Дело № 2-52/2018
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
24 апреля 2018 года пос.Молоково
Молоковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Лыкова Ю.А.
при секретаре Соколовой Т.П.
с участием заместителя прокурора Молоковского района Тверской области Ляпкина А.А.,
ответчика – представителя Акционерного Общества «Молоковское дорожное ремонтно-строительное управление» Кувалдина К.В..
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Молоковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному Обществу «Молоковское дорожное ремонтно-строительное управление» о признании незаконным бездействия по не проведению специальной оценки условий труда и возложении обязанности провести специальную оценку условий труда,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Молоковского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному Обществу «Молоковское дорожное ремонтно-строительное управление» о признании незаконным бездействия по не проведению специальной оценки условий труда и возложении обязанности провести специальную оценку условий труда.
В обоснование заявленных прокурором исковых требований указано следующее.
Прокуратурой Молоковского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности Акционерного Общества «Молоковское дорожное ремонтно-строительное управление» (далее – АО «Молоковское ДРСУ»).
В соответствии со ст.5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст.ст. 11, 22 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В силу ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии со ст. 419 Трудового кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности АО «Молоковское ДРСУ» является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, дополнительными: разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина; строительство жилых и нежилых зданий; строительство автомобильных дорог и автомагистралей; строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки; производство земляных работ; деятельность вспомогательная связанная с автомобильным транспортом; деятельность вспомогательная прочая связанная с перевозками.
На основании договора № 17 от 22.10.2011 испытательной лабораторией ООО «Лаборатория Оптимал» в АО «Молоковское ДРСУ» проведена аттестация 22 рабочих мест по условиям труда, а именно: генеральный директор; заместитель генерального директора; главный бухгалтер; механик; мастер; бухгалтер; диспетчер; машинист экскаватора; машинист автогрейдера; машинист погрузчика ПК; водитель; рабочий; токарь; уборщик производственных и служебных помещений.
Р’ СЃРІРѕРґРЅРѕР№ ведомости результатов аттестации рабочих мест РїРѕ условиям труда указано, что РёР· 22 рабочих мест 3 рабочих места - признаны условно допустимыми (тяжелыми), 19 рабочих мест- вредными Рё (или) опасными, 15 рабочих мест Рё работников РЅРµ обеспечены РЎРР— (средствами индивидуальной защиты).
Срок действия проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда в АО «Молоковское ДРСУ» окончен 22.10.2016.
Согласно штатного расписания от 07.08.2017 в АО «Молоковское ДРСУ» имеются следующие должности: генеральный директор, заместитель генерального директора по производству, главный бухгалтер, механик, мастер, бухгалтер, диспетчер.
В ходе проверки 20.03.2018 в период времени с 14 час. 30 мин. по 15 час. 50 мин. в здании АО «Молоковское ДРСУ», расположенного по адресу: Тверская область, пгт. Молоково, ул. Красноармейская, д. 22, установлено, что в АО «Молоковское ДРСУ» не проведена специальная оценка условий труда на следующих рабочих местах: генеральный директор, заместитель генерального директора по производству, главный бухгалтер, механик, мастер, бухгалтер, диспетчер.
В настоящее время необходимо проведение специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах, поскольку они напрямую касаются технологического процесса и являются потенциально опасными.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
РСЃРєРѕРІРѕРµ заявление предъявляется РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, так как точный РєСЂСѓРі лиц, права Рё интересы которых нарушаются РІ настоящее время, Рё Р±СѓРґСѓС‚ нарушаться РІ будущем, привлечь РёС… РІ качестве истцов, указать РІ решении СЃСѓРґР°, Р° также решить РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ правах Рё обязанностях каждого РїСЂРё разрешении дела - определить невозможно.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращение в защиту прав неопределенного круга лиц обосновано тем, что определить конкретное количество лиц, права которых нарушены, не предоставляется возможным.
В судебном заседании заместитель прокурора Молоковского района Тверской области Ляпкин А.А. заявленный прокурором иск поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик – представитель АО «Молоковское ДРСУ» Кувалдин К.В. исковые требования признал и указал, что ответчиком 06.04.2018 заключен с ООО «Лаборатория Оптимал» договор на выполнение работ по проведению специальной оценки условий труда. Данные работы исполнителем в ближайшее время будут выполнены.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Согласно пункту 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу статьи 210 Трудового кодекса Российской Федерации основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.
Согласно ст.ст. 11, 22 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
В силу ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней
комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определенных статьей 7 настоящего Федерального закона, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ (л.д.14-26) основным видом экономической деятельности АО «Молоковское ДРСУ» является деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей, дополнительными: разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина; строительство жилых и нежилых зданий; строительство автомобильных дорог и автомагистралей; строительство прочих инженерных сооружений, не включенных в другие группировки; производство земляных работ; деятельность вспомогательная связанная с автомобильным транспортом; деятельность вспомогательная прочая связанная с перевозками.
На основании договора № 17 от 22.10.2011 испытательной лабораторией ООО «Лаборатория Оптимал» в АО «Молоковское ДРСУ» проведена аттестация 22 рабочих мест по условиям труда, а именно: генеральный директор; заместитель генерального директора; главный бухгалтер; механик; мастер; бухгалтер; диспетчер; машинист экскаватора; машинист автогрейдера; машинист погрузчика ПК; водитель; рабочий; токарь; уборщик производственных и служебных помещений.
Р’ СЃРІРѕРґРЅРѕР№ ведомости результатов аттестации рабочих мест РїРѕ условиям труда указано, что РёР· 22 рабочих мест 3 рабочих места - признаны условно допустимыми (тяжелыми), 19 рабочих мест - вредными Рё (или) опасными, 15 рабочих мест Рё работников РЅРµ обеспечены РЎРР— (средствами индивидуальной защиты).
Срок действия проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда в АО «Молоковское ДРСУ» окончен 22.10.2016 года.
Согласно штатного расписания от 07.08.2017 (л.д.8) в АО «Молоковское ДРСУ» имеются следующие должности: генеральный директор, заместитель генерального директора по производству, главный бухгалтер, механик, мастер, бухгалтер, диспетчер.
В ходе прокурорской проверки 20.03.2018 установлено, что в АО «Молоковское ДРСУ» не проведена специальная оценка условий труда на следующих рабочих местах: генеральный директор, заместитель генерального директора по производству, главный бухгалтер, механик, мастер, бухгалтер, диспетчер.
Принимая во внимание, что ответчиком в нарушение законодательства в сфере охраны труда на момент подачи прокурором искового заявления, не проведена специальная оценка условий труда указанных в иске рабочих мест, суд считает, что прокурор обоснованно в соответствии со ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц, так как круг лиц, в интересах которых обратился прокурор, определить невозможно, в силу того, что специальная оценка условий труда не связана с деятельностью конкретного работника, а направлена на обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, должности которых могут занимать разные работники.
Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждают бездействие последнего при исполнении возложенных законом обязанностей.
Согласно договора №33 от 06.04.2018 (л.д.44-53), заключенного между АО Молоковское ДРСУ (заказчик) и ООО «»Лаборатория Оптимал» (исполнитель), последний обязуется в мае 2018 выполнить предусмотренные настоящим договором работы по проведению специальной оценке условий труда.
Суд, установив, что на момент рассмотрения настоящего дела ответчиком не представлены доказательства о проведении специальной оценки условий труда на указанных в иске рабочих местах, чем нарушается права работников их занимаемых на безопасные условия труда, поскольку они напрямую касаются технологического процесса и являются потенциально опасными, считает, что заявленные прокурором требования о возложении на ответчика обязанности по проведению специальной оценки условий труда подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что истец - прокурор Молоковского района, исковые требования которого удовлетворены, в соответствии с подп. 9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по настоящему делу, освобожден, на основании подп.7 п.1 ст.333.19, подп.8 п.1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, в соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 300 рублей, подлежит взысканию с ответчика АО «Молоковское ДРСУ», не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст.45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Молоковского района Тверской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Акционерного Общества «Молоковское дорожное ремонтно-строительное управление» по не проведению специальной оценки условий труда на следующих рабочих местах: генеральный директор, заместитель генерального директора по производству, главный бухгалтер, механик, мастер, бухгалтер, диспетчер.
Обязать Акционерное Общество «Молоковское дорожное ремонтно-строительное управление» провести специальную оценку условий труда на следующих рабочих местах: генеральный директор, заместитель генерального директора по производству, главный бухгалтер, механик, мастер, бухгалтер, диспетчер.
Взыскать с Акционерного Общества «Молоковское дорожное ремонтно-строительное управление» в бюджет Молоковского муниципального района Тверской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Молоковский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 24 апреля 2018 года.
Председательствующий Ю.А. Лыков