Мотивированное решение изготовлено 10.07.2020
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-128/2020
в производстве Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга
УИД 66RS0005-01-2019-005826-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02.07.2020 Октябрьский районный суд города Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Пановой О.В., при секретаре Мураевой Е.К., с участием помощника прокурора Октябрьского района г. Екатеринбурга Безумовой О.Ю. представителя истца Харлова А.А., представителя ответчика Якушева В.С., представителя ответчика Логинова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кильметовой Лилии Фатиховны к ГБУЗ СО «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница», ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6» о признании не нуждающейся в диспансерном наблюдении и снятии с учета
УСТАНОВИЛ:
Истец Кильметова Л.Ф. обратилась в суд с указанным иском к ГБУЗ СО «Свердловская областная клиническая психиатрическая больница» и просила признать ее не нуждающейся в диспансерном наблюдении в ПНД, обязать ответчика снять с имеющихся учетов как нуждающуюся в наблюдении.
В обоснование требований указала, что с сентября 2015 года ей оказывалась в ГБУЗ СОПБ № 6 консультативная помощь, в связи с чем она состоит под диспансерным наблюдением. Обращение в 2015 году было связано с попыткой решить проблему со сдачей экзаменов в школе и данные, сообщенные ею врачу, не соответствуют действительности. В настоящее время у нее возникла необходимость в получении справки от психиатра об удовлетворительном состоянии здоровья, которую ей дать не могут ввиду того что в 2015 году ей оказывалась консультативная помощь. Справка необходима для трудоустройства и получения водительского удостоверения. В настоящее время обучается на 3 курсе ГАПОУ СО «Уральский железнодорожный техникум»; лечения не проходит и в нем не нуждается; родственники психическими расстройствами и заболеваниями не страдают; после первого курса она работала проводником по срочному трудовому договору. Все это свидетельствует о том, что не нуждается в диспансерном наблюдении.
В ходе рассмотрения дела исковые требования были уточнены: истец просила признать ее не нуждающейся в диспансерном наблюдении в ПНД, обязать ответчика снять с имеющихся учетов как нуждающуюся в наблюдении; признать отсутствующим диагноз, поставленный Кильметовой Л.Ф. ранее в ГБУЗ СО «СОКПБ»; признать отсутствующими основания при наличии психических расстройств и заболеваний для получения водительского удостоверения.
Определением Октябрьского районного суда от 14.11.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6».
Определением Октябрьского районного суда от 02.07.2020 принят отказ от иска в части требований о признании отсутствующим диагноз, поставленный Кильметовой Л.Ф. ранее в ГБУЗ СО «СОКПБ», производство по делу в указанной части прекращено.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении иска по изложенным в нем доводам.
Представитель ответчика ГБУЗ СО «СОКПБ» в судебном заседании доводы письменных возражений поддержал, суду пояснил, что Кильметова Л.Ф, на диспансером наблюдении в ГБУЗ СО «СОКПБ» не состоит. С учетом того, что она является совершеннолетней, проживает на территории Чкаловского района г. Екатеринбурга, амбулаторная психиатрическая помощь должна ей оказываться ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6».
Представитель ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6» в судебном заседании ссылался на отсутствие оснований для удовлетворения иска с учетом результатов проведенной по делу судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца Кильметовой Л.Ф. по имеющимся в деле доказательствам.
Суд, заслушав представителя истца и представителей ответчиков, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Правовые, организационные и экономические принципы оказания психиатрической помощи в Российской Федерации установлены в Законе Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании" (далее - Закон). Согласно пункту 1 статьи 3 данного Закона он распространяется на граждан Российской Федерации при оказании им психиатрической помощи и применяется в отношении всех учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь на территории Российской Федерации.
Психиатрическая помощь включает в себя обследование психического здоровья граждан по основаниям и в порядке, установленным настоящим Законом и другими законами Российской Федерации, диагностику психических расстройств, лечение, уход и медико-социальную реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами (пункт 1 статьи 1 Закона).
Согласно статье 4 Закона психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
В силу части 2 статьи 20 Закона установление диагноза психического заболевания, принятие решения об оказании психиатрической помощи в недобровольном порядке либо дача заключения для рассмотрения этого вопроса являются исключительным правом врача-психиатра или комиссии врачей-психиатров.
На основании части 1 статьи 26 Закона амбулаторная психиатрическая помощь лицу, страдающему психическим расстройством, в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде консультативно-лечебной помощи или диспансерного наблюдения.
Приказом Министерства здравоохранения Свердловской области от 23.04.2013 № 521-п установлен порядок оказания медицинской помощи при психиатрических расстройствах поведения в учреждениях здравоохранения Свердловской области.
Согласно данному документу амбулаторная психиатрическая медицинская помощь оказывается гражданам в добровольном порядке, кроме случаев, регламентированных действующим законодательством РФ по территориально-участковому принципу согласно Перечню государственных бюджетных учреждений здравоохранения Свердловской области, оказывающих амбулаторную психиатрическую помощь. Данная помощь в ГБУЗ СО «СОКПБ» оказывается детскому населению в филиале «Детство».
Кильметова Л.Ф. является совершеннолетней, проживает на территории Чкаловского района г. Екатеринбурга, амбулаторная психиатрическая помощь должна оказываться ей в ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6».
Таким образом, поскольку психиатрическая помощь в амбулаторных условиях Кильметовой Л.Ф. должна оказываться в ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6», в ГБУЗ СО «СОКПБ» она не числится в статистическом учете пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, следовательно сотрудники ГБУЗ СО «СОКПБ» не могут решать вопросы исключения из учета, ведущегося в иной медицинской организации.
Изложенное свидетельствует о том, что ГБУЗ СО «СОКПБ» является ненадлежащим ответчиком по делу.
В соответствии со ст. 27 указанного Закона, решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона.
Как следует из материалов дела, Кильметова Л.Ф. в 2015 году самостоятельно обратилась в ГБУЗ СО «СОКПБ» для оказания ей медицинской помощи; в связи с чем в период с 14.09.2015 по 16.10.2015 она находилась на обследовании и лечении в отделении № 17 в условиях стационара. По результатам обследования Кильметовой Л.Ф. рекомендовано наблюдение психиатра по месту жительства, курсы нейрометаболической терапии 3-4 раза в год, представление на психолого-медико-психологическую комиссию, занятия с психологом, семейная и индивидуальная психотерапия. Кильметова Л.Ф. была выписана в связи с отказом от дальнейшего оказания медицинской помощи.
С 2018 года начала обращаться за снятием диагноза.
Письмом от 25.01.2019 ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6» на обращение Кильметовой Л.Ф, сообщило, что под диспансерным наблюдением участкового психиатра она не состоит; с декабря 2015 года В ГБУЗ СО ПБ№ 6 ей оказывается консультативная помощь. По поводу диагноза психического расстройства, установленного по результатам стационарного обследования в 2015 году в ГБУЗ СО «СОКПБ» ей были даны подробные разъяснения.
По заключению ВК № 104 от 06.12.2019 ГБУЗ СО «Психиатрическая больница № 6» Кильметовой Л.Ф. поставлен диагноз шизофрения, параноидная форма, эпизодическое ремитирующее течение, состояние стойкой ремиссии. В диспансерном наблюдении у психиатра не нуждается, рекомендовано оказание врачебной помощи по обращению.
При этом в выписке из указанного протокола отмечено об отсутствии противопоказаний к получению удостоверения на вождение автотранспорта.
Определением суда от 27.12.2019 по делу назначено проведение судебной экспертизы, ее проведение поручено ГБУ Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1».
Согласно заключения комиссии судебно-психиатрических экспертов № 1083 от 27.05.2020 ГБУ Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница № 1» Кильметова Л.Ф. обнаруживает признаки хронического психического расстройства в виде шизофрении параноидной с непрерывным типом течения, в настоящее время состояние нестойкой ремиссии. Об этом свидетельствуют данные анамнеза и медицинской документации о наличии у нее шизоидного преморбида, появление в подростковом возрасте псевдоневротической симптоматики, ассоциативных нарушений, ощущения дереализации, проявление дисморфомании, идей отношения, преследования, что обуславливало ее неправильное поведение и явилось причиной госпитализации в психиатрический стационар с диагнозом «шизофрения».
Настоящим клиническим обследованием у Кильметовой Л.Ф. выявлены характерные для шизофренического процесса негативные изменения психики (склонность к рассуждательству, снижение целенаправленности суждений, соскальзывания) изменений в эмоционально-волевой сфере (парадоксальность, уплощение эмоциональных реакций) в сочетании со снижением критических и прогностических способностей.
Для достижения качественной ремиссии течения заболевания Кильметова Л.Н. нуждается в настоящее время в динамическом наблюдении в условиях психоневрологического диспансера (диспансерного отделения, кабинета) в соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании".
Таким образом, сведения о наличии у Кильметовой Л.Ф. психического заболевания, необходимость в диспансерном наблюдении заключением судебной экспертизы не опровергнуты.
Оценивая требования о признании отсутствующими оснований при наличии психических расстройств и заболеваний для получения водительского удостоверения суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Статьей 24 Федеральным закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В ч. 1 ст. 26 указанного Федерального закона определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" N 196-ФЗ от 10.12.1995, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:
обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств;
обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами);
внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;
обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры;
проведение санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В силу ст. ст. 25, 26 Федеральным закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам РФ, достигшим установленного законом возраста и не имеющим ограничений к водительской деятельности, сдавшим квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами.
Согласно ст. 8 "Конвенции о дорожном движении" (заключенной в г. Вене 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, так к противопоказаниям относятся шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
При таких обстоятельствах суд, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, и учитывая, что из приведенных доказательств следует, что у Кильметовой Л.Ф. имеется заболевание, препятствующее ей управление транспортными средствами, приходит к выводу об отсуствии оснований для удовлетворения иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░