Решение по делу № 2-206/2018 от 24.11.2017

Дело № 2-206/2018

Изготовлено 20.02.2018.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2018 года Октябрьский районный суд города Мурманска

в составе председательствующего судьи Быриной Д.В.,

при секретаре Зенцовой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красного Сергея Валерьевича к Комитету по труду и занятости населения по Мурманской области, Государственному областному бюджетному учреждению «Центр занятости населения города Мурманска» об обеспечении услугой по профессиональной ориентации, организации обучения, содействию в трудоустройстве,

установил:

Красный С.В. обратился в суд с иском к Комитету по труду и занятости населения по Мурманской области об обеспечении услугой по профессиональной ориентации, организации обучения, содействию в трудоустройстве.

В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию, ДД.ММ.ГГГГ выдана индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида (далее – индивидуальная программа реабилитации).

Согласно разделу «Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации» индивидуальной программы реабилитации, он нуждается в профессиональной ориентации, организации обучения и содействия в трудоустройстве. Исполнителем мероприятий является Комитет по труду и занятости населения Мурманской области, который обязан провести эти мероприятия в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ он встал на учет в ГОБУ «Центр занятости населения г. Мурманска». Однако в нарушение действующего законодательства, ему не была обеспечена профессиональная ориентация, не организовано обучение и не оказано содействие в трудоустройстве. Следовательно, утвержденная индивидуальная программа реабилитации не исполняется уполномоченным органом.

На личном приеме у специалиста ГОБУ «Центр занятости населения г. Мурманска», ему в устной форме было отказано в организации обучения, ввиду отсутствия постоянной регистрации в г. Мурманске, что по его мнению противоречит законодательству РФ и не соответствует правовой позиции Конституционного суда РФ.

С учетом изложенного, просит суд обязать Комитет по труду и занятости населения Мурманской области обеспечить профессиональную ориентацию, организовать обучение, оказать ему содействие в трудоустройстве, согласно индивидуальной программе реабилитации ДД.ММ.ГГГГ/217 (2).

Протокольным определением суда от 18.12.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГОБУ «Центр занятости населения г. Мурманска».

Истец в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в описательной части решения суда.

Представитель ответчика Комитета по труду и занятости Мурманской области в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал указав, что Комитет является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку предоставление государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан, организации обучения и оказания содействия в трудоустройстве осуществляет ГОБУ «Центр занятости населения г. Мурманска».

Представитель ответчика ГОБУ «Центр занятости населения г. Мурманска» в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, указав, что только признанные безработными в установленном законодательством о занятости населения порядке граждане могут претендовать на профессиональное обучение по направлению службы занятости. Вместе с тем, в качестве одного из обязательных условий признания гражданина безработным предусматривается регистрация гражданина по месту жительства в той местности, на территории которой осуществляет свою деятельность государственное учреждение службы занятости населения (центр занятости населения). Тогда как у истца в г. Мурманске имеется только регистрация по месту пребывания.

Государственные услуги по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) и содействия в трудоустройстве оказываются при личном посещении Центра занятости бесплатно и без получения статуса безработного. Вместе с тем, для перерегистрации в качестве ищущего работу Красный С.В. в Центр занятости населения г. Мурманска не являлся, за услугами, которые возможно получить бесплатно и без признания гражданина безработным, не обращался.

С учетом изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Мурманской области» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, указав, что исковые требования Красного С.В. могут подлежать удовлетворению, только в случае наличия обстоятельств и доказательств, подтверждающих нарушение прав истца на предоставление ему государственных услуг в области занятости населения, путем подбора походящей работы, профессиональной ориентации и организации его обучения. Указал на то, что 28.11.2017 Красный С.В. был переосвидетельствован. На основании результатов МСЭ, истцу выдана индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида на период с 01.01.2018 по 01.01.2019, в которой в разделе «Мероприятия профессиональной реабилитации и абилитации» указано заключение о том, что Красный С.В. не нуждается в профориентации и организации обучения.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 3 статьи 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд, а также на защиту от безработицы.

В соответствии со статьей 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О занятости населения в РФ», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы».

В соответствии с п. 2, 3 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.

При регистрации государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет граждан в целях поиска подходящей работы (далее - регистрационный учет), ведение регистрационного учета граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы (далее - зарегистрированные граждане), и снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан.

Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

Снятие с регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в том числе в случае длительной (более 1 месяца со дня последнего посещения государственного учреждения службы занятости населения для подбора подходящей работы) неявки в государственное учреждение службы занятости населения (п. 14 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы).

Согласно ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ», решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании.

Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

Судом установлено, что с 26.12.2016 Красный С.В. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию.

09.03.2017 истец обратился в ГОБУ «Центр занятости населения г. Мурманска» и был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы.

На 06.04.2017 истцу была назначена очередная явка на перерегистрацию в целях поиска подходящей работы. В ГОБУ «ЦЗН г. Мурманска» Красный С.В. не явился, об уважительности причины неявки не уведомил.

11.09.2017 Красный С.В. снят с регистрационного учета по причине длительной (более месяца) неявки в органы службы занятости без уважительной причины.

Указанное решение со стороны истца обжаловано не было.

При этом, как установлено судом, вопрос о признании Красного С.В. безработным Центром занятости населения г. Мурманска не рассматривался, в связи с отсутствием у гражданина постоянной регистрации по месту жительства.

Из материалов дела следует, что Красный С.В. в период времени с 15.03.2017 по 06.09.2017 и с 26.09.2017 по 19.03.2018 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: г. Мурманск, <адрес> (л.д. 41-42).

При этом, постановлением администрации г. Мурманска от 03.07.2014 , многоквартирный <адрес> в г. Мурманске признан аварийным и подлежащим сносу, что исключало фактическое проживание истца по указанному адресу с момента временной регистрации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства.

По правилам ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований (ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ).

По смыслу Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1, органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 № 4-П).

Согласно правовой позицией Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 06.02.2003 № 105-О, введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает.

Вместе с тем, учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.

Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.

С учетом изложенного, истец Красный С.В., в отсутствие регистрации по месту жительства, не может быть зарегистрированным в качестве безработного, следовательно, не может иметь право на получение бесплатных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.

В свою очередь, государственные услуги по профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии) и содействия в трудоустройстве оказываются без получения статуса безработного, при личном посещении Центра занятости бесплатно.

Однако, в период нахождения на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы, истец за услугами, которые можно получить бесплатно без признания безработным, не обращался. Доказательств обратному, в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ, истцом суду не представлено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований истца об обеспечении услугой по профессиональной ориентации, организации обучения, содействию в трудоустройстве, у суда не имеется.

Помимо того, при вынесении решения судом учитывается, что 28.11.2017 Красный С.В. был переосвидетельствован, инвалидность установлена на срок до 01.01.2019. На основании результатов МСЭ, истцу выдана индивидуальная программа реабилитации (абилитации) инвалида на период с 01.01.2018 по 01.01.2019, в которой в разделе «Мероприятия профессиональной реабилитации и абилитации» указано заключение о том, что Красный С.В. не нуждается в профориентации и организации обучения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска Красного Сергея Валерьевича к Комитету по труду и занятости населения по Мурманской области, Государственному областному бюджетному учреждению «Центр занятости населения города Мурманска» об обеспечении услугой по профессиональной ориентации, организации обучения, содействию в трудоустройстве отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий _______________

2-206/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Красный Сергей Валерьевич
Красный С. В.
Ответчики
Комитет по труду и занятости населения Мурманской области
Другие
ГОУ Центр занятости населения
Суд
Октябрьский районный суд г. Мурманска
Судья
Бырина Дина Валерьевна
Дело на сайте суда
okt.mrm.sudrf.ru
24.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.11.2017Передача материалов судье
24.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.12.2017Предварительное судебное заседание
16.01.2018Судебное заседание
08.02.2018Судебное заседание
20.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.04.2020Передача материалов судье
16.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
16.04.2020Предварительное судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Судебное заседание
16.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее