Дело № 5-301/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
26 декабря 2024 года г. Севастополь
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Климаков В.Н., рассмотрев в помещении Ленинского районного суда города Севастополя (299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 31), с участием защитника Насоновой Н.А. – Хахалиной В.В., материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Должностного лица - начальника Управления по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя Насоновой Натальи Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты> (<данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>,
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Насонова Н.А., замещая должность начальника Управления по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя, осуществляя непосредственное руководство Управлением, в период с 11 апреля 2023 года по 11 апреля 2024 года, находясь по адресу: г. Севастополь, ул. Ленина, дом 2, допустила нарушение условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в отсутствие нецелевого использования бюджетных средств.
В судебном заседании представитель Насоновой Н.А. - Хахалина В.В. не возражала против рассмотрения дела в отсутствие привлекаемого лица.
Счётная палата РФ явку своего представителя не обеспечила, извещена надлежащим образом.
Насонова Н.А. в судебное заседание не явилась, о его дате и времени извещена надлежаще, уважительных причин неявки судье не представила, ходатайство об отложении дела не подавала, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть данное дело в ее отсутствие.
В ходе проверки использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и города федерального значения Севастополя в 2021-2023 годах на осуществление дорожной деятельности в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» (далее - Госпрограмма), установлено нарушение главным распорядителем средств бюджета, которому предоставляются межбюджетные трансферты в форме субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование расходных обязательств по мероприятиям федерального проекта «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» в рамках Госпрограммы - Управлением по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя (далее - Управление), порядка и (или) условий их предоставления, при следующих обстоятельствах.
В соответствии с положениями статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям статей 132 и 132.1 БК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, бюджетам бюджетной системы Российской Федерации могут быть предоставлены субсидии.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, форма которых предусмотрена, в том числе третьим абзацем статьи 129 БК РФ, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 1 статьи 130 БК РФ).
Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 (далее - Правила № 999).
Согласно пункту 1 Правил № 999 настоящими Правилами устанавливаются общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации государственных программ Республики Крым и г. Севастополя, в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 г. № 63 (приложение № 1 к паспорту государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» (далее - Правила № 63)). Согласно пункту 1 Правил № 63 настоящими Правилами устанавливаются цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам Республики Крым и г. Севастополя в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий государственных программ Республики Крым и г. Севастополя и (или) при предоставлении субсидии из бюджетов Республики Крым и г. Севастополя местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий и достижение результатов Госпрограммы.
Согласно пунктам 3 и 7 Правил № 63 субсидия предоставляется на основании соглашения, заключенного между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), до которого как получателя средств федерального бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий, и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил № 999 соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать в том числе обязательство субъекта Российской Федерации обеспечивать представление в Минстрой России в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет») отчеты о (об):
- расходах, в целях софинансирования которых предоставляется - субсидия;
- достижении значений результатов использования субсидии;
- исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства (далее - График выполнения мероприятий).
Согласно Положению об Управлении по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя, утвержденному постановлением Правительства Севастополя от 10 декабря 2020 г. № 645-1111 (далее - Положение об Управлении), Управление наделено функциями в том числе главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета города Севастополя, предусмотренных на реализацию возложенных на него функций; главного администратора доходов по средствам, поступающим в виде субсидии из федерального бюджета в бюджет города Севастополя на софинансирование расходных обязательств по мероприятиям Госпрограммы; по рассмотрению и согласованию ежегодных соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий Госпрограммы; по обеспечению подготовки отчетности в соответствии с определенными в соглашениях сроками и порядками; по взаимодействию в рамках компетенции с федеральными органами исполнительной власти; по консультированию исполнителей мероприятий Госпрограммы по вопросам ее реализации; по координации деятельности исполнительных органов города Севастополя при реализации Госпрограммы; по мониторингу хода реализации Госпрограммы (в том числе контроль полноты информации, формируемой исполнительными органами города Севастополя в рамках Госпрограммы для направления в федеральные органы исполнительной власти, а также проверка и свод
информации по реализации Госпрограммы) (подпункт 2.1.11 пункта 2.1. Положения об Управлении).
Согласно подпункту 2.1.2. пункта 2.1. Положения об Управлении Управление участвует в том числе в разработке проектов соглашений по вопросам, требующим решения Губернатора города Севастополя или Правительства Севастополя, а также в реализации государственных программ Российской Федерации.
31 декабря 2022 года Минстроем России и Правительством Севастополя заключено Соглашение о предоставлении в 2023-2024 годах субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № 069-09-2023-438 (далее - Соглашение 438) на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно пункту 6.1.1. Соглашения 438 уполномоченным органом исполнительной власти города Севастополя, осуществляющим взаимодействие с Минстроем России, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения 438 и представлению отчетности, является Управление.
Пунктом 4.3.6. Соглашения 438 установлено обязательство Управления обеспечивать представление в Минстрой России в форме электронного документа в ГИИС «Электронный бюджет» отчетов о (об):
- расходах бюджета города федерального значения Севастополя, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению № 4 к Соглашению 438, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем;
- достижении значений результатов использования субсидии по форме согласно приложению № 5 к Соглашению 438, являющемуся его неотъемлемой частью (квартальные отчеты - не позднее 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные отчеты - не позднее 5 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным годом);
- исполнении Графика выполнения мероприятий ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, согласно приложению № 6 Соглашению 438, являющемуся его неотъемлемой частью.
В соответствии с Соглашением 438 результатом использования субсидии является количество построенных, реконструированных и капитально отремонтированных объектов транспортной инфраструктуры (включая аэровокзальные комплексы, автомобильные дороги, объекты портовой инфраструктуры (единиц)).
График выполнения мероприятий определяет сроки реализации объектов транспортной инфраструктуры на стадиях проектирования и строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, которые включают в себя:
проектирование - сроки утверждения задания и контракта на проектирование, разработки проектной документации, получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, получение заключений государственной историко-культурной и государственной экологической экспертиз (при необходимости проведения), -положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства (при наличии);
строительство (реконструкция) - нормативный срок строительства (реконструкции) объекта, планируемую дату получения заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (далее - ЗОС), дату заключения контракта на проведение работ по строительству (реконструкции) объекта (планируемый срок заключения), срок ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с заключенным контрактом.
Лимиты бюджетных обязательств на финансовое обеспечение дорожной деятельности в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по социально-экономическому развитию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в рамках Соглашения 438 в 2023 году - 6 119 451,7 тыс. рублей, в 2024 году - 23 806,0 тыс. рублей доведены бюджету города Севастополя в лице Управления (в том числе на содержание исполнительного органа и реализацию возложенных на него функций (пункт 2.1.11 Положения об Управлении по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя, утвержденного постановлением Правительства Севастополя от 10 декабря 2020 г. № (далее - Положение об Управлении)) расходными расписаниями от 31 октября 2022 г. №, от 28 декабря 2022 г. №, от 29 декабря 2022 г. №, от 7 мая 2024 г. № и другими.
В соответствии со статьями 158, 162, а также пунктом 3 статьи 219 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, в том числе как получатель бюджетных средств, обеспечивает соблюдение условий, целей и порядка, установленных при предоставлении межбюджетных трансфертов.
Соответственно на Управление, в целях соблюдения условий и порядка предоставления и расходования субсидии, возложены обязанности, в том числе по обеспечению представления в Минстрой России достоверной отчетности в установленные сроки, в установленной форме и с требуемым содержанием, а также функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения 438 (пункт 6.1.1.). Однако вследствие неправомерного бездействия данные требования Управлением не исполнены.
В нарушение пункта 4.3.6 Соглашения 438 Управлением в ГИИС «Электронный бюджет» не представлены Минстрою России:
отчеты о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, на 1 февраля, 1 марта и 1 апреля 2024 года;
отчеты об исполнении Графика выполнения мероприятий на 1 февраля, 1 марта и 1 апреля 2024 года;
отчет о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения на 1 апреля 2024 года.
Фактический отказ от осуществления обязанностей, связанных с использованием предоставленных средств федерального бюджета для достижения установленных значений результата использования субсидии, не освобождает от обязанности соблюдать порядок ее предоставления (расходования). С учетом императивного характера бюджетных правоотношений, Управление ни Правилами № 63, ни Соглашением 438 не наделено правом произвольно исполнять установленные обязанности. Именно определенные в отчетах достоверные показатели и полнота информации, в том числе и нулевые, отражают исполнение порядка и достижение целей предоставления межбюджетного трансферта.
Кроме того, Управлением допущено неоднократное нарушение сроков представления отчетов.
Так, в нарушение пункта 4.3.6 Соглашения 438 отчеты об исполнении Графика выполнения мероприятий на 1 апреля 2023 года и 1 января 2024 года представлены Управлением в ГИИС «Электронный бюджет» 17 апреля 2023 года и 16 января 2024 года (соответственно) с нарушением «установленного срока (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) на 7 и 6 дней (соответственно).
Отчет о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, на 1 января 2024 года представлен Управлением в ГИИС «Электронный бюджет» 16 января 2024 года с нарушением установленного срока (не позднее 5 рабочих дней, следующих за отчетным периодом) на 1 день.
Отчет о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на 1 января 2024 года представлен Управлением в ГИИС «Электронный бюджет» 16 января 2024 года с нарушением установленного срока (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным) на 6 дней.
Управлением указанное замечание принято и устранено. Отчет с достоверной информацией представлен Минстрою России в ГИИС «Электронный бюджет» 17 апреля 2023 года.
Несвоевременное представление достоверного отчета об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства, в рамках предоставления (расходования) соответствующих средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, влечет фактическое сокрытие объективной информации о невыполнении условий соглашения, ответственность за представление которой несет Управление (пункт 5.1 Соглашения 438).
Установлено, что в нарушение пункта 6.1.1. Соглашения 438 в 2023 году Управлением функции по исполнению (координации исполнения) Соглашения 438 выполнялись недолжным образом, что привело к необеспечению выполнения субъектом Российской Федерации обязательств, установленных пунктом 4.3.4 Соглашения 438, в части исполнения Графика выполнения мероприятий, являющегося приложением № 3 к Соглашению 438, в части сроков получения положительного заключения государственной экспертизы на проектную документацию, получения ЗОС и ввода объектов капитального строительства в эксплуатацию, установленных Соглашением 438.
Согласно данным Графика выполнения мероприятий и отчетов об его исполнении на 1 января 2024 года субъектом Российской Федерации не обеспечено получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по объектам:
«Строительство тоннеля и реконструкция автомобильной дороги 67 Н- 256 ул. Генерала Петрова, на участке от ул. Очаковцев до ул. Пожарова, в рамках обеспечения транспортной доступности «Парка Музейно-мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941-1942 г.г.» на мысе Хрустальном с набережной и Артиллерийской бухтой в городе Севастополе», план - декабрь 2023 года, на 27 мая 2024 года проектно- сметная документация на госэкспертизу не направлена;
«Строительство транспортной связи дороги 67 ОП М3 67 Н-20 «Столетовский проспект» и автомобильной дороги 67 ОП М3 67 Н-222 «ул. Тараса Шевченко» с устройством транспортной развязки в одном уровне и реконструкцией участка автомобильной дороги 67 ОП М3 67 Н222 «ул. Тараса Шевченко», план - декабрь 2022 года, факт - апрель 2023 года.
Также не обеспечено соблюдение сроков получения ЗОС, установленных Графиком выполнения мероприятий, по объектам:
«Строительство надземного пешеходного перехода на автомобильной дороге 67 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» на км 7», план - декабрь 2023 года, факт - 15 апреля 2024 года;
«Строительство надземного пешеходного перехода на автомобильной дороге 67 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» на км 4», план - декабрь 2023 года, факт - 21 марта 2024 года;
«Строительство надземного пешеходного перехода на автомобильной дороге 67 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» на км 6», план - декабрь 2023 года, факт - 21 марта 2024 года.
В 2023 году субъектом Российской Федерации не обеспечен ввод объектов в эксплуатацию в сроки, установленные Графиком выполнения мероприятий.
При плановом сроке ввода в эксплуатацию объектов «Строительство надземного пешеходного перехода на автомобильной дороге 67 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» на км 7», «Строительство надземного пешеходного перехода на автомобильной дороге 67 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» на км 4», «Строительство надземного пешеходного перехода на автомобильной дороге 67 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» на км 6» - декабрь 2023 года, объекты введены в эксплуатацию 12 июля (км 7) и 17 июля (км 4 и км 6) 2024 года.
Таким образом, уклонение Управления от представления соответствующих отчетов связано с сокрытием на отчетные (контрольные) даты нарушений сроков этапов строительства в целях избежания негативной уценки деятельности Управления и его руководителя, что является грубым нарушением условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Согласно пунктам 3.1. и 3.3. Положения об Управлении руководство деятельностью Управления осуществляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Губернатора города Севастополя. Начальник Управления осуществляет руководство деятельностью Управления на основе единоначалия и несет персональную ответственность за достижение цели, выполнение задач и осуществление функций, указанных в пунктах 1.2, 1.3 и 2.1 Положения об Управлении.
Распоряжением Губернатора города Севастополя от 22 октября 2021 г. №-РГ/К на должность начальника Управления по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя назначена Насонова Наталья Александровна. Распоряжениями Губернатора города Севастополя от 17 октября 2022 г. №-РГ/К и от 10 октября 2023 г. №-РГ/К срок замещения указанной должности Насоновой Н.А. продлен до 21 октября 2024 года.
Таким образом, именно на Насонову Наталью Александровну, замещающую должность государственной гражданской службы города Севастополя начальника Управления по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя, осуществляющей непосредственное руководство деятельностью Управления, возложена ответственность за надлежащее исполнение условий Соглашения 438, а также соблюдение условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе в части исполнения (координации исполнения) Соглашения 438, представления (своевременного представления) соответствующей отчетности.
В соответствии со статьей 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом), главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 306.1 БК РФ применение к участнику бюджетного процесса бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Обстоятельства, препятствующие Насоновой Н.А. надлежащим образом исполнить должностные полномочия в части соблюдения условий и порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, не установлены.
В отсутствие заявленного субъектом Российской Федерации экономического результата как условия предоставления межбюджетного трансферта по итогам 2023 года и 2 квартала 2024 года субсидия из федерального бюджета использована в полном объеме.
Данных о мотивированных обращениях Насоновой Н.А. в Правительство Севастополя и Минстрой России с объяснениями объективных причин, препятствующих исполнению условий Соглашения 438, или о наличии обстоятельств непреодолимой силы, в ходе проверки не получено и Насоновой Н.А. не представлено.
Под непосредственным руководством Насоновой Н.А., выразившимся в принятии ненадлежащих управленческих и организационных решений, допущено непредставление соответствующих отчетов, несоблюдение установленных Соглашением 438 сроков их представления, а также представление недостоверных сведений, непосредственно влияющих на управление публичными финансами.
Правонарушения в сфере публичных финансов по своей природе нарушают охраняемый законом публичный интерес общества и государства. Игнорирование Насоновой Н.А. как должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетных правоотношений и невыполнение своих публично-правовых обязанностей по соблюдению бюджетного законодательства отождествляется с существенностью правонарушения и угрозой причинения вреда публичным финансам.
Необходимые действия в пределах компетенции, направленные на обеспечение исполнения (координации исполнения) Соглашения 438, представления (своевременного представления) соответствующей отчетности, в установленные сроки Насоновой Н.А. не осуществлены, в связи с чем оснований для применения положения части 4 статьи 24.5 Ко АП РФ не имеется.
Под непосредственным руководством Насоновой Н.А. Управлением ненадлежащим образом осуществлялись функции и полномочия по рассмотрению и согласованию ежегодных соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя, по подготовке отчетности, по взаимодействию в рамках компетенции с федеральными органами исполнительной власти, по координации деятельности исполнительных органов города Севастополя при реализации Госпрограммы.
Вина Насоновой Н.А. в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела, а именно:
- соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № (с изменениями);
- расходными расписаниями от 31 октября 2022 г. №, от 28 декабря 2022 г. №, от 29 декабря 2022 г. №, от 26 апреля 2023 г. №, от 11 мая 2023 г. № и №, от 13 июня 2023 г. №, от 14 июля 2023 г. №, от 13 сентября 2023 г. №, от 9 октября 2023 г. №, от 17 ноября 2023 г. №, от 24 ноября 2022 г. №, от 19 декабря 2023 г. №, от 21 декабря 2023 г. №, от 8 декабря 2023 г. №, от 11 декабря 2023 г. № и №, от 18 апреля 2024 г. №, от 7 мая 2024 г. №, от 21 мая 2024 г. №, от 24 июня 2024 г. №, от 4 июля 2024 г. №, от 5 июля 2024 г. №;
- отчетом об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства на 1 апреля 2023 года, от 5 апреля 2023 г. б/н;
- отчетом об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства на 1 апреля 2023 года, от 17 апреля 2023 г. б/н;
- отчетом об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства на 1 января 2024 года, от 16 января 2024 г. б/н;
- отчетом о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия на 1 января 2024 года, от 16 января 2024 г. б/н;
- отчетом о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, на 1 января 2024 года от 16 января 2024 г. б/н;
- данными ГИИС «Электронный бюджет»;
- пояснениями начальника Управления по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя Насоновой Н.А. от 2 августа 2024 г. № и от 4 октября 2024 г. №
- пояснениями первого заместителя Губернатора города Севастополя Парикина А.Н. от 19 августа 2024 г. №;
- информацией Минфина России, представленной письмом от 5 сентября 2024 г. №.
Из пояснений начальника Управления по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя Насоновой Н.А. от 2 августа 2024 г. №, от 4 октября 2024 г. № и первого заместителя Губернатора города Севастополя Парикина А.Н. от 19 августа 2024 г. № следует, что - отклонения от сроков формирования и утверждения отчетности обусловлен нарушениями интернет-связи, аварийными отключениями электричества, оповещениями, связанными с угрозами опасности, приведшими к техническим сбоям при работе в системе ГИИС «Электронный бюджет».
Однако, по информации Минфина России (письмо от 5 сентября 2024 г. №) от Управления по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя по указанным проблемам (непредставление, несвоевременное представление отчетности по причине технических сбоев), обращений в службу технической поддержки ГИИС «Электронный бюджет» не поступало.
Кроме того, в указанные периоды Управление формировало иные документы в ГИИС «Электронный бюджет», что опровергает утверждение о нарушениях сроков представления отчетности по причине технических сбоев.
Помимо этого, согласно данным ГИИС «Электронный бюджет» отчет об исполнении Графика выполнения мероприятий на 1 апреля 2023 года первоначально представлен Управлением Минстрою России в ГИИС «Электронный бюджет» 5 апреля 2023 года. Указанная версия отчета была отклонена Минстроем России.
Причина отклонения Управлением не оспаривается и связана с его недостоверностью в части несоответствия кассового расхода средств федерального бюджета отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств.
Из пояснений Насоновой Н.А. и первого заместителя Губернатора города Севастополя Парикина А.Н. следует, что отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства на 1 апреля 2023 года сформирован 5 апреля 2023 года, то есть не было препятствий для надлежащего исполнения служебных обязанностей. Данный отчет отклонен Минстроем России из-за его недостоверности, в связи с чем и была сформирована новая версия отчета с новой датой.
Таким образом, представление Управлением Минстрою России 5 апреля 2023 года недостоверных данных никак не связано с техническими проблемами в работе ГИИС «Электронный бюджет», а является следствием небрежного отношения к исполнению должностных обязанностей.
В судебном заседании представитель Насоновой Н.А. - Хахалина В.В. не оспаривала фактические обстоятельства по делу, однако просила учесть, что соглашение 438 в редакции дополнительного соглашения от 16.05.2024 № предусматривает предоставление в 2024 году из федерального бюджета бюджету города Севастополя остатков субсидии, неизрасходованной в 2023 году, отчеты по данному допсолглашению предоставлены с июня 2024 года. Кроме того, было заключено дополнительно соглашение от 01.08.2024 и 11.12.2024 года, отчеты по которым будут предоставляться в январе 2025 года. Нарушения сроков предоставления отчетности составляло от 1 до 6 дней. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя осуществляет функции по реализации государственных полномочий г. Севастополя и главного распорядителя средств бюджета г. Севастополя. Сдача Управлением соответствующей отчетности находится в прямой зависимости от своевременного предоставления данных Департаментом, который не является подчиненным Управлению органом.
Предоставление отчетности по Соглашениям, как и сама отчетность не влияет на исполнение этапов плана-графика реализации мероприятий Программы, а срыв срыв срока ввода объектов в эксплуатацию в 2023 году не относится к компетенции Управления.
В 2023 году мероприятия реализовывались в соответствии с редакциями плана-графика от 29.12.2022 №-П/16, от 09.11.2023 №-П/17 (изменения), от 21.12.2023 №-П/16 (изменения). В 2023 году субъектом Российской Федерации не обеспечен ввод объектов в эксплуатацию в сроки, установленные Графиком выполнения мероприятий.
При плановом сроке ввода в эксплуатацию объектов «Строительство надземного пешеходного перехода на автомобильной дороге 67 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» на км, 7», «Строительство надземного пешеходного перехода на автомобильной дороге 67 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» на км 4», «Строительство надземного пешеходного перехода на автомобильной дороге 67 К-8 «Севастополь - порт Камышовая бухта» на км 6» - декабрь 2023 года, объекты введены в эксплуатацию 12 июля (км 7) и 17 июля (км 4 и км 6) 2024 года.
Срыв срока ввода объектов в эксплуатацию в 2023 году не относится к компетенции Управления, так как Управление не реализует объекты Программы, соответственно но несет ответственность за нарушения сроков реализации объектов.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 23.03.2023 № 137-ПП «Об определении ответственных за реализацию мероприятий федерального проекта «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» ответственным за реализацию выше указанных объектов является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя.
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 16.02.2023 № 86- ПП «О распределении средств субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование мероприятий федерального проекта «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» в рамках государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» по главным распорядителям бюджетных средств в 2023-2025 годах» главным распорядителем бюджетных средств по объектам дорожно-транспортной инфраструктуры является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, заказчиком- застройщиком - Государственное казенное учреждение города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя»..
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 11.06.2024 № 278-ПП «О распределении не использованных по состоянию ца 01.01.2024 остатков средств субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование мероприятий федерального проекта «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» в рамках государственной программы
Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» по главным распорядителям бюджетных средств в 2024 году» главным распорядителем бюджетных средств по объектам дорожно-транспортной инфраструктуры является Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, заказчиком-застройщиком - Государственное казенное учреждение города Севастополя «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».
В соответствии с постановлениями Правительства Севастополя от 16.02.2023 № 71-ПП и от 05.02.2024 № ЗППП «Об утверждении Порядка расходования средств субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя, предоставляемой в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Социально- экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» в 2023-2025 годах и в 2024-2026 годах соответственно, контроль за достижением значений показателей результатов использования субсидии осуществляется главными распорядителями бюджетных средств по закрепленным за ними мероприятиям.
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2024 № 1234-р субъект Российской Федерации - город федерального значения Севастополь освобожден от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 №999.
Приведенные в возражениях представителя Хахалиной В.В. доводы, а также представленные ей письма и документы (письма Насовновой Н.А. от 31.01.2024, 30.01.2023, 25.12.2024, план работы Счетной палаты Российской Федерации на 2024 год, Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2024 № 1234-р, Постановление Правительства Севастополя от 23.03.2023 № 137-ПП, с приложением, сообщения о предоставлении субсидии от 31.12.2023, дополнительные соглашения от 12.04.2024 и от 16.05.2024 и иные подзаконные нормативно-правовые акты), не освобождают Насонову Н.А., как должностное лицо, от выполнения возложенных на нее обязательств и не исключают в действиях привлекаемого лица состава административного правонарушения, а лишь свидетельствуют о допущенных различных нарушениях со стороны и иных лиц, в том числе работников Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя.
Несоблюдение обязательств в рамках Соглашения 438, выразившихся в низких результатах работы Управления под руководством Насоновой Н.А. при использовании предоставленного межбюджетного трансферта не связано с обстоятельствами непреодолимой силы, а приведенные в оправдание доводы, не установлены ни Соглашением 438, ни Правилами № 63 в качестве уважительных причин и оснований для освобождения от ответственности за их нарушение.
Таким образом, Насонова Наталья Александровна, замещая должность начальника Управления по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя, осуществляя непосредственное руководство Управлением, допустив нарушение условий и (или) порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов в отсутствие нецелевого использования бюджетных средств, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Время совершения административного правонарушения: период с 11 апреля 2023 года по 11 апреля 2024 года (дни, следующие за последним днем каждого срока исполнения условий и (или) порядка представления (расходования) межбюджетных трансфертов в части обеспечения исполнения (координации исполнения) Соглашения 438, а также представления (своевременного представления) соответствующей отчетности.
Место совершения административного правонарушения: г. Севастополь, ул. Ленина, дом 2.
Согласно ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, прихожу к выводу о том, что вина Насоновой Н.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, нашла свое подтверждение в суде в полном объеме.
Действия Насоновой Н.А. в совершении административного правонарушения суд квалифицирует по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, как нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Исходя из оценки фактических обстоятельств совершения вменяемого Насоновой Н.А. административного правонарушения, а также характера противоправного деяния, оснований для признания его малозначительным и освобождения Насоновой Н.А. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Смягчающих административную ответственность Насоновой Н.А. обстоятельств, судьей не установлено.
Согласно ст. 4.3 КоАП РФ отягчающих административную ответственность Насоновой Н.А. обстоятельств не установлено.
Решая вопрос о назначении наказания, судья учитывает характер совершенного Насоновой Н.А. административного правонарушения, общественную опасность совершенного ею правонарушения, ее личность, то обстоятельство, что ранее она не привлекалась к административной ответственности, наличие смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, а также отсутствие негативных последствий, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, в связи с чем, полагаю необходимым применить к ней положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, заменив административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 ч. 1, ст. 29.10, ст. 29.11, ст. 4.1.1 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Должностное лицо - начальника Управления по реализации федеральной целевой программы развития города Севастополя Насонову Наталью Александровну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Получатель платежа (суммы административного штрафа) в лице администратора доходов федерального бюджета в соответствии с пунктами 52 и 6 статьи 46 и статьи 1601 Бюджетного кодекса Российской Федерации: Счетная палата Российской Федерации;
Реквизиты получателя платежа: ИНН 7702166610, КПП 770401001, Единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет (номер счета получателя средств - Счетной палаты Российской Федерации) 03100643000000019500 в Межрегиональном операционном УФК;
банк получателя платежа: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК, г. Москва;
БИК 024501901, ОКТМО 45383000, КБК 305 1 16 01155 01 9000 140, УИН 30530500111241100650.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в суд апелляционной инстанции с момента получения его копии.
Судья