Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 марта 2020 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Цыбикдоржиева Т.В.,
при помощнике Замбаловой О.Н.,
при секретаре Цыреновой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело ... по иску Молчанова Владимира Александровича к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия об отмене решения и обязании выдать разрешения на работу,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, Молчанов В.А. просит отменить решение Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия от 10 декабря 2019года и обязать разрешить ему работать в образовательном учреждении в МДОУ «Росинка» в должности дворника, сторожа и рабочего по обслуживанию здания.
В судебном заседании истец Молчанов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме и суду пояснил, что не согласен с решением комиссии.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Таханов Б.В. просил рассмотреть дело в их отсутствии, возражала против удовлетворения иска.
Исследовав материалы дела, выслушав истца, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 331 Трудового кодекса РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:
лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, не указанные в абзаце третьем настоящей части;
Согласно п.1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
Пункт 2.1 названной статьи определяет, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, принимают решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних.
Указанное решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть обжаловано в суд.
Как установлено судом, истец Молчанов В.А. обратился в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия ( далее – Комиссия) с заявлением о допуске его к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развитая несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления медицинского обеспечения социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусстве с участием несовершеннолетних.
Из материалов дела и пояснений истца следует, что он работал в образовательном учреждении в МДОУ «Росинка» в должности дворника, сторожа и рабочего по обслуживанию здания. На данный момент уволен, желает продолжить свою трудовую деятельность в данном детском саду на этих же должностях.
Также из материалов дела установлено, что приговором Прибайкальского районного суда РБ Молчанов В.А. был осужден по Уголовного кодекса РФ к лишению свободы сроком на 5 лет условно с испытательным сроком на 3 года. Таким образом, в силу положений ст.15 Уголовного кодекса РФ им совершены умышленные тяжкие преступления.
10 декабря 2019года решением Комиссии своим решением отказала Молчанову В.А. в рассмотрении его заявления, указав, что не имеет полномочий для рассмотрения данного заявления.
Проверяя доводы иска о незаконности данного решения суд пришел к следующему.
Порядок принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта (в том числе перечень документов, представляемых для принятия решения, сроки их рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав), форма документа, содержащего данное решение, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. (абз2 п.2.1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2015 N 796 утверждены Правила принятия комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляющей деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, решения о допуске или недопуске лиц, имевших судимость, к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних ( далее – Правила)
Согласно п. 2 Правил комиссия принимает решение в отношении лиц, имевших судимость, а также лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), за преступления небольшой и средней тяжести против: а) жизни и здоровья; б) свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы); в) семьи и несовершеннолетних; г) здоровья населения и общественной нравственности; д) основ конституционного строя и безопасности государства; д(1)) мира и безопасности человечества; е) общественной безопасности.
Пункт 4 Правил предусматривает, что лицо, относящееся к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил, желающее заниматься деятельностью с участием несовершеннолетних (далее - заявитель), либо его представитель пишет заявление в произвольной форме, собственноручно подписывает его и обращается с письменным заявлением в комиссию.
В силу п. 9 Правил комиссия отказывает в рассмотрении заявления в следующих случаях поступление заявления от лица, не относящегося к категории лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
На основании изложенного, учитывая, что комиссия правомочна принимать решения только в отношении лиц, имевших судимость за преступления небольшой и средней тяжести, тогда как Молчанов В.А. был осуждён за умышленное тяжкое преступление, то решение комиссии об отказе в рассмотрении заявления истца правомерно.
Доводы истца о погашении судимости, его положительной характеристики не имеют юридического значения для настоящего административного иска.
Отказывая в удовлетворении иска, суд исходит из того, что решение комиссии совершено в рамках предоставленных законом полномочий и не нарушает прав и охраняемых законом интересов истца.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Молчанова Владимира Александровича к Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Республики Бурятия об отмене решения и обязании выдать разрешения на работу оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья: Т.В.Цыбикдоржиева