К делу №2-1602/22
23RS0012-01-2022-002101-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Горячий Ключ 15 сентября 2022 года
Горячеключевской городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Щербаковой А.А.,
при секретаре Роденко Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора г. Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Горячий Ключ об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности населения, профилактике терроризма,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования города Горячий Ключ об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности населения, профилактике терроризма.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья, о безопасности пребывания несовершеннолетних в образовательных учреждениях, в ходе которой, в деятельности администрации муниципального образования город Горячий ключ и муниципальных бюджетных образовательных учреждений выявлены нарушения Федеральных законов от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», иных нормативных актов.
Как показала проверка, в помещениях МБОУ СОШ № 1 электропроводка систем противопожарной защиты, в том числе линии слаботочных систем, не выполнены огнестойкими, не распространяющими горение кабелями с медными жилами, что является нарушением п. 6.2 СП 613130.2021.
Кроме того, вопреки п. 4.4 СП 486.1311500.2020, чердаки здания и сооружения класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 не защищены системой противопожарной сигнализации.
В соответствии с Уставом МБОУ ООШ № 1 образовательная организация является некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, осуществляющим в качестве основой цели деятельности образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Учредителем и собственником имущества является муниципальное образование город Горячий ключ.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждений осуществляется в виде субсидий из городского бюджета.
Финансирование мероприятий по выполнению требований законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об образовании в части финансирования работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности отнесено к полномочиям администрации муниципального образования город Горячий Ключ.
В связи с чем, прокурор г. Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц подал в суд данное исковое заявление об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности населения, профилактике терроризма.
Прокурор г. Горячий Ключ Сизо З.М. настаивал на удовлетворении иска, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме по изложенным основаниям.
В судебное заседание представитель администрации МО г. Горячий Ключ по доверенности Калустова А.А. не явилась, в суд направила заявление о рассмотрении данного дела в ее отсутствие, одновременно указала, что контракт на выполнение работ по выполнению указанных требований пожарной безопасности в настоящее время заключен.
В судебное заседание представитель отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Горячий Ключ по доверенности Вахрушева Е.С. не явилась, в суд направила заявление о рассмотрении данного дела в ее отсутствие, поддержала заявленные в иске требования.
В судебное заседание представитель МБОУ МО ГК ООШ № 1 не явился, не явился, о времени слушания уведомлялся надлежащим образом.
Суд, изучив заявления, исследовав материалы дела, представленные доказательства, считает правильным исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
По делу установлено, что в образовательных учреждениях города прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране жизни и здоровья и безопасности пребывания несовершеннолетних в образовательных учреждениях, в ходе которой в деятельности администрации муниципального образования город Горячий ключ и муниципальных бюджетных образовательных учреждений выявлены нарушения Федеральных законов от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», иных нормативных актов.
Согласно ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» нормативными документами по пожарной безопасности являются национальные стандарты РФ, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Профилактика пожаров представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.
На основании ч. 1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений.
Согласно п. 6.2 Свода Правил «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 06.04.2021 № 20, электропроводки систем противопожарной защиты, в том числе линии слаботочных систем, должны выполняться огнестойкими, не распространяющими горение кабелями с медными жилами.
В силу п. 4.4 Свода Правил «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации», установленными Приказом МЧС России от 20.07.2020 г. № 539 СП 486.1311500.200, в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 следует защищать системами противопожарной сигнализации автоматическими установками пожаротушения все помещения независимо от площади, включая чердаки.
В ходе проводимых в 2021 году проверок с привлечением отдела надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Краснодарскому краю в г. Горячий Ключ в ряде образовательных учреждений выявлялись нарушения вышеуказанных правил и требований (СП 6.13130.2021; СП 486.1311500.2020), что явилось основанием для внесения представления «Об устранении нарушений законодательства о безопасности несовершеннолетних, о противодействии терроризму, пожарной безопасности» от 18.08.2021 г.
По результатам рассмотрения представления запланированы мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений.
Вместе с тем. часть имевшихся нарушений до настоящего времени не устранена ввиду того, что у образовательных учреждений отсутствуют денежные средства на их устранение, а финансирование образовательных организаций на вышеуказанные цели со стороны учредителя -не обеспечено.
Как показала проверка, в помещениях МБОУ СОШ № 1 электропроводка систем противопожарной защиты, в том числе линии слаботочных систем, не выполнены огнестойкими, не распространяющими горение кабелями с медными жилами, что является нарушением п. 6.2 СП 613130.2021.
Кроме того, вопреки п. 4.4 СП 486.1311500.2020, чердаки здания и сооружения класса функциональной пожарной опасности Ф 4.1 не защищены системой противопожарной сигнализации.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона № 273-ФЗ обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.
В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 273ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п.п. 1, 7 ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ) «О противодействию терроризму» одними из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, в том числе выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
В соответствии с п. 1, п. 13, п. 10 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа отнесено: составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, его утверждение, исполнение и осуществление контроля за исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений.
В соответствии с Уставом МБОУ СОШ № 1 образовательная организация является некоммерческой организацией, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением, осуществляющим в качестве основой цели деятельности образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Учредителем и собственником имущества является муниципальное образование город Горячий ключ.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждений осуществляется в виде субсидий из городского бюджета.
Финансирование мероприятий по выполнению требований законодательства о пожарной безопасности, о противодействии терроризму, об образовании в части финансирования работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности отнесено к полномочиям администрации муниципального образования город Горячий Ключ.
Наличие вышеуказанных нарушений, создает предпосылки для угрозы жизни и здоровью обучающихся, свидетельствует о неисполнении в полном объеме администрацией города требований безопасности, не способствует созданию безопасных условий пребывания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
Совокупность изложенного, а так же представленных доказательств позволяют суду сделать вывод об обоснованности заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора г. Горячий Ключ в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования города Горячий Ключ об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности населения, профилактике терроризма, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования город Горячий Ключ обеспечить финансирование и выполнение работ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, профилактике терроризма в МБОУ СОШ № 1 в срок, до 31.12.2022 г. путем:
- замены электропроводки систем противопожарной защиты, в том числе линий слаботочных систем с использованием огнестойких, не распространяющих горение кабелей с медными жилами.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Горячеключевской городской суд в течение одного месяца.
Председательствующий – подпись