Судья Елисеева Т.Г. Дело № 33-9763/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Волгоград 02 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Куратовой Л.В.,
судей Горкушенко Т.А., Торшиной С.А.,
при секретаре Потемкиной В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-341/2021 по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области, администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности принять меры, направленные на установку пандуса,
по апелляционной жалобе МБОУ «Трехостровская средняя общеобразовательная школа»Иловлинского муниципального района Волгоградской области
на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 18 мая 2021 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Горкушенко Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
прокурор Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» Иловлинского муниципального района Волгоградской области (далее – МБОУ «Трехостровская СОШ»), администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности принять меры, направленные на установку пандуса.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проведенной проверки законодательства об образовании и социальной защите инвалидов в деятельности образовательных учреждений Иловлинского района установлено, что вход в здание МБОУ «Трехостровская СОШ» по адресу: <адрес> не оборудован специальным приспособлением – пандусом, предназначенным для беспрепятственного доступа в него детей с ограниченными возможностями, а также людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, в том числе, инвалидов-колясочников.
Указанные нарушения не отвечают требованиям федерального законодательства и существенным образом нарушают конституционные права граждан, гарантирующие инвалидам беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд возложить на администрацию Иловлинского муниципального района обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить МБОУ «Трехостровская СОШ» финансирование оснащения входа в здание образовательного учреждения пандусом, на МБОУ «Трехостровская СОШ» возложить обязанность в течение одного месяца со дня обеспечения финансирования оборудовать вход в здание образовательного учреждения пандусом.
Судом постановлено указанное выше решение, которым иск удовлетворен, на администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу выделить МБОУ «Трехостровская СОШ» Иловлинского муниципального района Волгоградской области денежные средства в целях оборудования входа в здание образовательного учреждения пандусом, на МБОУ «Трехостровская СОШ» возложена обязанность в течение шести месяцев со дня обеспечения финансирования оборудовать вход в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> пандусом.
В апелляционной жалобе МБОУ «Трехостровская СОШ» оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в части установленного срока для исполнения обязанности по оборудованию входа в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом, просит решение суда в указанной части изменить, увеличив срок до двенадцати месяцев.
Прокурор представил письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав прокурора Романенко Ф.С., возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
На основании статьи 3 Закона Волгоградской области от 31 ноября 2002 года № 757 – ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области» к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся среди прочего, объекты и организации образования, науки, здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания и занятости населения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 1 января 2013 года были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Социальная защита, социальное обеспечение относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации). Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 2, 7, 18 и 19 Конституции Российской Федерации).
Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Вместе с тем, пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Исходя из положений, установленных пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, собственником здания МБОУ «Трехостровская СОШ», расположенного по адресу: <адрес> является МБОУ «Трехостровская СОШ».
В ходе проведенной прокуратурой Иловлинского муниципального района Волгоградской области проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в части обеспечения беспрепятственного доступа лиц с ограниченными возможностями к объектам социальной инфраструктуры установлено, что вход в здание МБОУ «Трехостровская СОШ» по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом, условия для посещения образовательного учреждения маломобильными группами населения не созданы.
Данное обстоятельство также подтверждается сообщением Отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области №№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с пунктом <.......>. Устава МБОУ «Трехостровская СОШ» учредителем МБОУ «Трехостровская СОШ» является Иловлинский муниципальный район Волгоградской области, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет отдел образования, опеки и попечительства.
По результатам проверки прокурором Иловлинского района Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области было вынесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, установлен месячный срок для принятия мер, направленных на устранение нарушений.
Как следует из сообщения главы Иловлинского муниципального района Волгоградской области №№ <...> от ДД.ММ.ГГГГ нарушения законодательства о социальной защите инвалидов имеют место быть, руководители образовательных учреждений, в том числе руководитель МБОУ «Трехостровская СОШ», привлечены к дисциплинарной ответственности.
Указанные нарушения не соответствуют требованиям федерального законодательства и существенным образом ограничивают права инвалидов на обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ.
Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, установив, что условия для посещения образовательной организации МБОУ «Трехостровская СОШ» маломобильными группами населения не созданы (отсутствует оборудованный пандусом вход в здание школы), что лишает инвалидов-колясочников возможности для полноценной жизнедеятельности, нарушает их конституционные права на достойную жизнь и свободное развитие, ограничивает возможность получения без дискриминации качественного образования, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложении обязанности на администрацию Иловлинского муниципального района Волгоградской области в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу выделить МБОУ «Трехостровская СОШ» Иловлинского муниципального района Волгоградской области денежные средства в целях оборудования входа в здание образовательного учреждения пандусом, и возложении обязанности на МБОУ «Трехостровская СОШ» в течение шести месяцев со дня обеспечения финансирования оборудовать вход в здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом.
Ответчик МБОУ «Трехостровская СОШ» не оспаривает решение суда в части возложения обязанности оборудовать вход в здание образовательного учреждения пандусом. В соответствии с положениями статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда в указанной части судебной коллегией не проверялась. Объективных причин для проверки в интересах законности решения суда в полном объеме суд апелляционной инстанции не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о необходимости увеличения установленного судом срока для исполнения решения суда в части предоставления администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области срока на финансирование мероприятий на установку пандуса при входе в здание образовательного учреждения до двенадцати месяцев отклоняется судебной коллегией как необоснованный, поскольку установленный судом срок в шесть месяцев является разумным.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса интересов сторон.
Устанавливая срок исполнения решения, суд первой инстанции исходил из необходимости реального исполнения судебного постановления, обеспечения наиболее разумного и справедливого баланса публичных интересов и интересов ответчиков.
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда в установленный судом срок.
Кроме того, при недостаточности установленного судом срока для исполнения решения суда, ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке, предусмотренном статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 18 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу МБОУ «Трехостровская средняя общеобразовательная школа» – без удовлетворения.
Председательствующий:/ подпись/
Судьи:/подписи/
Копия верна.
Судья Волгоградского областного суда Т.А. Горкушенко