Решение по делу № 3а-590/2020 от 03.08.2020

Дело № 3а-590/2020                                                             29 октября 2020 года

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Архангельский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой А.В.,

при секретаре Степанишиной С.Н.,

с участием прокурора Васильева С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске 29 октября 2020 года административное исковое заявление Коноплева С. В. о признании недействующими Генерального плана муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 02 апреля 2020 года № 37-п, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 26 декабря 2019 года № 38-п, в части установления объединенной санитарно-защитной зоны от территории предприятий (<данные изъяты>

у с т а н о в и л:

Коноплев С.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Генерального плана муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 02 апреля 2020 года № 37-п, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 26 декабря 2019 года № 38-п, в части установления объединенной санитарно-защитной зоны от территории предприятий (<данные изъяты>

В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: г<данные изъяты>. Для получения разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо прохождение процедуры внесения изменений в проект планировки территории, что невозможно, поскольку земельный участок располагается в санитарно-защитной зоне. Указанное обстоятельство является препятствием для предоставления условно-разрешенного вида использования земельного участка «многоэтажная жилая застройка». Согласно п.п. 4.2,4.3 Санитарных правил установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектом и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. Санитарно-защитная зона для территории кадастрового квартала, в который включен земельный участок, принадлежащий истцу, в порядке, предусмотренном законом, не устанавливалась. При утверждении Генерального плана, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск» министерство строительства и архитектуры Архангельской области превысило пределы компетенции в части установления санитарно-защитной зоны для территории вышеуказанного кадастрового квартала, оспариваемые нормативные правовые акты в указанной части приняты в нарушение действующего федерального законодательства.

Представитель административного ответчика министерства строительства и архитектуры Архангельской области Усенко Ю.А. с иском не согласилась, указала, что Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск» утратили силу, постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области № 68-п от 29 сентября 2020 года утверждены новые Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск». Оспариваемыми административным истцом Генеральным планом, Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск» санитарно-защитная зона от предприятий, расположенных по адресу: г. Архангельск, <адрес>, не была предусмотрена. Действующими Правилами землепользования и застройки муниципального образования санитарно-защитная зона на территории, в границах которой располагается земельный участок административного истца, также не установлена. С 01 января 2019 года разрешение вопроса об установлении (отсутствии) санитарно-защитной зоны на территории Архангельской области отнесено к полномочиям Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Архангельской области. Управлением решения об установлении санитарно-защитной зоны в границах принадлежащего истцу земельного участка, не принималось. Предложений об установлении санитарно-защитной зоны по результатам проведенных общественных обсуждений также не поступило. Полагает, что основания для удовлетворения требований административного истца отсутствуют.

В судебное заседание административный истец, заинтересованные лица - глава муниципального образования, представитель администрации муниципального образования «Город Архангельск», извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились.

Дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя административного ответчика,                                заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенным по адресу г<данные изъяты>

Оспаривая Генеральный план муниципального образования «Город Архангельск», утвержденный постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 02 апреля 2020 года № 37-п, Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденные постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 26 декабря 2019 года № 38-п, в части установления объединенной санитарно-защитной зоны от территории предприятий, административный истец указывает на то, что принадлежащий ему земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны от территории предприятий, расположенных по адресу: г. <данные изъяты> чем нарушены его права как собственника на изменение вида разрешенного использования земельного участка. В обоснование нарушения прав и факта наличия санитарно-защитной зоны ссылается на ответ департамента градостроительства администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 09 апреля 2019 года (л.д. 29, т. 1).

Согласно п. 26 ч.1 ст. 16, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1, 3 ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 32 ГрК РФ утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.

В силу абз. 5 подп. 1 п. 1 ст. 7.6.1 областного закона от 23 сентября 2004 года № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» с 01 января 2019 года к полномочиям органов государственной власти Архангельской области в сфере градостроительной деятельности относятся полномочия органов местного самоуправления городских округов в сфере градостроительной деятельности по подготовке, согласованию, утверждению правил землепользования, застройки городских округов, в том числе изменений в утвержденные правила землепользования и застройки городских округов, подготовке, согласованию, утверждению генеральных планов городских округов, в том числе изменений в утвержденные Генеральные планы городских округов.

    В соответствии с п. 1 Положения о министерстве строительства и архитектуры Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 11 июня 2015 года № 214-пп, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере градостроительной деятельности является министерство. Согласно ст. 7.6.4 вышеуказанного областного закона, подп. 5, 7 п. 11.2 Положения о министерстве подготовка, утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов, в том числе изменений в утвержденные правила застройки, генеральные планы находится в компетенции министерства.

    Постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 26 декабря 2019 года №38-п утверждены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», Правила землепользования и застройки муниципального образования изложены в новой редакции.

Постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 02 апреля 2020 года №37-п утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Архангельск» на расчетный срок до 2040 года.

Представленные суду материалы свидетельствуют о том, что Генеральный план, Правила землепользования и застройки, отдельные положения которых оспариваются административным истцом, приняты уполномоченным органом с соблюдением установленной градостроительным законодательством процедуры, опубликованы в установленном законом порядке. Стороной истца по данным основаниям нормативные акты не оспариваются.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав, свобод и законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Из материалов дела следует, что постановлением министерством строительства и архитектуры Архангельской области от 29 сентября 2020 года № 68-п утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск». Оспариваемые административным истцом в части установления объединенной санитарно-защитной зоны от территории предприятий (<данные изъяты> Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденные постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 26 декабря 2019 года № 38-п, утратили силу.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, следовательно, такой акт не может быть предметом судебной проверки.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного суд также вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» следует, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, отсутствуют нарушение или угроза нарушения его прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании установлено, что права административного истца оспариваемыми нормативными актами не были нарушены.

В соответствии с п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами, в том числе органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Исходя из положений статьи 23 ГрК РФ генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа. При этом, положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о характеристиках зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий.

Представленные суду административным ответчиком карты границ зон с особыми условиями использования территории, содержащиеся в Генеральном плане, Правилах землепользования и застройки, не содержат сведений о наличии на <данные изъяты> объединенной санитарно-защитной зоны от предприятий, расположенных по адресу г. Архангельск, <адрес>.

Согласно информации департамента градостроительства администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 12 октября 2020 года санитарно-защитная зона от предприятий, расположенных по адресу г. Архангельск, <адрес> (все корпуса и строения), отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 62 КАС РФ по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

Доказательств нарушения оспариваемыми Правилами землепользования и застройки, Генеральным планом муниципального образования «Город Архангельск» прав административного истца вследствие установления данными актами санитарно-защитной зоны в границах принадлежащего истцу земельного участка суду не представлено. Информация о наличии санитарно-защитной зоны, содержащаяся в ответе департамента градостроительства администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 09 апреля 2019 года, на которую ссылается административный истец, опровергается исследованными судом доказательствами.

В соответствии с частью 1 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 данного Кодекса.

Статьей 194 КАС РФ определено, что суд прекращает производство по административному делу в случаях, предусмотренных данным Кодексом (часть 3).

Согласно п. 3 ч.1 ст. 128 указанного Кодекса судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта не следует, что этим актом нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку оспариваемыми правовыми актами безусловно не затрагиваются права и законные интересы административного истца, Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденные постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 26 декабря 2019 года № 38-п, утратили силу, производство по настоящему административному делу подлежит прекращению.

Государственная пошлина, уплаченная административным истцом в размере 300 рублей по чеку-ордеру № 4991 от 30 июля 2020 года подлежит возврату согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 п.1 ч.2 ст. 214, ст. ст. 198, 199 КАС РФ, суд

                                        определил:

Производство по административному делу по административному исковому заявлению Коноплева С. В. о признании недействующими Генерального плана муниципального образования «Город Архангельск», утвержденного постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 02 апреля 2020 года № 37-п, Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденных постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 26 декабря 2019 года -п, в части установления объединенной санитарно-защитной зоны от территории предприятий (<данные изъяты> - прекратить.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Возвратить Коноплеву С. В. государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную по чеку-ордеру № 4991 от 30 июля 2020 года.

На определение может быть подана частная жалоба, прокурором принесено представление во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати рабочих дней со дня вынесения определения путем подачи частной жалобы, представления через Архангельский областной суд.

Председательствующий                                                                     А.В. Панкова

3а-590/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
Коноплев Сергей Владимирович
Прокурор Архангельской области
Ответчики
Министерство строительства и архитектуры Архангельской области
Другие
Бушуев Анатолий Сергеевич
Глава муниципального образования «Город Архангельск» Годзиш Игорь Викторович
Администрация МО "Город Архангельск"
Суд
Архангельский областной суд
Судья
Панкова Ангелина Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.arh.sudrf.ru
03.08.2020Регистрация административного искового заявления
03.08.2020Передача материалов судье
05.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
01.09.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.09.2020Предварительное судебное заседание
13.10.2020Предварительное судебное заседание
22.10.2020Предварительное судебное заседание
29.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее