Решение по делу № 2-3829/2022 от 29.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

**/**/**** года ....

Иркутский районный суд .... в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре судебного заседания Ду-Цзин-Хуа А.Г.,

с участием помощника прокурора .... ФИО5,

представителя ответчика ФИО1 муниципального образования ФИО6,

представителя третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ...., действующего в защиту интересов Российской Федерации, в лице ТУ Росимущества в .... к ФИО1 муниципального образования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения

УСТАНОВИЛ:

...., действуя в защиту интересов Российской Федерации, в лице ТУ Росимущества в .... обратился в Иркутский районный суд .... с исковым заявлением к ФИО1 муниципального образования, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой .... проведена проверка по факту незаконного предоставлении земельных участков, расположенных в границах земель лесного фонда на территории ФИО1 муниципального образования. В результате проверки установлено, что постановлением ФИО1 муниципального образования от **/**/**** земельный участок с кадастровым номером площадью 23481 кв.м., расположенный по адресу: ...., предоставлен ФИО1 муниципального образования в постоянное (бессрочное) пользование из земель населенных пунктов ФИО1 муниципального образования, предназначенных для отдыха (рекреации). **/**/**** на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности ФИО1 муниципального образования.

В соответствии с данными Государственного лесного реестра (материалами лесоустройства Иркутского лесничества) земельный участок с кадастровым номером частично расположен на землях лесного фонда.

Кроме того, земельный участок лесного фонда Иркутского лесничества, на котором расположен спорный земельный участок, включен в границы населенного пункта Молодежный, утвержденные решением Думы ФИО1 муниципального образования от **/**/**** /дгп «Об утверждении Генерального плана ФИО1 муниципального образования ....», без согласования с Рослесхозом.

Решением Иркутского областного суда .... от **/**/**** по иску Рослесхоза решение Думы ФИО1 муниципального образования от **/**/**** /дгп «Об утверждении Генерального плана ФИО1 муниципального образования ....» признано недействующим в части включения в границы населенных пунктов Молодежный, Ново-Разводная земель лесного фонда (в том числе спорного земельного участка).

Лесной участок, на котором расположен спорный земельный участок, является федеральной собственностью и право постоянного (бессрочного) пользования ФИО1 муниципального образования, по мнению прокурора, подлежит признанию отсутствующим.

Согласно исковым требованиям в уточненной редакции прокурор .... просит: истребовать из чужого незаконного владения у ФИО1 муниципального образования земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: .....

В судебном заседании помощник прокурора .... ФИО5 заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил требования удовлетворить, находя их законными и обоснованными.

Представитель истца Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в .... в судебное заседание не явился, извещен судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Представитель ответчика ФИО1 муниципального образования ФИО6, действующий в судебном заседании на основании доверенности, исковые требования не признал, возражал против удовлетворения требований истца, представив суду свои возражения в письменном виде. Настаивал на пропуске истцом срока исковой давности по заявленным исковым требованиям. Просил прекратить производство по настоящему делу, указав, что решением арбитражного суда .... от **/**/**** по делу № А отказано в удовлетворении исковых требований федерального агентства лесного хозяйства к ФИО1 муниципального образования о признании отсутствующим право собственности ФИО1 муниципального образования - ФИО2 сельского поселения на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: .....

Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» по .... ФИО4, действующая в судебном заседании на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать. В материалы дела представила письменные возражения.

Представители третьих лиц Министерства лесного комплекса ...., Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ...., Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, принимая во внимание надлежащее извещение ответчика, третьих лиц о рассмотрении дела, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Нормами гражданского процессуального законодательства, в частности ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В силу п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство основывается на признании неприкосновенности собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Из ст.ст. 301 - 304 Гражданского кодекса РФ вытекает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие) (ст. 101 Земельного кодекса РФ).

Исходя из ст. 8 Лесного кодекса РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в собственности Российской Федерации. Органами местного самоуправления согласно ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности.

На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что постановлением ФИО1 муниципального образования от **/**/**** земельный участок с кадастровым номером , площадью 23481 кв.м., расположенный по адресу: .... предоставлен ФИО1 муниципального образования в постоянное (бессрочное) из земель населенных пунктов ФИО1 муниципального образования, предназначенного для отдыха (рекреации).

Земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: .... постановлен на государственный кадастровый учет **/**/****.

**/**/**** в Едином государственном реестре недвижимости на указанный земельный участок зарегистрировано право собственности ФИО1 муниципального образования.

В настоящее время по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером имеет следующие характеристики: категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для отдыха (рекреации), площадь 23481 кв.м.

Таким образом, на момент рассмотрения дела в суде ответчик является собственником спорного земельного участка с кадастровым номером , право собственности ответчика на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке и никем не оспорено.

Следует отметить, в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером были внесены **/**/**** с изначальным присвоением им категории земель: земли населенных пунктов, вида разрешенного использования - для отдыха (рекреации).

11 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель».

Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.

Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в ст. 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Кроме того, в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (статья 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ).

Тем самым федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Такое толкование Федеральному закону от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ дано Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 21 сентября 2017 года № 1795-О, в котором указано на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов при разрешении дел об изъятии у добросовестных собственников земельных участков, относящихся согласно данным государственного лесного реестра к землям лесного фонда.

Толкование положений действующего законодательства, исходя из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при котором допускается возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 № 1795-О, приведет к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Как указано выше и следует из материалов дела, согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, спорный земельный участок находится на землях населенных пунктов.

В ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указаны земельные участки, на которые положения части 3 настоящей статьи не распространяются. Спорный земельный участок к земельным участкам, поименованным в части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», не относятся.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм права и их разъяснений, а также установленных фактических обстоятельств дела, отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований прокурора Иркутского района об истребовании земельного участка с кадастровым номером из чужого незаконного владения ответчика.

Установленный названным Федеральным законом приоритет записей в Едином государственном реестре недвижимости, определяющий категорию земельных участков, и которому придана обратная сила, исключает в данном случае возможность удовлетворения виндикационного иска. Ответчик в силу закона признается надлежащим и добросовестным правообладателем спорного земельного участка, который не подлежат возврату в лесной фонд путем его истребования из чужого незаконного владения.

В нарушение положений ст.ст. 56-57 ГПК РФ истцом в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих незаконность постановки земельного участка с кадастровым номером на государственный кадастровый учет.

В ходе судебного разбирательства представителем ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности.

Как следует из положений ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В силу п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Тем же постановлением разъяснено, что срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 4).

При обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление (пункт 5).

По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.

В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 6).

В силу положений статей 124 и 125 ГК РФ субъектами государственной собственности являются публично-правовые образования, от имени которых выступают соответствующие органы.

Судом установлено, что истцу о предполагаемом нарушении прав стало известно в ходе прокурорской проверки, по итогам которой **/**/**** ФИО1 муниципального образования вынесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения представления ФИО2 предложено прокурору обратиться за судебной защитой.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцу стало известно о нарушении предполагаемого права в марте 2020 года, с настоящим исковым заявлением прокурор .... обратился **/**/****, то есть в установленные действующим законодательством сроки.

Доводы представителя ответчика о том, что обстоятельства вхождения спорного земельного участка в состав земель лесного фонда стали или должны были стать известны ТУ Росимущества в .... (правопреемнику МТУ Росимущества в .... и ....) при обращении ТУ Росимущества в .... в Иркутский областной суд и рассмотрении административного дела , суд оценивает критически, поскольку из решения по административному делу а- не следует, что именно спорный земельный участок с кадастровым номером относится к землям лесного фонда. В связи с чем оснований для исчисления срока исковой давности с **/**/****, то есть с момента решения суда о признании недействующим генерального плана ФИО1 муниципального образования у суда не имеется.

В ходе судебного заседания представителем ответчика ФИО6 заявлено ходатайство о прекращении производства по делу по причине наличия вступившего в законную силу решения суда. В обоснование ходатайства представителем ответчика указано, что решением арбитражного суда .... от **/**/**** по делу № А- отказано в удовлетворении исковых требований федерального агентства лесного хозяйства к ФИО1 муниципального образования о признании отсутствующим право собственности ФИО1 муниципального образования - ФИО2 сельского поселения на часть земельного участка с кадастровым номером , расположенный по адресу: .....

Судом установлено, что Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Арбитражный суд .... с исковым заявлением к ФИО1 муниципального образования о признании отсутствующим право собственности ФИО1 муниципального образования - ФИО2 сельского поселения части земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., площадью 19 905 кв.м.

Решением Арбитражного суда .... от **/**/**** в удовлетворении исковых требований Федеральное агентство лесного хозяйства отказано.

Согласно абз. 3 ст. 220 Гражданского процессуального кодекса РФ уд прекращает производство по делу в случае, если: имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

Анализируя предметы заявленных исковых требований, субъектный состав лиц участвующих в делах, суд не находит оснований для признания дел однородными, в связи с чем, оснований для прекращения производства по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ...., действующего в защиту интересов Российской Федерации, в лице ТУ Росимущества в .... к ФИО1 муниципального образования об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Д.И. Столповская

В окончательной форме решение суда принято **/**/****.

2-3829/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области
Прокурор Иркутского района
Ответчики
Администрация Молодежного муниципального образования
Глава Администрации Молодежного муниципального образования Степанов А.Г.
Другие
ФГБУ ФКП Росреестра по Иркутской области
Федеральное агенство лесного хозяйства
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Столповская Д.И.
Дело на сайте суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
29.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
01.08.2022Передача материалов судье
08.08.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2022Предварительное судебное заседание
05.09.2022Предварительное судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
25.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее