Решение по делу № 3-165/2015 от 03.07.2015

Дело № 3-165/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10» сентября 2015 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селиверстовой И.В.

при секретаре Козьяковой М.Ю.

с участием представителей заинтересованных лиц:

филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области

Мосейко К.В.

администрации городского округа город Воронеж Ефановой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже гражданское дело по заявлению Исаева С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,

у с т а н о в и л:

3 июля 2015 года Исаев С. обратился в Воронежский областной суд с исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала в Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, в котором представитель истца просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство торгово-накопительной базы, принадлежащего истцу на праве собственности, равной рыночной.

В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статей 2 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от
29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым составляет <данные изъяты> рублей, в то время как в соответствии с отчетом оценочной компании <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 августа 2014 года составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 4-5).

Определением судьи Воронежского областного суда от 6 июля 2015 года исковое заявление было оставлено без движения, истцу было предложено в течение пяти дней с момента получения копии определения устранить указанные в нем недостатки (л.д. 1-2).

Определением Воронежского областного суда от 13 июля 2015 года после устранения имевшихся недостатков заявление принято к производству суда, вид судопроизводства по настоящему делу определен, как по делам, возникающим из публичных правоотношений (л.д. 110-111).

Определением суда от 23 июля 2015 года по ходатайству представителя заявителя по доверенности от 27 мая 2015 года Чиковой Т.Н. по делу была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости – 1 августа 2014 года, соответствия отчета от 29 мая 2015 года действующему законодательству и правильности определения в нем величины рыночной стоимости, производство по делу приостановлено (л.д. 136-139).

Определением суда от 2 сентября 2015 года производство по делу было возобновлено, в связи с поступлением в адрес суда заключения эксперта, составленного на основании определения суда (л.д. 181).

Заявитель, его представитель по доверенности, представители заинтересованных лиц – правительства Воронежской области, департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управления Росреестра по Воронежской области - в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, Исаев С. И его представитель просят рассматривать дело в их отсутствие, уточненные требования поддерживают в полном объеме, иные лица о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращались, возражений относительно заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлено (л.д. 182-185, 187-189).

Учитывая изложенное, суд в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В настоящем судебном заседании судом приняты в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований, согласно которым представитель заявителя просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной в соответствии с заключением судебной экспертизы от 26 августа 2015 года в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 179).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Мосейко К.В. поддержала письменный отзыв (л.д. 124-127), пояснив, что против удовлетворения заявленных требований с учетом их уточнения не возражают, заключение судебной экспертизы и определенной в ней величины рыночной стоимости не оспаривают, ходатайств о назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости не имеют.

Представитель заинтересованного лица Ефанова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований с учетом их уточнения, поскольку установление кадастровой стоимости равной рыночной приведет к уменьшению налогооблагаемой базы и сокращению поступлений в бюджет, пояснив при этом, что возражений против заключения судебной экспертизы, определенной в ней величины рыночной стоимости, ходатайств о назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости не имеют.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственнойкадастровойоценки земель.

В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.

Таким образом, требование подлежит рассмотрению по общим правилам производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений в соответствии с абзацем 7 статьи 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применительно к условиям и основаниям, изложенным в положениях Закона об оценочной деятельности, в частности в статье 24.18, включая правила о распределении бремени доказывания, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Как следует из материалов гражданского дела, Исаев С. является собственником земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство торгово-накопительной базы, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 16 сентября 2014 года (л.д. 94).

Названные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка используется для целей налогообложения (налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), суд усматривает наличие у заявителя заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, поскольку они затрагивают его права и обязанности, как физического лица, уплачивающего земельный налог (л.д. 186), отнесенный налоговым законодательством к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территории муниципального образования (пункты 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 387, пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17 декабря 2010 года № 1108 (далее – Постановление № 1108) и являются действующими.

В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем изменение их кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Определение кадастровой стоимости вновь образуемых участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания).

Согласно пункта 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Из материалов дела следует, что утвержденный Постановлением № 1108 средний взвешенный по площади УПКСЗ для <данные изъяты> группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (<данные изъяты>) - был использован для исчисления кадастровой стоимости названных выше земельных участков. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 1 августа 2014 года. Размер кадастровой стоимости земельного участка утвержден актом от 1 августа 2014 года и составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 95-97, 125, 128-130).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена по состоянию на 1 августа 2014 года, постольку датой, по состоянию на которую определяется его рыночная стоимость, следует считать именно эту дату.

В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству представителя заявителя на основании определения суда от 23 июля 2015 года была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость – 1 августа 2014 года. Согласно заключению эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России от 26 августа 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым на заданную дату составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 151-167).

Оценивая заключение судебной экспертизы в названной части, применительно к положениям статей 60, 67 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки действующего законодательства, а также надлежащими доказательством, подтверждающим размердействительной рыночнойстоимостиземельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Доказательств, свидетельствующих о том, что названное заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, не представлено. Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка не обращались.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.

Доводы представителя органа местного самоуправления о том, что пересмотр кадастровой стоимости земельного участка повлечет уменьшение доходной части бюджета, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению, являются не состоятельными, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной прямо предусмотрена законом.

Таким образом, суд считает установленной действительную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 августа 2014 года (на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость).

Согласно абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом по смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость равной рыночной устанавливается по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений названных норм, а также учитывая, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости Исаев С. обратился в суд 3 июля 2015 года, новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков подлежат применению с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7, части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» настоящее решение суда со дня вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым , находящегося в собственности Исаева С., равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 августа 2014 года, поданное в суд 3 июля 2015 года, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявление Исаев С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство торгово-накопительной базы, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 августа 2014 года, в размере <данные изъяты> рублей, на период с
1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 3 июля 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2015 года.

Председательствующий И.В. Селиверстова

Дело № 3-165/2015 Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«10» сентября 2015 года Воронежский областной суд в составе:

председательствующего судьи Селиверстовой И.В.

при секретаре Козьяковой М.Ю.

с участием представителей заинтересованных лиц:

филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Воронежской области

Мосейко К.В.

администрации городского округа город Воронеж Ефановой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Воронеже гражданское дело по заявлению Исаева С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной,

у с т а н о в и л:

3 июля 2015 года Исаев С. обратился в Воронежский областной суд с исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала в Воронежской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, в котором представитель истца просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство торгово-накопительной базы, принадлежащего истцу на праве собственности, равной рыночной.

В обоснование заявленных требований, со ссылкой на положения статей 2 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от
29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» указал, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым составляет <данные изъяты> рублей, в то время как в соответствии с отчетом оценочной компании <данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 августа 2014 года составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 4-5).

Определением судьи Воронежского областного суда от 6 июля 2015 года исковое заявление было оставлено без движения, истцу было предложено в течение пяти дней с момента получения копии определения устранить указанные в нем недостатки (л.д. 1-2).

Определением Воронежского областного суда от 13 июля 2015 года после устранения имевшихся недостатков заявление принято к производству суда, вид судопроизводства по настоящему делу определен, как по делам, возникающим из публичных правоотношений (л.д. 110-111).

Определением суда от 23 июля 2015 года по ходатайству представителя заявителя по доверенности от 27 мая 2015 года Чиковой Т.Н. по делу была назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости – 1 августа 2014 года, соответствия отчета от 29 мая 2015 года действующему законодательству и правильности определения в нем величины рыночной стоимости, производство по делу приостановлено (л.д. 136-139).

Определением суда от 2 сентября 2015 года производство по делу было возобновлено, в связи с поступлением в адрес суда заключения эксперта, составленного на основании определения суда (л.д. 181).

Заявитель, его представитель по доверенности, представители заинтересованных лиц – правительства Воронежской области, департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, Управления Росреестра по Воронежской области - в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом и в установленном порядке, Исаев С. И его представитель просят рассматривать дело в их отсутствие, уточненные требования поддерживают в полном объеме, иные лица о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращались, возражений относительно заявленных требований, заключения судебной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости, не представлено (л.д. 182-185, 187-189).

Учитывая изложенное, суд в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В настоящем судебном заседании судом приняты в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявленных требований, согласно которым представитель заявителя просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной в соответствии с заключением судебной экспертизы от 26 августа 2015 года в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 179).

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Мосейко К.В. поддержала письменный отзыв (л.д. 124-127), пояснив, что против удовлетворения заявленных требований с учетом их уточнения не возражают, заключение судебной экспертизы и определенной в ней величины рыночной стоимости не оспаривают, ходатайств о назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости не имеют.

Представитель заинтересованного лица Ефанова Н.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований с учетом их уточнения, поскольку установление кадастровой стоимости равной рыночной приведет к уменьшению налогооблагаемой базы и сокращению поступлений в бюджет, пояснив при этом, что возражений против заключения судебной экспертизы, определенной в ней величины рыночной стоимости, ходатайств о назначении по делу повторной либо дополнительной экспертизы, доказательств наличия иной величины рыночной стоимости не имеют.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу пункта 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65, пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата, для целей определения которых устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственнойкадастровойоценки земель.

В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.

Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи названного заявления может быть, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.

Таким образом, требование подлежит рассмотрению по общим правилам производства по делам, вытекающим из публичных правоотношений в соответствии с абзацем 7 статьи 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации применительно к условиям и основаниям, изложенным в положениях Закона об оценочной деятельности, в частности в статье 24.18, включая правила о распределении бремени доказывания, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка.

Действующее законодательство предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, если такая определена, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Как следует из материалов гражданского дела, Исаев С. является собственником земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство торгово-накопительной базы, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 16 сентября 2014 года (л.д. 94).

Названные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

При изложенных обстоятельствах, учитывая, что кадастровая стоимость земельного участка используется для целей налогообложения (налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом), суд усматривает наличие у заявителя заинтересованности в оспаривании результатов кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, поскольку они затрагивают его права и обязанности, как физического лица, уплачивающего земельный налог (л.д. 186), отнесенный налоговым законодательством к местному налогу, устанавливаемому Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, обязательному к уплате на территории муниципального образования (пункты 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 387, пункт 1 статьи 388, пункт 1 статьи 390, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Воронежской области утверждены постановлением правительства Воронежской области от 17 декабря 2010 года № 1108 (далее – Постановление № 1108) и являются действующими.

В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае осуществления государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем изменение их кадастровой стоимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.

Определение кадастровой стоимости вновь образуемых участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года № 222 (далее – Методические указания).

Согласно пункта 2.1.3 Методических указаний в случае образования нового или включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в границах существующего населенного пункта кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.

Из материалов дела следует, что утвержденный Постановлением № 1108 средний взвешенный по площади УПКСЗ для <данные изъяты> группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (<данные изъяты>) - был использован для исчисления кадастровой стоимости названных выше земельных участков. Сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 1 августа 2014 года. Размер кадастровой стоимости земельного участка утвержден актом от 1 августа 2014 года и составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 95-97, 125, 128-130).

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Таким образом, поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка была установлена по состоянию на 1 августа 2014 года, постольку датой, по состоянию на которую определяется его рыночная стоимость, следует считать именно эту дату.

В силу части 1 статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В ходе рассмотрения настоящего дела по ходатайству представителя заявителя на основании определения суда от 23 июля 2015 года была проведена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельных участков на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость – 1 августа 2014 года. Согласно заключению эксперта ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России от 26 августа 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым на заданную дату составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 151-167).

Оценивая заключение судебной экспертизы в названной части, применительно к положениям статей 60, 67 и 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит его соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе, требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки действующего законодательства, а также надлежащими доказательством, подтверждающим размердействительной рыночнойстоимостиземельного участка на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Доказательств, свидетельствующих о том, что названное заключение эксперта не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, не представлено. Участвующие в деле лица заключение судебной экспертизы не оспаривали, с ходатайством о проведении повторной либо дополнительной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости земельного участка не обращались.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии иной величины рыночной стоимости объектов недвижимости, заинтересованными лицами в материалы дела не представлено, об их наличии суду не заявлялось.

Доводы представителя органа местного самоуправления о том, что пересмотр кадастровой стоимости земельного участка повлечет уменьшение доходной части бюджета, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению, являются не состоятельными, поскольку возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной прямо предусмотрена законом.

Таким образом, суд считает установленной действительную рыночную стоимость земельного участка с кадастровым в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 августа 2014 года (на дату, по состоянию на которую была установлена их кадастровая стоимость).

Согласно абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению суда новые сведения применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом по смыслу статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности кадастровая стоимость равной рыночной устанавливается по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона.

Исходя из положений названных норм, а также учитывая, что с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости Исаев С. обратился в суд 3 июля 2015 года, новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков подлежат применению с 1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7, части 3 статьи 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» настоящее решение суда со дня вступления в законную силу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что заявление об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым , находящегося в собственности Исаева С., равной его рыночной стоимости в размере <данные изъяты> рублей по состоянию на 1 августа 2014 года, поданное в суд 3 июля 2015 года, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

заявление Исаев С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: строительство торгово-накопительной базы, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 августа 2014 года, в размере <данные изъяты> рублей, на период с
1 января 2015 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.

Датой подачи заявления считать 3 июля 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10 сентября 2015 года.

Председательствующий И.В. Селиверстова

3-165/2015

Категория:
Гражданские
Истцы
Исаев Салади
Другие
Правительство Воронежской обасти
Управление Росреестра по Воронежской области
Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области
Администрация городского округа город Воронеж
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Воронежской области
Суд
Воронежский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
03.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2015Передача материалов судье
06.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.07.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2015Судебное заседание
02.09.2015Производство по делу возобновлено
10.09.2015Судебное заседание
10.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее