Дело № 2а-827/2021
УИД 59RS0035-01-2021-001025-79
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Соликамск 06 июля 2021 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пантилеевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Мунц Е.А.,
с участием административного истца Гуляева В.В.,
представителя административного ответчика Тонких О.И., действующей на основании доверенности,
представителей заинтересованных лиц Рогожиной М.В., Беловой Е.А.,
помощника Соликамского городского прокурора Никонова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Гуляева В.В. к администрации Соликамского городского округа о признании нормативного акта недействующим,
у с т а н о в и л:
Административный истец ИП Гуляев В.В. обратился в Соликамский городской суд Пермского края к администрации Соликамского городского округа о признании нормативного акта недействующим. В обоснование исковых требований указал, что он (Гуляев) осуществляет предпринимательскую деятельность в городе Соликамск в нестационарном торговом объекте, расположенном по адресу: <...>. <дата> между ним (Гуляевым) и администрацией г. Соликамска был заключен договор № на размещение НТО. При определении арендной платы администрацией Соликамского городского округа применялись две различные методики расчета, утвержденные решениями Соликамской городской Думы <дата> № и <дата> №, при этом, арендная плата административного истца по договору по сравнению с <дата> выросла в <данные изъяты> раз. Расчет арендной платы администрацией Соликамского городского округа производился в произвольном порядке. По факту нарушения законодательства в адрес УФАС по Пермскому краю, прокуратуры города Соликамска, Уполномоченному по защите прав предпринимателей Пермского края были направлены обращения. По результатам проведенных проверок было установлено нарушение федерального законодательства в нормативных актах, устанавливающих экономически необоснованный и произвольно дифференцированный размер арендной платы для НТО, а также выдано предупреждение антимонопольного органа и внесен протест Соликамской городской прокуратурой, нормативные акты Соликамской городской Думы отменены. Новых расчетов платы за размещение НТО Соликамской городской Думой не принято. Несмотря на отмену нормативных актов, администрация Соликамского городского округа считает, что размеры арендной платы, установленные на основании решения Соликамской городской Думы № являются действующими на основании п. <данные изъяты> Постановления № от <дата> «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории Соликамского городского округа». Считает, что п. 7.1 Постановления принят с превышением должностных полномочий, поскольку нарушает ч. 1 ст. 15 135-ФЗ «О защите конкуренции» и нарушает его (Гуляева) права, закрепленные в статье 34.1 Конституции Российской Федерации путем установления незаконных и экономически необоснованных размеров платежей в сотни тысяч рублей за размещение НТО, создает дискриминационные условия, ограничивает конкуренцию. Просит признать Постановление администрации г. Соликамска № от <дата> «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории Соликамского городского округа» несоответствующим ч. 1 ст. 15 135-ФЗ «О защите конкуренции» и п.п. 27 п. 2 ст. 23 Устава г. Соликамск и недействующим в части применения п. <данные изъяты> данного Постановления со дня его принятия.
В судебном заседании административный истец на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Тонких О.И., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители заинтересованных лиц Думы Соликамского городского округа, Управления экономической политики администрации Соликамского городского округа в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали.
Заслушав участников судебного заседания, прокурора, полагавшего, что административные исковые требования подлежат удовлетворению в части признания п. <данные изъяты> Постановления администрации <...> № от <дата> «Об утверждении Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории Соликамского городского округа» несоответствующим ч. 1 ст. 15 135-ФЗ «О защите конкуренции», изучив материалы административного дела, надзорное производство по заявлению Б.В., суд приходит к следующему.
На основании статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 указанной статьи (нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд), возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 указанной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст.ст. 7,31 Устава Соликамского городского округа, принятого решением Соликамской городской Думы от <дата> № администрация уполномочена на создание условий для обеспечения жителей Соликамского городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания. Администрация разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в муниципальной собственности.
Решением Соликамской городской Думы от <дата> № утверждены Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории Соликамского городского округа.
Основанием для размещения нестационарного торгового объекта на территории Соликамского городского округа является договор на размещение нестационарного объекта (п.4.1 Положения).
Договор заключается между владельцем нестационарного торгового объекта и уполномоченным органом администрации города Соликамска в лице Управления экономической политики (п. 4.2 Положения).
На основании п. 4.3 Положения по договору взимается плата за размещение нестационарного торгового объекта, рассчитываемая в соответствии с Методикой определения платы для размещения нестационарного торгового объекта.
На основании абз. 6 п. 5.1 Постановления администрации г. Соликамска от <дата> № утвержден порядок реализации преимущественного права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта. На основании п. 10 Приложения размер платы за размещение НТО, подлежащей внесению его владельцем, определяется по Методике, действующей на день поступления заявления.
Решением Соликамской городской Думы от <дата> № внесены изменения в Положение о размещении нестационарных торговых объектов на территории Соликамского городского округа, утвержденное решением Соликамской городско Думы от <дата> №, в том числе в методику определения платы за размещение нестационарного торгового объекта.
Судом установлено, что <дата> административным истцом было подано заявление о реализации имущественного права на заключение договора на размещение НТО.
<дата> между администрацией города Соликамска в лице начальника управления экономической политики администрации города и ИП Гуляевым В.В. был заключен договор № на размещение нестационарного торгового объекта, срок действия договора с <дата> по <дата> (п. 1.3 Договора).
Предметом данного договора является размещение нестационарного торгового объекта по адресу: <...>.
Срок действия договора пять лет с <дата> по <дата> (п. 1.3 Договора).
На основании п. 2.1 Договора плата за размещение объекта при подписании договора составляет <данные изъяты> рублей. Плата рассчитывается в соответствии с Методикой определения платы за размещение нестационарного торгового объекта, утвержденной в соответствии с Положением о размещении нестационарных торговых объектов на территории Соликамского городского округа, утвержденному решением Соликамской городской Думы от <дата> №.
Размер платы может изменяться администрацией в одностороннем порядке в случае изменения Методики определения платы за размер нестационарного торгового объекта и в других случаях, предусмотренных нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Пермского края, органов местного самоуправления (п. 2.4 Договора).
Таким образом, на момент подачи административным истцом заявления и заключения договора на размещения НТО <дата> действовала Методика, утвержденная Решением Соликамской городской Думы от <дата> №.
Размещение нестационарных объектов на территории Пермского края осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от <дата> «Об утверждении Порядка разработки и утверждения Схемы размещения нестационарных торговых объектов».
В настоящее время на территории Соликамского городского округа размещение НТО осуществляется в соответствии Постановлением администрации города Соликамска Пермского края от <дата> №. Данное Положение разработано в соответствии с требованиями Постановления Правительства Пермского края №.
На основании п. 2 Постановления № установлена необходимость определения органами местного самоуправления переходных положений для НТО, срок размещения которых истекает после вступления данного Положения законную силу. Согласно п. <данные изъяты> Положения администрацией установлены переходные положения для НТО. На основании указанного пункта на территории г. Соликамска договоры аренды земельного участка, либо договоры на размещение НТО, заключенные до вступления Постановления Правительства Пермского края № и настоящего Положения действуют без изменений до окончания срока их действия.
Установленные переходные положения позволяют субъектам малого и среднего предпринимательства, владельцам НТО, беспрепятственно осуществлять свою деятельность на территории г. Соликамск до окончания срока действия договоров и не влекут их закрытие.
Однако, несмотря на п. <данные изъяты> Положения, утвержденного Постановлением администрации города Соликамска Пермского края от <дата> №, с момента заключения с административным истцом договора <дата> неоднократно вносились изменения в договор по размещению НТО, то есть, п. <данные изъяты> Положения администрацией Соликамского городского округу не применялся.
При этом, следует отметить, что при применении к административному истцу Методики определения платы за размещение НТО, утвержденной Положением №. Плата за размещение НТО составит <данные изъяты> рублей в месяц, что на <данные изъяты> рубля в месяц меньше, чем указанная арендная плата в договоре, заключенном с административным истцом <дата>.
На основании ч. 1 ст. 15 Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально-ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Таким образом, муниципальные образования обязаны принимать меры, направленные на обеспечение доступности для лиц, осуществляющих торговую деятельность, в связи с чем, положения п. <данные изъяты> постановления администрации города Соликамска № от <дата> следует признать не соответствующим ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в части запрета внесения изменений относительно размера платы на размещение нестационарного объекта торгового объекта со дня его принятия.
Доводы административного истца о том, что к спорным правоотношениям должны применяться п.п. 27 п. 2 ст. 23 Устава Соликамского городского округа, суд находит несостоятельными, поскольку согласно данному п.п. 27 п. 2 ст. 23 Устава к полномочиям Думы Соликамского городского округа относится утверждение порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и срок внесения арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности.
В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
На основании изложенного, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования индивидуального предпринимателя Гуляева В.В. к администрации Соликамского городского округа о признании нормативного акта недействующим удовлетворить частично.
Признать не соответствующим п. <данные изъяты> постановления администрации города Соликамска № от <дата> следует признать не соответствующим ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в части запрета внесения изменений относительно размера платы на размещение нестационарного объекта торгового объекта со дня его принятия.
Возложить на администрацию Соликамского городского округа обязанность опубликовать сообщение о принятом судебном акте в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (15 июля 2021 года).
Судья Е.В. Пантилеева