусматривающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, осуществляется при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную) ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства, ведение садоводства.
В соответствии с частью 9 статьи 5.1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 указанной статьи.
В соответствии со ст.5.1 Закона №-ОЗ, выбор предусматривающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области при условии внесения данным лицом платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, предусматривающий строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, предоставляется органом, уполномоченным на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, на основании заявления собственника земельного участка при условии внесения физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с полученным разрешением.
Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 настоящей статьи.
Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования или условно разрешенным видом использования.
Размер платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка определяется на основании заявления собственника земельного участка о получении расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, поданного посредством государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области" (далее - РПГУ), расположенной в информационно-коммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.uslugi.mosreg.ru.
Заявление о получении расчета размера платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежит рассмотрению в сроки, установленные порядком определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица.
Порядок определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, устанавливается Правительством Московской области.
Плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка подлежит зачислению в бюджет Московской области по нормативу сто процентов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Громов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с уведомлением Управления Росреестра по Московской области от ДД.ММ.ГГ № об изменении на основании утвержденных ПЗЗ изменен ВРИ земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в собственности ответчика, с ВРИ «для ведения личного подсобного хозяйства» на ВРИ «для индивидуального жилищного строительства»
Минмособлимущество на основании Постановления Правительства Московской области № осуществило расчет платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка и направило собственнику земельного участка - Громову А.А. уведомление от ДД.ММ.ГГ № о внесении платы на общую сумму 188 124, 16 руб., которое вернулось ДД.ММ.ГГ.
Между тем, согласно ч. 16 ст. 5.1 Закона №-ОЗ собственник земельного участка обязан внести плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка в тридцатидневный срок со дня получения уведомления.
В связи с тем, что ответчик не произвел оплату за изменение вида разрешенного использования земельного участка, Минмособлимущество направило в адрес ответчика претензию от ДД.ММ.ГГ № на сумму 188 124, 16 руб.
До настоящего времени плата от ответчика Громова А.А. за изменение ВРИ земельного участка в бюджет Московской области не поступила, что ответчиком не опровергнуто, доказательств согласно ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, в обязательном порядке указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно части 1 статьи 37 ГрК РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 3 статьи 37 ГрК РФ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" выбор предусматривающего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства вида разрешенного использования земельного участка, расположенного в границах субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, в границах Московской области и находящегося в собственности физического лица или юридического лица, осуществляется при условии внесения им платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, определяемой в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, нормативным правовым актом Московской области, с учетом разницы между установленной кадастровой стоимостью земельного участка и кадастровой стоимостью земельного участка с измененным видом разрешенного использования.
Порядок внесения платы за изменение ВРИ земельных участков, расположенных на территории Московской области, установлен статьей 5.1 Закона Московской области N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", а также принятым на основании указанной статьи постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ N 1190/57 "Об утверждении порядка определения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического или юридического лица, перечня видов объектов капитального строительства, имеющих важное социально-экономическое значение для развития Московской области, и перечня муниципальных образований Московской области, в границах которых плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка не взимается".
В соответствии с законодательством Московской области плата взимается в бюджет Московской области по нормативу 100% при изменении ВРИ земельных участков под различные виды жилой застройки (индивидуальную жилую, блокированную, малоэтажную многоквартирную, среднеэтажную, многоэтажную (высотную) ведение личного подсобного хозяйства, ведение дачного хозяйства, ведение садоводства.
В соответствии с частью 9 статьи 5.1 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности физического лица или юридического лица, на другой вид такого использования, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, в соответствии с правилами землепользования и застройки подлежит внесению физическим лицом или юридическим лицом, являющимся собственником земельного участка, в полном объеме в срок, установленный частью 16 указанной статьи.
Основания освобождения от платы за изменение вида разрешенного использования установлены в п. 3 ст. 22 Федерального закона N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно данной норме указанная плата не взимается при условии, что вид разрешенного использования земельного участка изменяется на вид разрешенного использования, приведенный в градостроительном плане земельного участка, утвержденном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы, законом Московской области. Законом N 23/96-ОЗ (статья 5.2) приведен исчерпывающий перечень оснований для освобождения собственника земельного участка от внесения платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Кроме оснований, установленных в п. 3 ст. 22 Федерального закона N 43-ФЗ, к основаниям освобождения также относятся случаи, если ВРИ земельного участка изменяется на вид разрешенного использования земельного участка, предусматривающий строительство и (или) реконструкцию на земельном участке объекта капитального строительства, относящегося к видам объектов капитального строительства, имеющим важное социально-экономическое значение для развития Московской области и включенным в перечень, утвержденный Правительством Московской области.
В рассматриваемом случае, ни одно из оснований, установленных Федеральным законом от N 43-ФЗ и Законом N 23/96-ОЗ, не относится к случаю изменения вида разрешенного использования ответчиком.
Согласно п. 13 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
По данному делу установлено, что вид разрешенного использования земельного участка изменен на основании заявления об изменении вида разрешенного использования, в интересах собственника земельного участка по его волеизъявлению в целях признания права собственности на возведенный жилой дом на земельном участке, не соответствующему виду его использования. Вид разрешенного использования изменен на предусматривающий строительства, что в силу императивной нормы ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 43-ФЗ обязывает ответчика внести соответствующую плату
Возражения ответчика относительно иного способа реагирования (отмены постановления) несостоятельны, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 5.14 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГ N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, принятое в соответствии с частью 3 настоящей статьи, отменяется органом местного самоуправления муниципального образования Московской области в случае невнесения собственником земельного участка в полном объеме платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка в срок, установленный частью 8 настоящей статьи. При этом вид разрешенного использования земельного участка подлежит возврату к виду разрешенного использования земельного участка, установленному на день подачи заявления.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, учитывая, что Громовым А.А. не внесена плата за изменение вида разрешенного использования земельного участка, такое постановление до настоящего времени не отменено, а возвратить прежний вид разрешенного использования земельного участка не предоставляется возможным, поскольку на нем располоежен жилой дом, право собственности на который признано судом, в том числе с учеотом иземенения вида разрешенного использования земельного участка.
Пунктами 13.36.1 и 13.36.2 Положения о Министерстве имущественных отношений Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГ №, установлено, что органом, уполномоченным на осуществление расчета размера платы за изменение ВРИ земельных участков и уведомление собственников о размере указанной платы, является Минмособлимущество.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу истца платы за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в размере 188 124, 16 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 4 962,48 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН №, ОГРН №) к Громову А. АлексА.у о взыскании платы ща изменение вида разрешенного использования земельного участка – удовлетворить.
Взыскать с Громова А. АлексА.а (паспорт №) в пользу Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН №, ОГРН №) плату за изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 188 124, 16 руб.
Взыскать с Громова А. АлексА.а (паспорт №) в доход городского округа Люберцы Московской области государственную пошлину в размере 4 962,48 руб.
Решение суда может быть обжаловано в месячный срок со дня его составления в окончательной форме в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области.
Судья: А.А. Неграмотнов